{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Вечер русского романса
{LF_links}

Вечер русского романса


24 января 2012. Разместил: lessons

Внеклассное мероприятие по литературе по любовной лирике русских поэтов первой половины XIX века

Трудно сравнить какое-либо внеклассное мероприятие с литературным вечером. Во-первых, вечер «усердно работает» непосредственно на урок литературы, на углубленное изучение материала. Во-вторых, создает условия для раскрытия творческих возможностей учащихся, выявляет их индивидуальность. В рамках недель русского языка и литературы ежегодно проводим литературные вечера по творчеству русских писателей и поэтов. Этот вечер посвящен русскому романсу, в частности, любовной лирике русских поэтов первой половины XIX века.


Оформление: класс оформлен в виде литературного салона – столы с белыми скатертями, свечи в подсвечниках, свет приглушён или выключен; участники и зрители рассаживаются за столы, ведущие -  сбоку за журнальным столиком; подиум также освещён свечами, перед подиумом несколько кресел, на нём стул для исполнителей романсов.
Музыкальное и видео оформление: проектор, слайды с портретами поэтов и их возлюбленных, аудиозаписи романсов.
Большую часть романсов исполняли учащиеся под аккомпанемент гитары.
На вечере прозвучали:
- романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
- романс «То было раннею весной…»(Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)
- романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.
- романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)
- аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с приветом…»
- романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…»
- аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу…» в исполнении Аллы Баяновой.
- романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.А.Фета)
- романс А.Суханова «На качелях»

Действующие лица: ведущие, А.Толстой, П.Виардо, А.А.Фет, Т.А.Кузьминская, М.Н.Толстая,  юноши и девушки, одетые в бальные платья, фраки – посетители салона.

Ведущий:

    Сегодня я несколько не боюсь
    С двадцатым веком временно расстаться,
    Позвольте, я в любви вам объяснюсь
    Высоким слогом русского романса.

Удивительное это явление – романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит неотразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним желанна и приятна.

    Не довольно ли нам пререкаться
    Не пора ли предаться любви?
    Чем старинней наивность романса
    Тем живее её соловьи.
    То ль в расцвете судьбы,
    То ль на склоне
    Что я знаю про век и про дни?
    Отвори мне калитку в былое
    И былым моё время продли.
    Б.Ахмадуллина
    «Романс о романсе»

Русский романс любим многими людьми. Сегодня мы с вами собрались на вечер, посвященный русскому романсу второй половины 19 века. Сначала мы узнаем немного об истории возникновения романса.
Родиной романса считается Италия. Именно здесь в 13-14 веке странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр – романс. Слово романс происходит от итальянского «романсе», что значит «романский», т.е. исполняемый на романском (итальянском) языке. Романс – это небольшое стихотворение, положенное на музыку для сольного исполнения обязательно в сопровождении музыкального инструмента, чаще гитары.
В Испании выходили сборники романсов, которые назывались «Романсеро».
В романсах красивые, плавные мелодии, лирически проникновенные слова, которые легко запоминаются. В них рассказывается о дружбе, любви, неразделённом чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине – словом, о том, что близко и понятно каждому человеку.

    Они уносят дух –властительные звуки!
    В них упоение мучительных страстей,
    В них голос плачущей разлуки,
    В них радость юности моей!
    Взволнованное сердце замирает,
    Но я тоски  не властен утомить:
    Душа, безумная, томиться и желает –
    И петь, и плакать, и любить.

Зарождение русского романса началось во 2половине 18 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью,  непосредственностью передаваемых в них чувств.
Своим происхождением в России  романс обязан русской песне и вначале мало чем от неё отличался. Его исполняли под фортепьяно, в домашнем кругу в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным стал романс с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко  передавала интимные переживания автора. Романс и семиструнная гитара стали единым целым.

