Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание > Я и мой внутренний мир Я и мой внутренний мир28 января 2011. Разместил: lessons |
СпецкурсОзабоченность духовно-нравственным состоянием современной молодежи обусловила появление данного спецкурса. Главной целью его было привитие школьникам правильных представлений о совести, нравственных идеалах и разработка программы самовоспитания, направленной на формирование соответствующих умений и навыков у старшеклассников.Тема 1: Презентация личности (2 часа) Задачи: а) рассмотреть возможности старшеклассников; б) показать, что каждый ребенок наделен от природы индивидуальными способностями; в) показать ценность каждого. Семинар включает: тренинг, диагностику. Тема 2: "Я" внутри меня (3 часа) Задачи: а) дать общее понятие о нравственных правилах, регулирующих отношения между людьми; б) проследить соотношение между нравственными требованиями человека и религиозными заповедями; в) определить степень выполнения нравственных норм и их форм (правила, заповеди, законы, обычаи, кодексы); г) выявить степень понимания учащимися основных понятий нравственности, характеризующих отношения между людьми; д) выяснить в процессе использования диагностических и игровых методик нравственные позиции личности, выявить наличие нравственных потребностей старшеклассников. Семинар включает диспут с элементами экспериментального исследования. Тема 3: Кому и что я должен и обязан (2 часа) Задачи: а) определить круг обязанностей перед обществом (коллективом) и перед самим собой; б) дать понятие лебрального и аморального поведения Семинар включает этическую беседу, составление правил нравственной культуры, нравственного кодекса гражданина общества. Тема 4: Добро и зло - всегда рядом, всегда вместе?.. (2 часа) Задачи: а) раскрыть понятия добра и зла с точки зрения нравственных оценок; б) вывести критерии добра и зла вместе с ребятами. Семинар включает круглый стол с элементами психодрамы и социодрамы, составление свода нравственных добродетелей, кодекса доброты и отзывчивости. Тема 5: Совесть. Нужна ли она?! (4 часа) Задачи: а) раскрыть содержание понятия “совесть”; б) рассмотреть эмоциональные проявления совести: стыд, раскаяние, угрызения совести. Семинар включает: круглый стол с элементами диспута, беседы, экспериментальные исследования, психологические социодрамы. Тема 6: Достоинство и честь - могут ли они устареть? (3 часа) Задачи: а) показать отличие понятий “честь” и “достоинство” друг от друга; б) разработать неписаные правила чести и достоинства, выработанные стихийно в среде некоторых компаний. Тема 7: Я могу сам переделать себя (4 часа) Задачи: а) показать возможные способы самовоспитания ребенка; б) рассмотреть взаимосвязь самовоспитания и нравственного самоусовершенствования. Актуальность проблемы воспитания чувства совести у старшеклассников продиктована теми социально - экономическими изменениями, которые произошли в нашем обществе в связи с вступлением в рыночные отношения. Для современной ситуации характерны разворачивание процесса разрушения традиционной для России системы ценностей, падение нравственности, рост потребительских настроений среди подрастающего поколения, которое не может правильно сориентироваться в потоке информации, обрушивающейся на него всевозможными средствами: телевидением, радио, прессой и др. Для многих детей стало невозможно приобщиться к различным ранее доступным формам обучения, т.к. сократилось число учебных учреждений базового и дополнительного образования, многие услуги стали платными, увеличился рост социального сиротства и проявлений жестокого обращения с детьми. Эти социальные проблемы негативно отразились на духовно-нравственном развитии детей. Перемены, происходящие в человеческом сознании, несомненно должны отразиться и в жизни школы. Перед школой сейчас стоит задача возрождения у подрастающего поколения духовно-нравственных идеалов. Современные ученые-педагоги с обеспокоенностью пишут о том, что у части молодежи имеет место сужение субъективно-духовного пространства, переживание состояния нравственного кризиса, возникновение противоречий с внешним миром. На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы нравственных отношений человека к окружающему миру и к самому себе: представления о добродетели, чувстве совести, стыда и др. Одной из главный задач совершенствования работы школы ставится задача улучшения нравственного воспитания школьников, развития такого чувства как совесть, формирование таких