Урок-повторение
Урок предполагает отработку изученного материала, дает возможность проверить умение учащихся ориентироваться в данной теме, развивает коммуникативные умения и навыки при работе в группах, учит самооценке, взаимооценке.
Цели урока:
- углубить знания об изопроцессах,
- отработать навыки решения задач по данной теме,
- развивать коммуникативные умения, навыки,
- учить самооценке.
Ход урока
Подготовка к работе в группах.
Работа с классом (устно).
Что называется внутренней энергией?
Как можно изменить внутреннюю энергию газа?
Как определить количество теплоты, необходимое для нагревания тела?
Написать уравнение теплового баланса для трех тел.
Когда количество теплоты отрицательно?
Как определить работу газа при расширении?
Чем отличается работа газа от работы внешних сил?
Сформулировать первый закон термодинамики для работы внешних сил.
Сформулировать первый закон термодинамики для работы газа.
Применение первого закона термодинамики к изохорному процессу.
Применение первого закона термодинамики к изобарному процессу.
Применение первого закона термодинамики к изотермическому процессу.
Какой процесс называется адиабатным?
Применение первого закона термодинамики к адиабатному процессу.
Работа в группах.
Каждая группа получает лист, на котором указаны теоретические задания и задачи. Теоретическая часть содержит пять вопросов. Группа берет для подготовки к ответу вопрос, соответствующий ее номеру. В практической части содержится десять задач по две на каждую из указанных тем в теории. Задачи расположены беспорядочно. Это означает, что учащиеся должны сначала найти задачи, соответствующие их теоретическому вопросу, затем решить. Дополнительные данные для решения задач берутся из справочников.
После окончания работы групп вызываются по два ученика по очереди от каждой группы: один отвечает теорию, другой пишет краткое условие одной задачи на доске. (Другая задача этой группы может быть проверена выборочно на этом же уроке или на следующем.) Отвечать теорию и объяснять задачи должны уметь все члены группы; поощряется использование дополнительного материала в теоретической части.
Задачи в тетрадях пишут все ученики.
Четкая организация работы приводит к активной деятельности всех ребят. Координаторы групп в конце урока сдают листы, на которых отмечают вклад членов группы в ее работу.
Деятельность групп и отдельных учеников окончательно оценивает учитель.
Образец листа.
Теоретическая часть
- Изохорный процесс.
- Изотермический процесс.
- Изобарный процесс.
- Адиабатный процесс.
- Теплообмен в замкнутой системе.
Практическая часть
В цилиндре под поршнем находится 1.25 кг воздуха. Для его нагревания на 40С при постоянном давлении было затрачено 5 кДж теплоты. Определите изменение внутренней энергии газа. 0,02 кг углекислого газа нагревают при постоянном объеме. Определите изменение внутренней энергии газа при нагревании от 200С до 1080С (с = 655 Дж/(кг К)). В теплоизолированном цилиндре с поршнем находится азот массой 0,3 кг при температуре 200С. Азот, расширяясь, совершает работу 6705 Дж. Определите изменение внутренней энергии азота и его температуру после расширения (с = 745 Дж/(кг К)). Газу сообщают количество теплоты, в результате чего он изотермически расширяется от объема 2 л до объема 12 л. Начальное давление равно 1,2 106 Па. Определите работу, совершенную газом. В стеклянную колбу массой 50 г, где находилось 185 г воды при 200С, вылили некоторое количество ртути при 1000С, и температура воды в колбе повысилась до 220С. Определите массу ртути. 1,43 кг воздуха занимают при 00С объем 0,5м3. Воздуху сообщили некоторое количество теплоты и он изобарно расширился до объема 0,55м3. Найти совершенную работу, количество поглощенного тепла, изменения температуры и внутренней энергии воздуха. В цилиндре под поршнем находится 1,5 кг кислорода. Поршень неподвижен. Какое количество теплоты необходимо сообщить газу, чтобы его температура повысилась на 80С? Чему равно изменение внутренней энергии? (сv= 675 Дж/(кг К)) В цилиндре под поршнем находится 1,6 кг кислорода при температуре 170С и давлении 4·105 Па. Газ совершил работу при изотермическом расширении 20Дж. Какое количество теплоты сообщено газу? Чему равно изменение внутренней энергии газа? Каков был первоначальный объем газа? Сколько теплоты выделится при конденсации 0,2 кг водяного пара, имеющего температуру 1000С, и при охлаждении полученной из него воды до 200С? Цилиндр с газом помещен в теплонепроницаемую оболочку. Как будет изменяться температура газа, если постепенно увеличивать объем цилиндра? Чему равно изменение внутренней энергии газа, если будет совершена работа над газом 6000 Дж?
Оценка работы групп, отдельных учащихся.
Задание на дом.
Галотон Татьяна Ивановна, учитель физики
ГУ "Средняя общеобразовательная школа № 6", г. Лисаковск, Казахстан
{SL_links}
Вернуться назад
|