    Настрой же струны на своей гитаре,
    Настрой же струны на старинный лад,
    В котором всё в цветенье и разгаре.
    «Сияла ночь, луной был полон сад».
    А.Передреев

Романс – авторское произведение. У него должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший музыку. Иногда и поэт, и композитор могут выступать в одном лице. Но главное – нужен был импульс, который заставлял человека раскрыть своё сердце. И часто таким импульсом была случайная встреча, любовь с первого взгляда.  Тогда из под пера поэтов второй половины  19 века появлялись удивительные по своей красоте  стихотворения, которые были полны музыкой.

Сцена 1

Ведущий: Встреча двух известных людей, чья любовь была примером для многих поколений, встреча самая романтическая, самая красивая, подарила миру строки замечательного стихотворения «Средь шумного бала…». Это встреча Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер (демонстрируются слайды).

Звучит романс «Средь шумного бала…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)

Ведущий: Поэт, романист, драматург А.К.Толстой писал своей жене Софье из Дрездена:
Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого): « Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад…»
Ведущий: Двадцать лет назад он увидел её впервые «средь шумного бала, случайно…». Началась эта романтическая история драматически. Софья, до встречи с Толстым, была замужем за нелюбимым человеком – полковником Л.Ф.Миллером. До замужества она пережила трагедию – она была увлечена  князем Вяземским, из-за этого увлечения один из её братьев был убит на дуэли. Не был  и Толстой счастлив, он томился службой при царском дворе, а мечтал о литературе и искусстве. История их отношений – это борьба за то,  чтобы стать самими собой в любви, в жизни.
Юноша стоит у окна (в роли А.Толстого): «Кровь застывает в сердце, что я могу потерять тебя – я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоём образе не вижу ни одной тени: всё вокруг лишь свет и счастье…»
Ведущий: Музыку к этому стихотворению, как и к следующему, написал П.И.Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К.Толстого. Музыка этих романсов столь чистая, нежная, целомудренная, как и стихи.

Звучит романс «То было раннею весной…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.К.Толстого)

Сцена 2
Ведущий: На стихи Тютчева создано много красивых, лиричных романсов (демонстрация слайдов).
В 1823 году поэт находится на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16-летней Амалией  фон Лерхенфельд, внебрачной дочерью прусского короля Фридриха – Вильгельма III. Она была побочной сестрой другой дочери короля – русской императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Ф.И.Тютчев влюбляется в юную красавицу, которая поразила его своей красотой, образованностью, глубиной чувств. В 1824 году он написал стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…»

    Как жизни ключ, в душевной глубине
    Твой взор живёт и будет жить во мне;
    Он нужен ей, как небо и дыханье…

В 1825 году он уезжает в отпуск в Россию. А красавица Амалия, чьи портреты висели в галерее европейских красавиц у баварского короля Людвига I, чьей красотой и обаянием восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин и царь  Николай I, выходит замуж за сослуживца Ф.И.Тютчева – барона А.С.Крюденера. Поэт по-прежнему любит её и всю жизнь будет дружен с ней. В 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде произойдет встреча Амалии Крюденер и Ф.И.Тютчева. После этой встречи поэт написал стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом.  Музыку к романсу писали С.Донауров, Л.Малашкин и некоторые другие композиторы. Однако наибольшую известность романс получил в переложении замечательного певца Ивана Семёновича Козловского. Он сделал аранжировку и записал этот романс. Долгое время считалось, что автор этой музыки неизвестен, но были найдены ноты – сборник произведений Л.Д.Малашкина.

Звучит романс «Я встретил вас… (Муз. Л.Д.Малашкина, сл. Ф.И.Тютчева.)

Сцена 3
Ведущий: Существуют две версии появления следующего романса.

    Утро туманное, утро седое,
    Нивы печальные, снегом покрытые,
    Нехотя вспомнишь и время былое,
    Вспомнишь и лица, давно позабытые…

Первая версия состоит в том, что Тургенев написал эти стихи в ноябре 1843 года, всё ещё находясь под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, происшедшего полтора года назад. Тогда в марте 1842 года он написал ей прощальное письмо: «Я всё хочу забыть, всё, исключая вашего взгляда, который я теперь так живо, так ясно вижу…»
Вторая же -  более лиричная. Этим строкам мы обязаны встрече И.Тургенева с Полиной Виардо. 1843 год, а именно 1 ноября, – год знакомства с П.Виардо. Тургенев назвал этот день «священным днём»
Виардо (девушка в бальном платье в окружении подруг): «Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт»
Ведущий: Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической. До самой старости он любил избранницу своего сердца свежо и молодо, весенним чувством первой любви.
Звучит романс «Утро туманное» (Муз. Ю.Абазы, сл. И.Тургенева)

