познавательно-развлекательная программа
Ведущий
Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Уже давно позади век величайших
гео-графических открытий, век мореплавателей и путешественников. Ведь
это был XV век. Но, я уверена, что мечта о путешествиях, приключения
живёт в сердцах многих мальчи-шек и девчонок и сегодня. Наверное, именно
поэтому уже несколько лет в нашей стране проходит традиционная "Робинзонада"
для подростков. Это серьёзное испытание для каждого из участников. Ребята
учатся жить и действовать в экстремальных природных условиях, а для
этого необходимо: знания, находчивость, смекалка, выносливость, психологическая
готовность и многое другое.
И сегодня мы предлагаем вам испытать себя в морском путешествии, которое
станет первым шагом к большой "Робинзонаде". Два наших экипажа
отправляются на научно-исследовательских суднах к острову Робинзона
Крузо. Вы, наверное, знаете, что это почти подлинная история. Прототипом
главного героя повести Д.Дэфо был английский моряк Селькир. А значит,
и на карте есть тот самый остров. Называется он остров Ферденандеса,
расположен в Тихом океане недалеко от берегов Чили. Чем примечателен
этот остров? Обитаем ли он? Как быстро преодолеем дальний путь?
Но, пора отправляться в плавание. Экипажи готовы? (Капитаны представляют
свои экипажи: название научно-исследовательского судна. Им вручают гюйсы).
Солнечный день, свежий ветер. Вообще, погода прекрасная и настроение
отличное. В наших экипажах собрались люди, влюблённые в море, жаждущие
приключений. И хотя у всех разные про-фессии, но теперь это одна дружная
семья. И вот наш первый конкурс:
1. Аукцион морских профессий.
Каждая команда поочерёдно называет одну из профессий, необходимых на
судне (профессии военно-морских кораблей не учитываются). Обязательно
должны быть назва-ны: капитан, боцман, лоцман, водолаз, кок, механик,
радист, биолог и т.д.
Команда, которая называет профессию последней, побеждает. Сколько интересных
и нужных профессий! Но, пожалуй, самым уважаемым человеком на корабле,
судне явля-ется матрос, которому любая работа "по плечу".
В этом мы и убедимся.
2. Конкурс "Чтобы палуба сияла".
Приглашаются матросы (по 1 от команды). Им вручают вёдра, швабры. Цель
кон-курса: проявить сноровку, мастерство по наведению порядка на палубе
(условно расчер-чивается территория зала).
Итоги конкурса.
Но есть ещё не менее замечательная профессия - водолаза. И в конкурсе
водолазов мы просим принять участие болельщиков. Каждый участник получает
ласты. Со старто-вой линии по указанному маршруту они пробегают свой
путь в ластах. Кто первым, пре-одолев все препятствия (кегли и др.)
добегает до финиша, получает специальный приз.
Этот конкурс может быть эстафетным.
Теперь мы убедились, что в экипажах - не случайные люди. Они многое
умеют и знают. И, наверное, без труда ответят на вопросы.
3. Конкурс "Эрудит".
1. Самый маленький материк? (Австралия)
2. Самый большой остров? (Гренландия)
3. Назовите фамилию португальского мореплавателя, совершившего первое
в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара.
(Фернандо Магел-лан, 1519-1561)
4. Кто первым из русских мореплавателей совершил кругосветное путешествие?
(Кру-зенштерн)
5. Можно ли самую высокую гору в мире потопить в океане? (Да, Эверест
- 8848 м, Ма-рианская впадина - 11 км.)
6. У какого моря нет берегов? (Саргассово, в Атлантическом океане.)
7. Может ли кит проглотить человека? (Нет, у него очень узкая глотка.)
8. У кого рот на брюхе? (У акулы)
9. Сколько ног у морского ежа? (несколько сот)
10. Какие рыбы долгожители? (Щука - 300 лет, белуга - 100, сом - 60.)
11. Кто автор книги о Робинзоне Крузо? (Д.Дефо)
12. Кто автор книги "Таинственный остров"? (Ж.Верн)
Наше путешествие продолжается. Мы уже далеко в открытом море. На горизонте
появляются корабли иностранных государств. Море сближает континенты,
государства, людей. Издавна моря были важной транспортной сетью, служили
для перевозки грузов, ведения торговли.
Культура и быт каждого государства неповторимы. Исторические памятники,
со-временная архитектура, природные условия, национальные блюда и многое
другое при-влекает тысячи туристов.
4. Конкурс "Реклама-приглашение".
Команды должны определить, каким государствам принадлежат флаги, и сделать
рекламу-приглашение в одно из них. Каждая команда получает национальные
флаги трёх государств (флаги-сувениры, аппликации, рисунки и т.п.).
Время на подготовку - 3-5 ми-нут. Итоги конкурса.
Но кроме дружеских кораблей нам могут встретиться и пиратские. К сожалению,
пи-ратство существует до сих пор, и приобретает более изощрённые формы.
