Внеклассное мероприятие по информатике
Мероприятие построено с использованием игровой технологии и драматизации. При разработке мероприятия были поставлены цели, определен объем необходимых знаний, функции и роли участников игры, инструкции участникам, критерии оценок. Главная цель - повторить и обобщить знания о свойствах, типах, способах построения алгоритмов, о принципах построения и работы компьютера - достигнута за счет самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала. Путешествие очень понравилось детям, они смогли проявить себя в неординарной ситуации, повторить, показать и обобщить свои знания.
Цели и задачи мероприятия:
развитие познавательного интереса, логического мышления и творческой активности учащихся; развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию; повторение и закрепление пройденного материала; воспитание уважения к сопернику, воли к победе, находчивости умение работать в команде; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией и компьютером; выявить лучших игроков-эрудитов.
Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями.
Подготовительный этап:
В классе выбираются две группы по 7 человек. В игре задействованы помощники из учеников, зрителей. Ведущий – учитель. Два человека – жюри ведут учет очков команд по каждому конкурсу.
К началу игры нужно подготовить логические вопросы, требующие не более 2-3 минуты на обдумывание, требующие четкого определения.
Структура мероприятия: 1. Организация начала мероприятия. 2. Представление команд. Отправка. 3. Преодоление препятствий. I. этап. Заколдованный мост. II. этап. Закодированные ворота. III. этап. Термины информатики. IV. этап. Разгадайте ребусы. V. этап. Семь степеней защиты. 4. Подведение итогов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок.
Из далекой виртуальной страны Копмьютрон пришел сигнал “SOS!”
“Помогите! К нам в страну закрался ВИРУС и скоро от его пакостей мы все погибнем! Пожалуйста, отправьте к нам две команды юных программистов, потому что только они могут помочь нам в борьбе с ВИРУСОМ. Мы выяснили, что победить его можно очень странным способом. Две команды юных программистов должны бороться между собой в виртуальной реальности. Вирус будет побежден, если команды пройдут все испытания. Оценивать действия команд должно компетентное жюри в настоящей реальности. Мы знаем, что это очень трудно. Но вы наше единственное спасение. Для того чтобы команды не заблудились в виртуальной реальности, мы смогли оправить к ним ПРВОДНИКА. Помогите! SOS! SOS! SOS! ”
Ведущий. Ребята, поможем жителям страны Компьютрон?
Учащиеся. Конечно, поможем.
Ведущий. Итак, нам надо снарядить две команды по 7 человек + капитан.
Первая команда – выбрала название Файлы, и в эту команду входят следующие юные программисты...
{Перечисление участников 1 команды}
Вторая команда – выбрала название Каталоги, и в эту команду входят следующие юные программисты…
{Перечисление участников 2 команды}
Но учтите, путешествие у вас будет необычно, а виртуальное. То есть. Ваши тела будут находиться здесь в кабинете информатики школы №1, а разум отправится в виртуальную реальность в страну Компьютрон.
А для того чтобы мы могли держать связь с вами, каждая команда должна оставить свою эмблему. А жюри оценит ваши эмблемы.
Ведущий. Команды приготовьтесь к отправке в виртуальную реальность. Положите указательный палец правой руки на букву “О”.
{Звучит музыка. Навстречу командам выходит ПРОВОДНИК (ученик)}
I этап. Заколдованный мост
Проводник. А вот и первое испытание. ВИРУС закодировал мост через реку. Информация, которая протекает вокруг компьютерной страны. Для того чтобы раскодировать мост и перейти через него, нужно отгадать волшебное слово, которое образуется в жирных клетках кроссворда. Как только угадаете слово надо поднять руку и сказать вслух волшебное слово и дать определение этого понятия (Приложение1).
{Ученикам даются кроссворды. После отгадывания, кроссворды передаются жюри для оценки.}
Кроссворд для 1 команды
1. Произвольная последовательность символов.
2. Операция, которую выполняет принтер.
3. Монитор – это …, которое выводит информацию на экран.
4. Место на диске, в котором хранятся имена файлов.
Ответы. 1. Информация. 2. Печать. 3. Устройство. 4. Каталог.