качеств как долг, ответственность. Развивать и повышать нравственный уровень старших школьников необходимо воздействием на них различных форм воспитательной и учебной работы. Анализ состояния воспитательной и учебной работы в школах свидетельствует о недостаточном внимании, которое уделяется проблеме воспитания и формирования нравственных качеств в целом. Российская Академия Образования рекомендовала к использованию “Программу по нравственному образованию”. Но сложившаяся ситуация в школах показывает, что этой программой не пользуются. В лучшем случае в ряде школ ведутся занятия по курсу “Человековедение” в старших классах. Всё это ведет к тому, что у учащихся нет четких представлений о совести, долге, ответственности, воспитывается беспринципный, приспосабливающийся человек. Критерием нравственности является совесть. Анализ анкет позволил сделать вывод о том, что учащиеся затрудняются дать определение чувству совести, что говорит о сложности понимания данного чувства. Каждый третий старшеклассник (105 из 350) не смог дать определения совести. Также ответы на вопросы анкеты показали, что каждый второй учащийся (180 из 350) положительно относится к чувству совести, считает, что она помогает жить, каждый четвертый ученик (80 из 350) отрицательно относится к совести, считает, что она мешает жить, каждый третий ученик (90 из 350) имеет двоякое отношение к совести и считает, что в различных ситуациях можно вести себя по-разному, т.е. речь идет о приспособленчестве. При выяснении мотивов, побуждающих соблюдать нравственные нормы поведения, обнаружили, что наиболее значимыми мотивами являются стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении. Таким образом, главное место занимают мотивы, которые характеризуют личность как эгоистическую, которая в первую очередь думает о личных выгодах. Такие чувства как ответственность, долг, которые являются компонентами чувства совести, занимают промежуточное место. Это значит, что в жизни учащиеся применяют их в зависимости от ситуации, т.е. твердых убеждений нет. При выяснении системы ценностных ориентаций у старшеклассников наиболее значимыми оказались рационализм, широта взглядов. К наименее значимым ценностям учащиеся отнесли совесть, терпимость к мнению других людей, умение прощать ошибки. Для выявления уровня нравственной воспитанности старшеклассников был определен уровень развития чувства совести. Высокий уровень имеют 8%, средний 53,1%, низкий 44,9%. Такое положение типично для школ. Оно обусловлено тем, что в школах не ведется целенаправленная работа по воспитанию чувства совести, как ведущего механизма при формировании нравственности. Необходимость системы работы по нравственному воспитанию, куда должны входить специальные уроки нравственности, спецкурсы по человековедению, тематические классные часы и др., где ученик сможет постигнуть и почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, определить свою моральную позицию, поупражняться в нравственных поступках, получив для этого соответствующие нравственные представления и понятия, очевидна. Успешное решение этой проблемы зависит не только от организации совместных усилий педагогов по воспитанию чувства совести, но и от степени разработанности вопроса в теоретическом плане. Выбор нами старшего школьного возраста обусловлен рядом причин: · во-первых, старший школьный возраст - это время выработки собственных взглядов и убеждений, формирования мировоззрения; · во-вторых, старший школьный возраст - это возраст поисков самоопределения; · в-третьих, характерная особенность личности старшеклассника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет уровень требований старшеклассника к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к нравственным качествам одноклассников и взрослых; · в-четвертых, высокий уровень самосознания старшего школьника, в свою очередь, приводит к самовоспитанию. Итак, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышения требовательности к моральному облику человека, формирование самооценки, стремление к самовоспитанию - вот те новообразования, которые появляются в личности старшего школьника. Все вышеизложенное стало основанием для разработки программы спецкурса: “Я и мой внутренний мир”. Его работа велась по следующим темам: 1. Презентация личности. 2. “Я” внутри меня. 3. Добро и зло - всегда рядом, всегда вместе?! 4. Кому и что я должен и обязан. 5. Честь и достоинство. Могут ли они устареть? 