Урок внеклассного чтения по рассказам В.А. Осеевой
Урок внеклассного чтения ставит следующие цели. Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой глубокий смысл и помогает понять все произведение. Показать, что в центре данных произведений – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст. Научить детей не только читать, но и думать.
Цели:
Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой глубокий смысл и помогает понять все произведение. Показать, что в центре данных произведений – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера. Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст. Научить детей не только читать, но и думать.
Ход урока
Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи. Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги.
чтобы интересное рассказать чтобы научить своих читателей чему-то заставить задуматься над собой, своим поведением.
А какие рассказы вам больше нравится читать: большие, длинные или небольшие по объему, когда можно быстро узнать, чем заканчиваются события.
небольшие.
Каких авторов вы знаете, которые пишут короткие рассказы.
Носов Драгунский и др.
Я вам сейчас прочитаю, что сказала о своих произведениях одна замечательная писательница.
“Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.
Как вы думаете, кто мог бы сказать о своих рассказах такие слова.
В.А.Осеева.
Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве замечательной писательницы Валентины Александровны Осеевой.
В.А.Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера – строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, однако окончить его не удалось. Её семья переехала в Подмосковье. Здесь мама Осеевой стала работать в детском доме, а позже и сама В.А. 17 лет отдала работе в детских домах. Воспитывая детей, она поняла, что не надо читать нотаций, а надо воспитывать силой примера и она стала сочинять маленькие рассказы и пересказывать их своим воспитанникам. Ребятам очень нравились рассказы Валентины Александровны, и именно они уговорили Осееву написать то, что она рассказывала и отнести в редакцию. Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой “Гришка” - о мальчике-беспризорнике. А в 1940 году вышел первый сборник рассказов “Рыжий кот”. Так, благодаря ребятам, мы с вами можем читать эти замечательные рассказы.
На доске слова:
Мудрость Мужество Справедливость Дружба Доброта Долг Правдивость Заботливость Умение помочь Умение прощать
Прочитайте слова. Все ли слова понятны? Если какое-то слово не понятно, можно обратиться к словарю.
Что это за слова?
Это хорошие черты характера.
А когда мы читали рассказы, о чем хотелось подумать, чему эти рассказы учили?
заботиться о людях дружить помогать быть честными
Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
У вас на парте есть лист, на нем написаны названия рассказов, которые мы читали. Выберите из них, какие рассказывают о дружбе и запишите в столбик – О дружбе (самостоятельно).
(Потом идет проверка. Ребята говорят, какие рассказы они отнесли к этой группе и названия рассказов вывешиваются на доске).
Давайте, мы с вами вспомним рассказ “Перышко”.
Что сделал Федя, когда Миша вышел к доске?
Он поменял перышко.
Как повел себя Федя, когда Миша увидел подмену перышка?
Федя стал кричать.
А как вы думаете, почему Федя стал кричать, а не говорил спокойно, тихо?
Он был виноват.
Он не просто кричал, а обвинил Мишу в жадности, не давал сказать ни слова Мише.
А как поступили другие ребята?
Поддержали Федю.
Почему, разве они были все нечестными?
Нет, они просто не разобрались в ситуации.
Кто оказался прав в глазах ребят?
Федя.
А кто прав на самом деле?
Миша.
А что самое обидное, неправильное в этом рассказе?
То, что ребята поддержали Федю, никто не захотел узнать правду, разобраться.
Какое из слов (на доске) подходит к этому рассказу. Чему хотела научить Осеева ребят?
Справедливость.
Важно быть справедливым человеком, но важно вовремя прийти на помощь своим друзьям, родным и даже незнакомым людям, позаботиться о них, и тогда и о вас обязательно кто-нибудь позаботится.
Выберите, в каких рассказах написано о заботливом отношении к людям.
(Ребята пишут названия рассказов во второй столбик. Потом идет проверка, на доску вывешиваются названия рассказов).
Скажите, в каком рассказе мальчики не захотели помочь слабому, а просто стояли и смотрели.
“Плохо”.
В каком рассказе говориться о том, что помогать надо не только знакомым, но и незнакомым людям?
“Просто старушка”.
Кого можно назвать настоящим сыном?
Того, кто готов помочь маме.
Что бы вы посоветовали мальчику из рассказа “Хорошее”?
Не мечтать о несбыточном, а помогать людям, которые рядом с тобой.
В каком рассказе мальчики думали только о себе, совершенно забыв о маме и бабушке?
“Печенье”
2-3 ученика читают рассказ.
Какое настроение было у всех вначале?
Веселое.
А теперь представьте последнюю сцену. Изменилось настроение?
Да.
Если бы вы рисовали иллюстрации к этому рассказу, какая бы картина была самой поучительной, самой острой?
Последняя.
О чем думали бабушка и мама?
О том, что их дети эгоисты.
А кто из ребят все-таки чуть-чуть понял, что поступил неправильно?
Второй мальчик.
А в вашей жизни были такие ситуации, когда вы не думали о своих родителях?