              Часто имя композитора запоминалось благодаря лишь одному его произведению, как это случилось в творчестве музыкального деятеля и композитора А.М.Абаза, написавшего романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».
Музыку  к стихам Тургенева сочинил офицер лейб-гвардии гусарского полка Эраст Абаза, одаренный музыкант- любитель, прекрасно игравший на гитаре. Он погиб во время Крымской войны в осаждённом Севастополе в июне 1855 года.
Вплоть до наших дней авторство музыки романса «Утро туманное» приписывается певице Варваре Абаза – жене одного из братьев Эраста. Вероятно, она в своё время не воспротивилась тому, что её посчитали автором музыки этого произведения, или вообще не придавала большого значения авторству.

Сцена 4
Ведущий: Много стихов Фета было положено на музыку ещё при его жизни. В 40-50 годах 19 века эти романсы то и дело звучали в салонах Москвы и Петербурга. Заглянем в один из таких салонов.
Звучит аудиозапись романса И.Н.Лопухина «Я пришёл к тебе с приветом…»(демонстрация слайдов).
Разговор посетителей салона:
-Ну откуда у этого добродушного толстого офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость?

    При чем тут дерзость?
     Так точно, живо передать буйство чувств, охватившее влюбленного человека!
    Читая Фета, иногда ощущаешь, что не поэт, а сама нежность и гармония выводят эти дивные строки.

-Звучит романс А.Е.Варламова «На заре ты её не буди…»
-«Мотыльковая школа русской поэзии…»

    Да его стихи нужны для оклеивания стен вместо обоев, или для заворачивания сыра и рыбы…
    Толстый крепостник, сухой, жесткий, чёрствый.

Ведущий: Но никто из них не мог ответить на один вопрос –как этот человек мог создавать такие нежные, красивые человечные стихи. Почему идут года, проходят десятилетия, а фетовские розы, тюльпаны, кусты сирени, яблони так же свежи, как в тот день, что расцвели.
-звучит аудиозапись романса П.И.Чайковского «Я тебе ничего не скажу…» в исполнении Аллы Баяновой.
Фетовские стихи – впечатления понравились читателям. Сладкозвучная музыка его стихов привлекала музыкантов. Романсы на  стихи Фета с удовольствием исполняли в артистических салонах обеих столиц.  Даже семидесятилетний Фет не изменил своим творческим взглядам, из под его пера появляются всё новые и новые шедевры лирической поэзии.
Фет: «В реальной жизни и так много страданий, грязи, пыли житейской. Соловьи всё равно будут клевать прекрасных бабочек, цветы и листья – вянуть, плоды – терять свежесть. Поэтому поэт должен спешить увековечить прекрасные мгновения жизни»
Ведущий: Тончайший лирик, он глубоко чувствует красоту и делится с нами своим восторгом и волнением, вызывая у читателя подобные чувства.
-звучит начало  романса П.И.Чайковского  «Сияла ночь…»
Это прекрасное  стихотворение навеяно пением Т.А.Кузьминской, родной сестры жены Льва Толстого. Её прекрасное пение вызвало у Фета сильное переживание, которое он выплеснул в чудесные строки, ставшие романсом.
Кузьминская Т.А.: В 1864 году мы гостили у Дьяковых в Черемошне. Хозяин, Дмитрий Алексеевич, был большой любитель музыки, сам немного умел петь.… По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так было и в этот день. Приехали Феты, Соловьёвы, отец и сын, гостила Мария Николаевна Толстая с двумя дочерьми…
Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе, меня смущала мысль, что Фет так много слышал настоящего хорошего пения, что меня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему пению. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им…
Афанасий Афанасьевич два раза просил меня спеть романс Булахова на его слова «Крошка» (можно прочитать стихотворение или поставить грамзапись романса).
Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитыми лунным светом, перекрикивали меня.… Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом.
А.А.Фет: Когда вы поёте, слова летят на крыльях. Повторите его.
Мария Николаевна: Вот увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь…
Кузьминская Т.А.: Мария Николаевна была права. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошёл Фет.
Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил передо мною небольшой листок бумаги  с написанными стихами… и сказал:
А.А.Фет: В память вчерашнего Эдемского вечера!
Звучит романс «Сияла ночь. Луной был полон сад…» (Муз. П.И.Чайковского, сл. А.А.Фета)
Ведущий:  Распахнутое красоте сердце поэта рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра, трепет молодой жизни, влюблённая душа, жаждущая счастья, - всем этим наполнены стихи истинного лирика.
Мы уже говорили, что фетовская мелодичность, напевность привлекали многих композиторов. В наши дни тоже появляются песни на его стихи. Прослушайте романс «На качелях», который написал и исполнил А.Суханов.
-звучит романс А.Суханова «На качелях»
 Поэт А.Н.Майков, живший в 19 веке, подметил: «в каждом стихотворении есть музыка, а в каждом музыкальном произведении – своя поэзия». Послушайте, как он выразил эту мысль в стихотворении «Октава».