6. Совесть. Нужна ли она? 7. Я сам могу переделать себя. В спецкурсе была сделана попытка соединить два подхода к самопознанию: с помощью постоянной внутренней работы, но по пути ненасильственного достижения результата. Именно так в работе спецкурса мы попытались показать учащимся, что совесть - главное в нравственном становлении личности, что она не только воспитывается кем-то, но много зависит от самого человека. Наши занятия были посвящены тому, что бы ребенок целостно понял свой внутренний мир, а мы, взрослые, помогли совершенствовать его. Начинать любое дело современному учителю всегда очень сложно. Во-первых, надо заинтересовать своих учеников, во-вторых, настроиться самому таким образом, что бы чувствовать себя комфортно, уверенно и профессионально, а в-третьих, не позволить себе уйти в монолог, в поучительство, не стать советчиком по всем поводам, избежать жесткой оценки поступков и качеств личности, категоричных суждений. И, главное, на занятиях проявлять минимум равнодушия и максимум доброжелательности, передав энергетически такое же состояние каждому учащемуся. Все занятия проводятся в увлекательной форме: используются игры, занимательные упражнения. Проводятся личностно-значимые беседы, решаются различные жизненные проблемы, используются элементы психотренинга. Как только в группе зарождается интерес к друг другу и возникает переживание относительно самого себя, так уже можно вводить более серьезные формы в содержание занятий, такие, как элементы психотренингов, психодрамы, социодрамы, целью которых является формирование совести у учащихся. Главное, что происходит на занятиях нашего спецкурса - это то, что учащиеся начинают хотеть узнавать о себе и начинают стремиться исправить те недостатки, о которых они узнают. Появляются такие темы, которые заставляют задумываться, анализировать, рассуждать: “Что означает путь к самому себе? Как проявляется во мне душа очищающая (совесть)? Достоинство и честь - могут ли они устареть? Кому и что я должен и обязан? И т.д.” Для выявления ценностных ориентаций мы применили следующие методики: 1. Ранжирование значимых для учащихся качеств личности, выявляющее место совести среди других ценностных ориентации школьников. 2. Диагностическая методика. “55 вопросов к самому себе” (данная методика модифицирована нами в соответствии с учетом современных социальных явлений), позволяющая определить отношение к таким компонентам совести как долг, ответственность, стыд, старательность, соучастие; выявленное внутреннее принятие нравственных норм и нравственных качеств (ответственность, самокритичность, совестливость и др.). 3. Различные творческие работы, посвященные духовно-нравственному состоянию личности. В данных работах учащиеся пытались дать ответы на следующие вопросы: что представляют собой, как воспринимают себя, в каком состоянии находится его личное достоинство, совесть; свободен ли внутренне, готов ли быть верен самому себе; развито ли в нем чувство ответственности, сознания, долга. Для определения уровня сформированности совести у старшеклассников, включая базу знаний, отношения к совести, поведение учащихся и их деятельность, мотивы совершения совестливых поступков, нами были применены следующие методики: 1. Анкета для учащихся, выявляющая понимание совести как категории нравственности: отношение ребят к совести; источник знаний по данной проблеме; оценку и самооценку совестливых проявлений поступков. 2. Диагностические методики: а) “Шкала совестливости” (модифицированный вариант тестов 16 РР, разработанный сотрудниками Иллионского университета под руководством Кэтелла, который является тестовой реализацией подхода к исследованию личности на базе черт и теста ММР1, который предназначен для диагностики типа личности). С помощью данной методики у ребят выявляются в наличии компоненты, составляющие совесть, и компоненты, которые мешают формированию совести у учащегося, шкала обладает высокой компактностью и гомогенностью. б) “55 вопросов к самому себе”, позволяющая определить уровень сформированное совести у детей, позицию испытуемого. в) “Методика оценки нравственных качеств”, разработанная В.Л. Марищук и А.