Vlivkor.Com > Сценарии, Разное, Открытые уроки, Литература > Роль художественной детали в создании образа Роль художественной детали в создании образа3 августа 2011. Разместил: lessons |
Урок-исследование по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"Исследовательская работа на уроке. Совершенствование навыка аналитического чтения, умения расшифровывать различные приемы создания художественного образа.На доске: Художественная деталь - подробность, мелочь, микроэлемент образа: портрета, пейзажа, быта, действия, поведения, поступка. Удачно найденная деталь способствует определенности, представимости, запоминаемости образа. Д/з к уроку: 1. По типу анализа I - III глав (знакомство с героями в начале романа) проанализировать эпизоды знакомства с Ситниковым, Кукшиной и Одинцовой. 2. Почему Павел Петрович не подал руку Базарову? (письменный ответ). Цель: совершенствовать навык аналитического чтения, вдумчивого отношения к различным приемам создания художественного образа в произведении. Вопросы дискуссии. Слово о творческом методе Тургенева — лаконичность, тайный психологизм, особое внимание к художественным деталям. Какие приемы/средства использует Тургенев для создания образа?
Какие из этих приемов можно назвать при знакомстве с героями в 1-3 главах?
Поделитесь своими впечатлениями, которые возникают у вас о героях по этим главам.
Ход урока Учитель. На предыдущем уроке мы остановились на приезде Базарова и Аркадия в дом Кирсановых. Это эпизод встречи Базарова с Павлом Петровичем. - Какие приемы использует автор для создания образа Павла Петровича? (внешность и поступки). - Какие художественные детали внешности вы обнаружили? (руки, ногти, воротнички, душистые усы) - Какие поступки характеризуют Павла Петровича? Как? (не подал руки Базарову) - Почему не подал руки? (не понравилась одежда и волосатость) - Какие основания у Павла Петровича сразу так возненавидеть Базарова? (увидел высокомерие) - Как реализуется в дальнейшем ходе романа эта встреча? (они невзлюбили друг друга сразу и навсегда) Учитель. Сегодня мы нарушаем устоявшуюся логику постепенного знакомства с героями и проведем свое исследование дальше, познакомившись со всеми героями сразу. (Реализация домашнего задания) Автор знакомит нас с новыми действующими лицами, а попутно добавляет информацию для характеристики уже знакомых. - При знакомстве с Ситниковым, Кукшиной и Одинцовой какими приемами пользуется автор? (внешность, портрет, речь интерьер) Задание всему классу: - Отмечаем авторские приемы и записываем отдельно художественные детали, относящиеся к каждому герою. Ситников (славянофильская венгерка, визитная карточка с французской надписью и славянской вязью, чересчур элегантные перчатки, деревянный смех, тупое выражение лица и др.). Вывод: как относится автор к герою? Как к нему относятся Базаров и Аркадий? Ученики делают выводы о внутренней пустоте героя и комичности образа в целом. Кукшина (криво прибитая визитная карточка, неразрезанные журналы, запыленные столы, разбросанные окурки, растрепанная хозяйка, не совсем опрятное платье, пожелтелый горностаевый мех, побуревшие от табаку пальцы, крупные браслеты на коротеньких руках, на балу в грязных перчатках, без кринолины, но с райскою птицей в волосах и др.) Вывод: Каково отношение автора к героине? Как относятся к Кукшиной Базаров и Аркадий? Ученики наверняка обратят внимание на нетактичное поведение Базарова, сделают соответственные выводы, а учитель поможет в случае необходимости. Одинцова (зачесанные гладко волосы, элегантное барежевое платье, умное и спокойное выражение лица, достоинство и врожденный такт, дворецкий в черном фраке, тяжелая дорогая мебель, приличный запах в усадьбе и др. ) Вывод: Как относятся к ней Базаров и Аркадий? Почему иначе, чем к Кукшиной? Что ценят в ней прежде всего? Какую информацию к образам Базарова и Аркадия добавляет знакомство с новыми героями? Общие выводы о творческом методе Тургенева и большой роли художественной детали в создании образа. Домашнее задание: 1. По данному алгоритму составить характеристику родителей Базарова. 2. Сопоставить усадьбы Кукшиной и Одинцовой. 3. Сопоставить интерьер кабинетов Павла Петровича и отца Базарова. Габараева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ №455, г.Санкт-Петербург Вернуться назад |