    Пусть говорят: поэзия – мечта, горячки сердца бред ничтожный,
    Что мир есть мир пустой и ложный, и  бледный вымысел – красота.
    Пусть так! Но в полдень листьев шепот так полон тайны,
    Шум ручья так сладкозвучен, моря ропот глубокомыслен,
    Солнце дня с такой любовию приемлет пучина моря,
    Лунный лик так сокровен, что сердце
    внемлет  во всём таинственный язык;
    И мы невольно всем явленьям даруем жизни красоты,
    И этим милым заблужденьям и верим, и не верим мы!
    Гармония стиха божественные тайны не думай разгадать по книгам мудрецов;
    У брега сонных вод, один бродя случайно, прислушайся душой к шептанью
    Тростников, дубравы говору: их звук необычайный прочувствуй и пойми…
    В созвучии стихов невольно с уст твоих размерные октавы польются,
    Звучные, как музыка дубравы.

Ведущий: Наш вечер подошёл к концу. За такое короткое время мы не смогли прикоснуться даже к сотой доли  многообразия русского романса, затронули лишь маленькую частичку любовной лирики. Традиция сочинять и петь романсы продолжает жить. И если прислушаться, то и сегодня мы можем различить нежный голосок нашего друга, старого и доброго романса, который совсем не собирается сдавать своих позиций, а исподволь, ненавязчиво, но неуклонно и красиво увлекает всё больше юных и молодых, старых и пожилых людей в свой особый и прекрасный мир настоящих чувств, глубоких мыслей, подлинных страстей и жизненных идеалов.

    Не забывайте песен старых,
    Они о многом расскажут вам,
    Их пели под гармонь и под гитару,
    И просто так, и просто так.
    Их разнесло по свету ветром,
    Но в наши годы, в наши дни
    Для радости и грусти светлой
    Друзьями к нам придут они.
     Е.Долматовский.

Список литературы

    Богат Е.М. Что движет солнце и светила.: Любовь в письмах выдающихся людей – М.: Дет. лит.,1978.
    Золотая коллекция русского романса. –М.: Соврем. музыка, 2000.
    Колосова М.П. «Я встретил вас…» – М.:  Моск. рабочий, 1983.
    Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев. - М.:Просвещение,1989.
    МаркасевЛ. Серенада на все времена. –Л.: Сов. композитор,1988.
    Музыка Т.Г. «Я к наслаждению высокому зову…»  Журнал – сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем, учимся, играем» №11, 2005.
    Соболева Г. Русский романс. – М.: Знание, 1980.
    Русские песни и романсы. /Вступ. статья и сост. В. Гусева. – М.:     Худож. лит.,1989.


Гайнетдинова Лидия Данисовна, учитель русского языка и литературы

МОБУ ООШ № 3 г. Благовещенск




{SL_links}

Вернуться назад