Поэтому экипа-жу необходимо быть в полной боевой готовности. Особая
роль в этом принадлежит вах-тенным, от их наблюдательности и внимания
будет зависеть, кто кого обнаружит первым.
Для следующего конкурса "Морской бой" приглашаются по одному
вахтенному от команды. Им вручают бинокли, карты-схемы (в миниатюре).
5. Конкурс - игра "Морской бой".
По сцене проносят карту-схему с расположенными на ней пиратскими кораблями.
За несколько секунд вахтенные должны запомнить местонахождение этих
кораблей в соответствующей системе координат, а затем отметить их координаты
на выданной карте-схеме. (Вахтенные поочерёдно представляют свои результаты,
и лишь затем подводятся итоги конкурса.)
Ну, что ж, мы успешно преодолеваем препятствия. И даже с пиратскими
кораблями справились. До острова "рукой подать". Но, нас застаёт
шторм, мы попадаем в кораблекрушение. К счастью, волны выбрасывают нас
всех на берег живыми и невредимыми. И, это, главное. Мы спасены. Огонь,
пища, огонь - проблемы, которые встают перед нами. С чего начать? Никакой
провизии с собой.
Давайте осмотрим свои карманы, внимательно посмотрим друг на друга.
Наверняка мы обнаружим какие-либо предметы, вещи, которые бы нам очень
пригодились на остро-ве.
6. Конкурс "Полезный предмет".
Команды получают по несколько предметов. Например: очки, часы, гвозди,
верёвка, леска, газета, колосок ржи и т.п. Вы должны подумать, как и
для чего можно использо-вать тот или иной предмет. Ответы. Комментарий.
Пора обустраиваться на новом месте. Многие вещи и предметы теперь окажут
нам неоценимую услугу. Но этого мало. Надо исследовать территорию острова.
Узнать оби-таем он или нет. Вероятно, будут новые находки и открытия.
7. Конкурс зоологов.
Для этого конкурса приглашают по 1 человеку от команды, которым предстоит
оп-ределить следы людей и птиц (следы нескольких зверей и птиц, характерных
для своего региона, например: медведь, лиса, кабан, глухарь, чайка и
т.д.). Следы рисуют мелом на сцене или в зале. Можно подготовить рисунки.
Среди следов есть и человеческий. Кому бы мог он принадлежать? Ответы
зоологов. Комментарий.
Но я, кажется, догадываюсь, кому принадлежит этот след. Никак, самому
барону Мюнхгаузену?! Вот и его любимое средство передвижения - ядро.
А где же он сам? Ведь след свеженький.
8. Конкурс "Истории от Мюнхгаузена".
Раздаются крики о помощи. "Спасите! Помогите! Я в яме!" Ребята,
это он, барон Мюнхгаузен! Как же Вас угораздило попасть в яму? И глубокая
ли она?
Барон. Да, это результат неудачного приземления. А яма глубиной метра
три. Спаси-те!
Ведущий. Потерпите немного, барон. Ребята, надо помочь! Что вы предложите?!
(ответы ребят) Молодцы! Верёвка есть. Но я знаю, что в таких ситуациях
надо восполь-зоваться беседочным узлом. Он гарантирует, что мы сразу
вытащим барона. Сейчас по-кажу, как он завязывается. Им пользуются для
спасения утопающих, попавших в расще-лины альпинистов.
Ведущие проводят инструктаж по завязыванию беседочного узла. Затем ребята
спа-сают Мюнхгаузена.
Барон. Покорнейше благодарю. Вот неудача какая. Я тут экскурсоводом
устроился. Туристов встречаю.
Ведущий. А о чём Вы им рассказываете?
Барон. Как это о чём? Я ведь был лучшим другом Робинзона. Вот
о нём и о наших похождениях и рассказываю. Всяких там приключений, историй
было с нами...
Ведущий. Не откажите в любезности, расскажите что-нибудь.
Барон. Ну что ж, пожалуйста. (Пересказывает три истории: про
клюквенное дерево, мамонтов, халву.)
Истории вымышленные, но основанные на знании содержания книги Д.Дефо.
Напри-мер: "Основными обитателями острова были мамонты. Только
там они и остались. Для нас с Робинзоном они не представляли никакой
угрозы, мы даже подружились". На самом деле, на острове основными
обитателями были козы.
Ведущий. Да, тут Мюнхгаузен такого наговорил! Может, что-то и
придумал, ведь он большой выдумщик. Давайте попробуем разобраться. (Каждая
команда разгадывает по одной истории, болельщики тоже принимают участие.)
Итоги конкурса.
И вот нас, уставших, спасает корабль. Нам приготовили замечательный
ужин. В ме-ню блюда только из морских даров.
9. Конкурс "Аукцион океанических блюд".
Участвуют по 1 человеку от команды.
Итоги игры. Якорьки - неправильный ответ. У кого их меньше
- у того плавание бы-ло более успешным.
Смекалова Е.М.
{SL_links}
Вернуться назад
|