Урок способствует созданию у учащихся картины общности органического и неорганического мира. Учащиеся 11-го класса закрепляют свои знания по написанию уравнений химических реакций в ионной форме, свойств щелочных и щелочно- земельных металлов, активного транспорта против градиента концентраций в клетке на примере натрий - калиевого насоса.
Цель урока:
- показать единство живой и неживой природы.
- обобщить, углубить и расширить знания по химии и биологии;
- проверить усвоение учащимися изученного материала;
- поддержать интерес к изучению химии и биологии.
Если путь твой к познанию Мира ведёт.- Как бы ни был он долог И труден- Вперед! (Фирдоуси)
Учитель биологии (У.Б.)- Что это там такое ?
Учитель химии (У.Х.)- А это похоже образовалась наша галактика и планеты.
(У.Б.)- И Земля тоже?!
(У.Х.)- Да, и жизни на земле не было, были только различные элементы и химические соединения.
(У.Б.)- Ну а потом появилась жизнь, по данным современной науки жизнь существует около 3 миллиардов лет. И если рассматривать уровни жизни, то первым является именно молекулярный.
(У.Х.)- И именно различные элементы образуют эти молекулы.
А сколько элементов нам известно на сегодняшний день? Взглянем на таблицу Д.И.Менделеева.
Что такое электронное облако и как это понятие соотнести с понятием орбиталь?
(У.Б.)- Вот, вот до 90 химических элементов обнаружено в живой природе. В зависимости от содержания всех химических элементов входящих в состав живой природы, разделяют несколько групп.
1 макроэлементы- главные компоненты всех органических соединений- О, С, N, Н.
2 группа макроэлементов P, S, Na ,Mg, К, Са, Fe, CL- эти химические элементы являются обязательными компонентами всех живых организмов.
Микроэлементы- AL, Co, Cи, I, Мn, Ni ит.д. на их долю приходится не более тысячных долей процентов
(У.Х.)- Вот видите, сколько химических элементов нужны для жизнедеятельности нашего организма, но образованному человеку нужно знать и их строение
Пишут в тетрадях и на доске строение атомов ( предлагается- С, О, Na, Н, К)
(У.Б.)- Вот вы тут описываете с химической точки зрения строение атомов металлов кали я и натрия , а откуда образуются их ионы?
(У.Х.)- Давайте рассмотрим:..
(У.Б.)- Важную роль в жизнедеятельности организма играют мин. Соли представленные катионами. Так благодаря тому, что существует процент концентрации ионов Na+ и К+ на мембране клеток осуществляется такие важные процессы в организме, как возбуждение нервных клеток, сокращение мышечных волокон.
Давайте поработаем самостоятельно с учебником стр.16 . Прочитайте текст- ионы в клетке и организме
В тетради после прочтения запишите, что знали и что узнали.
А теперь посмотрите как же создается К - Na насос в клетке.
(У.Х.)- А теперь как результат нашего занятия напишем тесты по биологии и химии.
Биология.
1. Укажите группу химических элементов, содержание которых в клетке соответствует 98%:
1. H, C, O, K.
2. C, H, K, Fe.
3. C, H, O, N.
4. H, O, S, P.
2. Назовите химический элемент, который в виде иона в больших количествах входит в состав межклеточной жидкости, где его больше, чем в цитоплазме клетки, и принимает непосредственное участие в формировании распространяющегося по мембране клеток кратковременного импульса электрического тока:
1 - H 4 - N 7 - K
2 - O 5 - Ca 8 - Na
3 - C 6 - Fe 9 - Mg
3. Назовите химический элемент, который в виде иона в больших количествах входит в состав цитоплазмы клеток, где его значительно больше, чем в межклеточной жидкости, и он принимает непосредственное участие в формировании разности потенциалов по разные стороны наружней плазматической мембраны.