Какое слово (на доске) подходит к этому рассказу?
Заботливость
А бывало так, что вы обижались на маму, когда она заставляла вас что-то делать, а вам не хотелось?
А зачем мама заставляет вас убираться, учить уроки, рано вставать?
Это надо вам самим. Пригодится вам в жизни.
А в каком рассказе мы читали об этом?
“Злая мать и добрая тетя”.
(Название рассказа вывешивается на доску).
(Ученик читает первую половину рассказа).
Вы согласны, что мама злая?
Нет.
А почему девочка так говорила?
Мама её заставляла все делать.
(Ученик читает вторую половину рассказа).
Что девочка поняла, когда выросла?
Что мама была права.
А это можно понять, только став взрослым?
Нет.
Не обижайтесь на маму или папу, когда они заставляют вас работать. Это нужно вам и вы вспомните добрым словом своих родителей, когда станете взрослыми.
Послушайте пословицы и скажите, к какому рассказу она подходит.
Правда правит миром, правда светлее солнца.
Как бы быстро не бежала ложь, правда всегда впереди.
“Что легче”.
Об этом мы читали и в рассказе “Почему”.
Мы уже познакомились с этим рассказом, но настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному, потому что при первом чтении трудно все понять, все осознать.
Мы сделаем маленький шаг к настоящему чтению и попробуем открыть в тексте что-то новое.
Каким был главный герой рассказа?
Он обманул маму, свалил свою вину на собаку.
Обратимся к тексту, попытаемся понять главного героя, какой он человек, какой у него характер.
(Учитель читает предложения из текста в измененном варианте).
“Послышался звон…. Сердце у меня замерло. Я встал со стула и опустил глаза.”
Надо было прочитать “тихонько сполз”.
Но ведь и так понятно. Какая же разница?
Встал – ничего не боится, делает уверенно.
Тихонько сполз – неуверенно, боится, понял, что виноват.
“Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях.
Это Бум!”
И т.д. пропустив “Уши мои горели.” И не делая паузы.
Пропустили слова.
Но и без этих слов понятно, что мальчик обманул маму.
Если пропустить эти слова, то можно подумать, что мальчику легко обманывать, свалить вину на собаку. А так мы видим, что обманывать мальчик не умеет, волнуется, ему стыдно.
А как писательница относится к своему герою?
Ей его жалко.
Но почему же все-таки не признался сразу?
Испугался, но не наказания, а то, что чашка была папина, а они так берегли все папино, ведь папа погиб.
В тексте есть предложение. Его повторили два раза.
“Но мама так берегла все папино”.
Попробуем прочитать это предложение без слова “так”.
Без этого слова непонятно, что чашка была очень дорога.
Маленькое слово, а так важно в тексте.
А как мама догадалась, что чашку разбил мальчик, а не собака, ведь она была на кухне и ничего не видела?
Она поняла по словам и поведению мальчика.
В тексте есть слова, которые помогают понять, что мама догадалась.
“Лицо у мамы потемнело. Стало розовым, даже шея и уши порозовели”.
Маме стало стыдно за сына. А как мама пыталась помочь сыну сказать правду?
“Та очень испугался. Если ты …нечаянно.
Мама не ругает сына. Она ставит его перед выбором.
Мама наказывает Бума.
Легко ли маме принять такое решение?
Нет, ведь Бум тоже папин и мама любит его.
Зачем во второй части так много занимает описание природы?
(учитель читает описание природы).
Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать такую картину.
Черные, коричневые, серые.
А что происходит в душе мальчика?
(Ученик читает отрывок из текста).
Какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить душевное состояние героя?
Черные, серые, коричневые.
Вы обратили внимание, что описание природы и душевное состояние героя очень похожи.
И вместе с первыми ударами дождя мальчик побежал и признался. Все, что накопилось в природе, вырывается наружу дождем. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу – признанием.
Что же так мучило мальчика?
Совесть.
Я хочу вам сказать, что человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя принять решение и исправить её, а окружающим уметь прощать ошибки людей.
Когда читали рассказы, да и просто в жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.
У вас на парте две ручки (красная и синяя) и листочек от дерева. Синей пастой напишите, какая черта вашего характера вам нравиться, а красной – какую черту характера вы бы хотели выработать в себе. Вам могут помочь слова на доске.
(На доске нарисовано дерево. По очереди подходят и приклеивают листочки на дерево).
Посмотрите, человек силой своего характера, целеустремленностью даже сухое дерево может превратить в цветущее. На перемене подойдете и почитаете, что написали ребята.
В.А.Осеева писала не только маленькие рассказы. У неё есть замечательные повести “Динка” и “Динка прощается с детством”, “Васек Трубачев и его товарищи”.
Когда станете постарше, обязательно прочтите эти книги.
А закончить наш урок хотелось бы замечательной песней “Дорогою добра”.
Гаевая Елена Леонидовна, учитель начальных классов
МБОУ "Гимназия №4", г.Стерлитамак, Республика Башкортостан
{SL_links}
Вернуться назад
|