Слово по вертикали. Файл.
Кроссворд для 2 команды
1. Самая длинная клавиша.
2. Устройство для ввода информации.
3. Устройство для вывода информации на экран.
4. Монитор, клавиатура, системный блок, мышь – все вместе это называется …
Ответы. 1. Пробел. 2. Клавиатура. 3. Монитор. 4. Компьютер.
Слово по вертикали. Блок.
Ведущий. Итак, команды преодолели первую преграду. Пошли через мост.
{Звучит музыка}
II этап. Закодированные ворота
Ведущий. Команды оказались перед воротами в страну. Ворота на замке.
Замок не простой, а с двоичным кодом. ПРОВОДНИК поможет командам разобраться с новым препятствием.
Проводник. Расшифровать код замка можно, если каждой букве слова “ТОК” поставить порядковый номер в русском алфавите, найти сумму получившихся чисел, затем перевести полученное число в двоичную систему счисления.
Расшифровка слова ТОК:
Т – 20, О – 16, К – 12
20 + 6 + 12 = 48
Перевод в двоичную систему:
48 = 32 + 16 = 25 + 24 = 1000002 + 1100002
Ответ: ТОК – 4810 = 1100002
{Команды выполняют задание и поднимают листок с правильным ответом. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.}
{На экране компьютера высвечивается счет}
III этап. Термины информатики
Ведущий. Ворота открыты.
{Звучит музыка}
Команды попадают в страну Компьютрон.
А новое испытание выпадает на долю капитанов. Но с очередным заданием вас познакомит ПРОВОДНИК.
Проводник. Капитаны по очереди должны называть термины информатики. Проигрывает тот, кто первым остановится. И учтите, чем больше вы называете слов, тем слабее становится ВИРУС.
{Капитаны называют термины информатики, жюри оценивает и на экране высвечивается счет.}
IV этап. Разгадайте ребусы
Ведущий. Еще одну преграду установил на нашем пути коварный ВИРУС.
Проводник. А, чтобы ее преодолеть, каждой команде необходимо разгадать по два ребуса (Приложение 2).
Ответы к ребусам.
1 команда. Алгоритм. Клавиатура. 2 команда. Монитор. Принтер.
V этап. Семь степеней защиты
Ведущий. А теперь командам предстоит генеральное сражение с ВИРУСОМ. Но подробнее об этом расскажет ПРОВОДНИК.
Проводник. Вам нужно пробить семь степеней защиты ВИРУСА, и тогда он будет побежден. Чтобы пробить семь степеней защиты вам надо ответить на семь сложных вопросов. Чем больше ответов, тем слабее защита ВИРУСА.
Вопросы для 1 команды
1. Минимальная единица измерения информация. (Бит) 2. Наглядное изображение каталогов на диске. (Дерево) 3. В какой системе счисления кодируется вся информация в компьютере? (В двоичной) 4. Устройство управления. (Мышь) 5. Файл, предназначенный для чтения человеком, называется …(Текстовым) 6. Переведите 4 в двоичную систему счисления. (10002) 7. Сколько символов можно использовать в расширении файла? (Три)
Вопросы для 2 команды 1. В каких единицах обычно измеряется количество информации? ( В байтах) 2. Файл, который человек не может прочитать, называется… (Двоичным) 3. Устройство ЭВМ для вывода звуковой информации (Колонки) 4. Какую систему счисления мы используем в жизни? (Десятичную) 5. Переведите 2 в двоичную систему счисления. (102) 6. Каким знаком разделяется имя файла и расширение? (Точкой) 7. Как называется каталог, который называется в другом каталоге? (Подкаталог)
Ведущий. Не устояв перед знаниями команд, Вирус произвел самоуничтожение.
{Звучит музыка}
Слово предоставляется жюри.
Жюри вручает дипломы почетных гостей виртуальной страны Копьютрон.
Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/201112/Компьютрон_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
Скачать приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/201112/Компьютрон_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
Газизова Гузель Рашитовна, учитель информатики
ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1", г. Мелеуз, Республика Башкортостан
{SL_links}
Вернуться назад
|