Урок по окружающему миру в 1-м классе
Урок уточняет знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы. Также совершенствуются умения учащихся узнавать птиц по их описанию. Урок способствует развитию памяти, внимания, логического мышления.
Цели:
- Уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значение для природы. Совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию . Уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
- Развивать взаимосвязь человека с природой. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся.
- Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование:
- Картинки или фото с изображениями птиц.
- Демонстрационный магнитный плакат с карточками “ Птицы зимой” (“Спектра”)
- Звукозаписи с голосами птиц.
- DVD проигрыватель.
- Коробка для кормушки.
- Ножницы , клей , нитка или тесьма.
Этапы урока:
I. Организационный момент.
– Ребята, проверьте свои рабочие места. На парте у вас должен быть учебник, пенал, коробочка, ножницы, клей, тесьма .
II. Объяснение нового материала.
– Сегодня мы отправимся в путешествие по зимнему лесу. Поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. – Как называются эти птицы ? (Зимующие) – Для чего нужны птицы в природе ? (Создают красоту в природе, являются санитарами леса, способствуют размножению растений).
Сказочно красив лес в зимний день, особенно, когда вдруг блестнет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка многих знаете, а для этого вы должны отгадать загадки, чтобы увидеть какие прицы спрятались в лесу. (По мере отгадывания, на доске появляются иллюстрации птиц и учитель дополняет знания учащихся про каждую птицу.)
Физкультминутка.
Ванька-встанька, Приседай-ка. Непослушный ты какой! Нам не справиться с тобой.
Загадки.
Птичка-невеличка Ножки имеет, Ходить не умеет. Хочет сделать шажок – Получается прыжок. (Воробей)
Спинкою зеленовата Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)
Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут! (Снегирь )
Окраской – серовата, Повадкой – воровата, Крикунья хриповатая – Известная персона Кто она ? (Ворона )
Непоседа пестрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (Сорока )
Плотник острым долотом Строит дом с одним окном. (Дятел )
Воробьи спокойно переносят холода, когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ножке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вверх головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогает их длинные и острые коготки. В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самоучек наряд более скромный. Они держаться обычно стайками (7–10 птичек ). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом теплоты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует. Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Клесты единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза. – Ребята, о каких еще зимующих птиц, вы знаете? (Называют птиц, учитель показывает иллюстрации )
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь С ним я крепко подружусь. Подойдет ко мне мороз, Тронет руку,тронет нос. Значит, надо не зевать, Прыгать,бегать,и играть.
– Ребята, когда в лесу столько много птиц, то можно услышать их пение. (звучит музыка с голосами птиц, учитель называет какая птица поет) – Когда птицы так звонко поют? – А когда мы не слышим их пение? – Как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему? – Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и снегу затрудняют птицам добывания корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. – Ой, ребята, к нам в гости кто-то пришел, да еще и известие принес. (Экзотическая птица приносит телеграмму от свих друзей – зимующих птиц, чтобы ребята помогли ей дать ответ.)
“Телеграмма”
“ Встречайте нас мы к вам летим Удостовериться хотим, Что все для нас готово: И корм и ласковое слово. Никто надеемся сейчас, Пернатых не обидет нас. Боимся голода и кошек – Не пожалейте хлебных крошек. Не трудно пир для нас устроить, Кормушку надо нам построить. Немного сало для синиц, И семечек для разных птиц. Труда не будет вам составить, Зато, как звонко будем славить Сердечек ваших доброту, Проснувшись рано по утру! Мы звонко песню, Вам споем И счастлив будет каждый дом! Друзья, не обижайте нас, Ведь мы весну несем для Вас!”
– Как же нам помочь птицам? (Надо сделать кормушки) – Для чего нужны кормушки? – Как долго мы должны помогать птицам? – Чем питаются птицы?
Для различных птиц нужны разные корма, а некоторые надо заранее заготовить. Клесты – шишки. Дятел – шишки, личинки в коре деревьев. Синицы – семечки, овес, сырое несоленое сало, сырое мясо. Воробьи – овес, тыква, пшено, просо. Снегири, свиристели– ягоды рябины и калины (после заморозков). Вороны, галки, сороки – кусочки сырого мяса. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды – собирают в августе – сентябре. Хранят в виде венчиков. Зимой венчики вешают возле кормушек.
– Вы запомнили какой корм едят птицы ?
III. Подведение итогов урока.
– Мы узнали, чем питаются птицы зимой. А теперь мы с вами поможем нашим пернатым птицам. Сделаем кормушки для птиц и откроем “Птичью столовую”. (Учитель объясняет и показывает, как быстро и легко можно сделать кормушку.)
“ Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробьи, снегирь – сосед Будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний – Путешественник – скворец… Вот и песенки конец.” (З.Александрова )
– Какие птицы называются зимующими? Почему? – Назовите этих птиц. – Как надо помогать птицам ? – Чем питаются птицы?
Гаврилкина Елена Васильевна, учитель начальных классов
ГОУ СОШ № 63, г. Москва
{SL_links}
Вернуться назад
|