1 - H 4 - N 7 - K
2 - O 5 - Ca 8 - Na
3 - C 6 - Fe 9 - Mg
4. Назовите химический элемент, который входит в состав неорганического компонента костной ткани, принимает участие в свёртывании крови, принимает участие в мышечном сокращении:
1 - H 4 - N 7 - K
2 - O 5 - Ca 8 - Na
3 - N 6 - Fe 9 - Mg
5. Натрий-калиевый насос работает по принципу:
1. Механического насоса.
2. Сосущей силы.
3. Перистальтического насоса.
4. Корневого давления.
6. Свёртывание молекул "канального" белка с ионом натрия приводит к тому, что обычная ?-спираль:
1. Остается без изменений.
2. Разрывается.
3. Переходит в ?-спираль.
4. Переходит в спираль 310
7. Установите соответствие:
1. Макроэлементы. 2. Микроэлементы. 3. Ультрамикроэлементы.
а)Уран д)Ртуть и)Цезий н)Золото
б)Водород е)Йод к)Кислород о)Фосфор
в)Железо ж)Сера л)Калий п)Углерод
г)Натрий з)Кальций м)Азот р)Водород
8. Соотнесите неорганические соединения клетки с их местонахождением или функциями в организме:
1. Кислород. 1. Входит в состав гормона щитовидной железы.
2. Углерод. 2. Главный внеклеточный положительный ион.
3. Железо. 3. Важнейший компонент гемоглобина.
4. Натрий. 4. Входит в состав всех биологических соединений.
5. Йод. 5. Входит в состав воды и всех биол-их соединений.
6. Кальций. 6. Инициирует сокращение мышц.
Химия.
1. "Лишний" элемент в ряду:
1)Na 2)Mg 3)Al 4)Si
2. Металлами являются:
1. Все s-элементы.
2. Все p-элементы.
3. Все d-элементы.
4. Все элементы главных подгрупп.
3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома палладия равно:
1. Нулю.
2. Одному.
3. Двум.
4. Восьми.
4. Какое физическое свойство не является общим для всех металлов?
1. Электропроводность.
2. Теплопроводность.
3. Твёрдое агрегатное вещество при стандартных условиях.
4. Металлический блеск.
5. Абсолютно верно утверждение:
1. Только металлы имеют металлический блеск.
2. Только металлы электропроводны.
3. Атомы металлов связаны между собой в простых веществах только металлической связью.
4. Атомы металлов и металлы - простые вещества. Проявляют только восстановительные свойства.
6. Какой из типов кристаллических решёток для металлов не характерен?
1. Объёмно-центрированная.
2. Гранецентрированная.
3. Гексагональная.
4. Кубическая.
7. Натрий и калий можно хранить под керосином, а литий - только в вазелиновом масле, так как:
1. Литий реагирует с керосином.
2. В ряду напряжения металлов литий находится левее калия и натрия.
3. Литий более активен, чем калий и натрий.
4. Плотность лития меньше плотности керосина.
8. К реакциям горения не относится:
1. Взаимодействие железа с кислородом.
2. Взаимодействие ртути с серой.
3. Взаимодействие железа с хлором.
4. Взаимодействие железа с серой.
Спасибо ребята за вашу работу на уроке. Вы молодцы, хорошо работали.
(У.Х.)- А кто хочет зачитать домашнее задание, написание синквейна (зачитывает кто писал о Na и К)
Спасибо ребята за вашу работу на уроке. Вы молодцы, хорошо работали.
(У.Б.)- И теперь Вы знаете что живое и не живое неразрывно связаны, и мы можем сказать о единстве органического и неорганического мира.
Скачать приложение: http://doc.support.shpors.ru/2012/01/Элементы_приложение_(support.shpors.ru).pttx
Филиппова Галина Васильевна, учитель биологии Гайламутдинова Зульфия Сабирзяновна, учитель химии
МОУ "Школа №15", г.Казань, Республика Татарстан
{SL_links}
Вернуться назад
|