Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Формирование у младших школьников общих умений решать текстовые задачи Формирование у младших школьников общих умений решать текстовые задачи17 января 2011. Разместил: lessons |
Неудовлетворение формирования у учащихся умение решать задачи было связано с тем, что не все учащиеся могли самостоятельно справиться с решением задачи или же предлагали единственный способ решения. Теперь, работая по учебнику математики Н.Б. Истоминой, понятно, что трудности, которые испытывают ученики при решении задач, были связаны с подходом, которого придерживалась, обучая их умению решать задачи.
В методической литературе принято рассматривать два основных подхода в формировании умения решать задачи. Первый – направлен на формирование умения решать задачи определённого вида, т.е. частное умение решать задачи; второй – на формирование общих способов действий при решении задач. При первом подходе одновременно решаются две методические задачи, которые с точки зрения процесса обучения младших школьников математике противоречат друг другу. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, простую задачу используют как средство формирования математического понятия, а с другой стороны, через эту же задачу организуется процесс формирования умения решать задачи. Поэтому, чтобы преодолеть это противоречие методисты рекомендуют решать простые задачи на предметном уровне, практически (с помощью присчитывания). И, как правило, используются однообразные текстовые конструкции, которые всегда начинаются с условия, затем следует вопрос. Часто часть условия заменена рисунком. Это не способствует возникновению у младших школьников потребности анализировать текст задачи, т.е. представлять ситуацию, выявлять структурные компоненты задачи и устанавливать их взаимосвязь, формулировать текст задачи своими словами, моделировать условие задачи. Дети выделяют условие и вопрос, ориентируясь на внешние признаки. Далее даётся образец записи решения каждого типа задачи и на этапе закрепления решается большое количество аналогичных задач. Дети ориентируются на слова-действия: «было – осталось; прилетели – улетели» и т.д., или слова, указывающие на математические понятия: «увеличить на…», «уменьшить на…» и др. Поэтому суть всей работы сводится к «узнаванию» вида задачи. Например, при решении задачи: «В гараже стояло 6 машин. 2 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже?», ученики «рассуждают» так: «Это задача на нахождение остатка. Остаток нахожу вычитанием.» Или: «У Коли было 6 марок, а у Саши на 2 марки меньше. Сколько марок у Саши?» Дети ориентируются на слова: «на меньше..» и меньшее число находят вычитанием. Как правило, простые задачи мои учащиеся решали хорошо, потому что систематически выносила простые задачи всех типов на контроль и наблюдала, как дети выбирают действия для решения задач. Если же какие-то задачи вызывали затруднения, то продолжала работать над «осознанием» понятия. Как мне казалось, осознание заключалось в распознавании слов, способствующих выбору действия. Долго не могла понять, почему же тогда при решении составных задач учащиеся испытывают затруднения? Казалось бы, научились решать простые задачи, входящие в составную, значит и с решением составной задачи дети должны справиться. Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/201101/Формирование умений решать текстовые задачи_(support.shpors.ru).doc
Василец Ольга Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №26, г. Благовещенск Вернуться назад |