И. Волковым в 1980 году. Она позволяет определить мотивы, побуждающие соблюдать нравственные нормы поведения, переживания вины за нарушение нравственных норм, выявить уровень самооценки развития чувства долга, ответственности, как составляющих компонентов совести. Первое занятие называлось “Презентация личности”. Целью данного занятия было вызвать интерес ребят к самим себе и к своим товарищам. Также на этом занятии ребят подготавливали к постоянной работе над самим собой, пытались выяснить их отношение к совести, к долгу, ответственности. Для этого на занятии были использованы различные игровые методики, различные типы занятий и упражнения, тесты, помогающие определить объективно, каков на самом деле тестирующийся. Каждый ученик принимал активное участие в обсуждении вопросов, высказывая собственное отношение, давая оценку предыдущим высказываниям. В результате обсуждений, ответов на вопросы, рождались другие ответы, более глубокие, значимые, и это дает право сделать вывод о том, что начиная с первого занятия у ребят проходила глубокая внутренняя работа по формированию нравственного мира по становлению совести. Для того, что бы ребята в дальнейшем могли составить план по самовоспитанию, а мы могли найти индивидуальный подход, заполнить программу изучения личности ребенка, наметить индивидуальную программу по формированию и воспитанию нравственных качеств личности, было преложено следующее задание: распределить в две колонки свои недостатки и достоинства. К наиболее распространенным недостаткам учащиеся отнесли: лживость, корыстность, бессовестность, хамство, лень. К достоинствам: целеустремленность, старательность, рационализм, жизнерадостность. Таким образом, мы заполнили индивидуальные программы по формированию совести, в которых было четко и ясно видно, над какими качествами надо работать с тем или иным ребенком. Так же на первом занятии делали упражнение, которое называлось “Какой я человек?” Данным упражнением задавалась установка на постоянный внутренний самоанализ. Ученики работали над предлагаемыми вопросами на всем протяжении занятий, каждый раз возвращались к ответам. Причем, от занятия к занятию ответы менялись вместе с изменением представлений человека о самом себе. Вопросы: 1. Мой жизненный путь: каковы мои успехи и неудачи? 2. Мои конфликты (внешние). В чем состоят мои конфликты с окружающим миром ? Чем я их объясняю? 3. Мои конфликты (внутренние). В чем состоят мои конфликты с самим собой? Чем я их объясняю? 4. Мои дружеские связи: с кем я дружу? Почему? В ходе занятий изменился взгляд на многое проблемы, в частности, изменилось мнение о ключевых моментах жизненного пути, изменились взгляды на отношения с окружающими людьми, с друзьями. Ребята стали больше задумываться о нравственной стороне внутренних и внешних конфликтов, над нравственной стороне отношений с окружающими людьми. На занятии, посвященном нравственному миру личности, нами преследовалась следующая задача: учащиеся должны были задуматься о нравственном идеале человека и к концу занятия составить его для себя. На этом занятии состоялся разговор о том, что в истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Наиболее значимые, проверенные временем, запечатлены в религиозной морали, которая, на наш взгляд, является фундаментом всей нравственности человека. С ребятами была подробно проанализирована Нагорная проповедь. Особо остановились на Золотом правиле нравственности: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”. В результате долгих рассуждений, как надо поступать и как хотите, чтобы с вами поступали, пришли к выводу, который был обобщен в ответе Кати 3.: “.. Поступать надо по совести всегда, тогда не будет зла, тогда не надо ни за что сделанное стыдиться”. Из Нагорной проповеди выделили нравственные нормы: накорми голодных, не оскорбляй людей, не гневайся на людей напрасно, мирись с теми, с кем поссорился, твори милостыню, не подчеркивая этого, замечай свои недостатки, оценивай людей не по словам, а по их делам. Далее был проанализирован второй блок нравственных поучений - Разговор Иисуса Христа с богатым юношей (Мф19, 16-24;Мк10,17-25;Л., 18,18-25). Из этого поучения разобрали шесть требований, выдвинутых И. Христом: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, возлюби ближнего твоего, как самого себя. Разобрали и седьмую нравственную рекомендацию, но она уже не является требованием, а советом: “Если хочешь быть совершенным, - сказал Христос, - пойди продай имение твое и раздай нищим” (Мф., 19,021) Ребята пришли к выводу, что “это простые нравственные нормы поведения человека, соблюдать которые трудно, хотя они просты. Но их соблюдение поможет избежать мук совести, угрызений совести”. В самом начале этого занятия учащимся было дано задание написать нравственный идеал человека. Однако у ребят возникли трудности. Они не имели глубокого представления о нравственном