Vlivkor.Com > Новости, Педсовет > Московские школьники разучились читать Московские школьники разучились читать12 февраля 2007. Разместил: lessons |
Социологи, проводившие исследования, в шоке. Ученые Центра социологии образования РАО опросили 2510 учащихся с 7-го по 11-й класс и ужаснулись: сказать, что нынешние дети мало читают, - это значит ничего не сказать. «Смотрят в книгу - видят... сами знаете что» - такой неутешительный диагноз поставили социологи современным московским подросткам. - Это исследование мы проводим с 1976 года, - рассказывает академик Владимир СОБКИН, директор Центра социологии образования. - И то, что произошло за эти 30 лет с литературными пристрастиями московских школьников, иначе чем катастрофой не назовешь. По сравнению с подростками середины 70-х нынешние тинейджеры читают в четыре раза меньше книг. В среднем - около одной в месяц! И напрочь забывают половину пройденных в школе произведений. Мы предложили ребятам несложное задание. Дали два списка: в одном - 20 произведений из прошлогодней программы, в другом - их авторы, известные русские и зарубежные писатели. Надо было определить, кто что написал. Так вот ученикам 7-х классов в среднем удается верно назвать автора книги только в 5 - 6 случаях из 20 возможных. От класса к классу количество «попаданий» понемногу растет. Но даже в выпускном, 11-м, классе ребята смогли правильно указать автора только половины произведений! Увы, московские школьники в подавляющем большинстве не способны отличить одного писателя от другого. Они не чувствуют разницы в литературных стилях. Для них все едино. В 1976 году мы предлагали школьникам 8 отрывков из произведений двух писателей, очень не похожих друг на друга: Андрея Платонова и Юрия Олеши. Просили сравнить эти тексты по стилю и отделить отрывки, написанные рукой одного мастера, от строк, принадлежащих другому. Точно такое же задание надо было выполнить со стихами Андрея Вознесенского и Давида Самойлова. Тогда, в середине 70-х, с прозаическими отрывками сумели разобраться 15% юношей и 21% девушек. А со стихами - 35% мальчишек и 46% девчонок. Мы повторили этот тест через 30 лет. Результаты потрясли: 85,1% нынешних старшеклассников не смогли справиться ни с одним из предложенных заданий! Только 10,4% ребят удалось различить стихи, и всего 3,7% почувствовали разницу в прозаических отрывках. Полный провал... - Но, может быть, все дело в том, что этих авторов дети теперь почти не читают и мало изучают в школе? - Эти произведения не проходили в школе ни тогда, ни сейчас. Мы не требовали у ребят, чтобы они пересказали содержание или угадали имя автора. Надо было просто распределить тексты по группам, опираясь на языковое чутье. И вот оно-то - это чутье - оказалось у нынешних школьников почти не развитым. - А что читают сейчас тинейджеры? Как изменились их вкусы по сравнению с 70-ми? - Естественно, дети меньше читают советской классики и книг о Великой Отечественной. Гораздо доступнее стали новые авторы (в 70-х, сами понимаете, с новинками было сложно - не пропускала цензура). Приключенческие и любовные романы, долгие годы пользовавшиеся большой популярностью среди подростков, уступили место книгам в жанре «фэнтези». Эти результаты были вполне предсказуемыми. А вот повышенный интерес современных школьников к русской классике для нас оказался новостью. Произведения из школьной программы нравятся нынешним детям значительно больше, чем их ровесникам 10 - 30 лет назад. Популярность таких произведений, как «Евгений Онегин», «Отцы и дети», «Обломов», «Горе от ума», «Мертвые души»... выросла по сравнению с 1976 годом в 3 - 5 раз! Этому можно было бы порадоваться, если бы не одно НО. Рейтинг «программных» произведений повышается на фоне резкого сужения круга чтения. Если так дальше пойдет, скоро наши дети будут читать только то, что «задано». И, скорее всего, по хрестоматии. А как вы считаете, можно ли вернуть нынешним школьникам любовь к словесности? Вернуться назад |