идеале. Их представления скорее подходили к определению хорошего человека. Таким образом, мы стремились к тому, чтобы учащиеся расширили, углубили свои представления о нравственном идеале человека, чтобы задумались, к чему надо стремиться в жизни. Для этого мы рассмотрели религиозные идеалы. В роли религиозных нравственных идеалов выступают религиозные персонажи, жизнь и поступки которых описывают в религиозной литературе. В Евангелие входит много притч. Мы остановились на двух из них: притча о добром самаритянине и притча о блудном сыне. Читая и разбирая притчу о добром самаритянине, мы с ребятами выяснили, что она является предельно ясной конкретизацией нравственного требования любить ближних. Затем мы рассмотрели притчу о блудном сыне. Ребятам сразу был задан вопрос об идее притчи. Сначала они ответили, что эта притча о всепрощении, но после размышлений мы пришли к выводу, что она не о всепрощении, а о великодушии, что в ней звучит призыв к великодушию, к прощению людей, которые искренне раскаялись за недостойные поступки в прошлом и встали на путь исправления. После этой беседы мы попросили ребят дописать нравственный идеал человека. Ответы детей после обсуждения и беседы о нравственно-религиозных идеалах стали более глубокими, продуманными. Ребята стали задумываться о других людях, которые находятся рядом с ними. Очень интересно, что многие в нравственный идеал человека включили наличие совести, хотя на занятии на этом акцент не делался. В конце занятия класс разделили на группы по 4-5 человек и каждой группе дали задание составить кодекс нравственных идеалов и нравственные правила людей. После того, как члены группы обсудили между собой свои задания и составили кодекс и правило, обсуждение перешло в класс. При обсуждении ребята были очень активные, в классе не было равнодушных, что говорило о том, что тема была актуальна для ребят, что все задумались над данной проблемой, что ведущий спецсеминара смог активизировать работу учащихся. Считаем нужным привести примеры нравственных правил людей и кодекса нравственных идеалов как результат работы данного занятия спецсеминара. Нравственные правила людей: 1. Необходимо быть великодушным с людьми. 2. Всегда и во всем слушайся свою совесть и делай так, как она велит. 3. Не будь злопамятным, умей прощать. 4. Уважай мнение другого, даже если ты с ним не согласен. 5. Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. 6. Заботься о всех живых : и о людях, и о животных, только тогда сможешь быть добрым. 7. Старайся не нарушать библейские заповеди. 8. Не психуй, не капризничай, от этого легче не станет, а делай так, как положено. 9. Будь честным не только с людьми, но и в отношении к самому себе, в первую очередь. Кодекс нравственных идеалов: 1. Гуманное отношение к людям. 2. Никогда не стремись сделать что-либо с выгодой для себя. 3. Сначала думай о людях, а потом о себе. 4. Соблюдение 7 заповедей Христа. 5. Если делать что-то, то делать на совесть. 6. Не проходи мимо нуждающихся в твоей помощи. Помоги, чем можешь. 7. Будь справедливым по отношению ко всем. 8. Не обижай никого ни словом, ни даже взглядом. 9. Уважай старших, а родителей люби и заботься о них. 10. Все отношения с людьми строй только на доверии. 11. Делай людям добро, и оно вернется к тебе. Как видим, ребята исходили не из внешнего, а из внутреннего мира человека, они задумались над тем, каким должен быть человек, чтобы жить в согласии с самим собой. На этом занятии ребята уже пытались начинать разговор о добре и зле, о совести. Но мы посчитали, чтобы начать разговор о совести, ребята сначала должны получить представление и составить свое мнение о добре и зле, о долге и обязанности, о чести и достоинстве. Подумав, поразмышляв и применив к себе эти понятия, они объективно смогут говорить и судить о совести. Поэтому следующее занятие нашего спецкурса было посвящено добру и злу. На этом занятии мы сделали попытку определить, что значит быть по-настоящему добрым, выяснить , всегда ли можно определить границу между добром и злом. Для этого на этом занятии применились такие формы работы, как анализ жизненных ситуаций, рассуждения и вынесение собственной оценки высказываниям великих людей, тестирование, дача рекомендаций для работы над собой в виде психотехнических упражнений, составление правил доброты и отзывчивости через групповую форму работы. Васильев Павел Владимирович, доцент кафедры педагогики Коми Государственный педагогический институт, г. Сыктывкар Вернуться назад |