Коррекционно-развивающее занятие с применением ИКТ
Занятие, разработанное для младших подростков с задержкой психического развития, входит в коррекционно-развивающую программу, направленную на коррекцию эмоционально-личностной сферы. Использование информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях позволяет психологу обеспечивать стабильную мотивацию детей к занятиям, поддерживать работоспособность и продуктивность их деятельности на протяжении урока.
Цель: создание положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого.
Задачи: Обучающие: Учить детей понимать эмоциональное состояние людей и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения. Учить эмоционально–чувственному восприятию, сотрудничеству. Обучение навыкам релаксации и саморегуляции.
Развивающие (коррекционные): Коррекция эмоционально-личностной сферы. Развивать умения владеть своими эмоциями.
Воспитательные: Учить детей выражать свое отношение к другим людям разными способами. Дать возможность учащемуся выразить свое настроение, используя пиктограммы.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютеры, аудиозапись с музыкальными фрагментами, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Психолог: Здравствуйте. Я рада Вас видеть!
Комплекс релаксационных упражнений: для того, чтобы снять усталость и напряжение, мы с вами отправимся на прогулку на теплоходе (см. приложение 1).
2. Постановка цели
Психолог. Ребята, вы видите на экране тему нашего урока “Мои внутренние враги и мои внутренние друзья”(1 слайд презентации), но прежде чем раскрыть значение этих слов, мне бы хотелось вас спросить. Вспомните, какое настроение чаще всего у вас было за неделю (дети рассказывают о своем настроении).
После обсуждения ребята приходят к выводу: все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, “внутри нас живут” наши друзья и наши враги - эмоции
3. Постановка проблемы
Психолог. Могут ли эмоции нанести вред человеку? Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (если дети затрудняются, то психолог помогает). Сейчас на экране мы увидим лица людей, которые испытывают отрицательные эмоции. На экране хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов (2 слайд). Общаться с такими людьми тоже неприятно. Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями. Давайте назовем положительные эмоции. А теперь посмотрим на экране на выражение лица, когда человек испытывает положительные эмоции (3 слайд).
А теперь попробуем дать определение понятию “эмоции” (дети затрудняются с ответом) (4 слайд).
Ребята, а как мы можем побороть своих внутренних врагов?(дети предлагают свои варианты). Я хотела бы вас познакомить с теми способами, которые мне известны(5 слайд).
4. “Распознавание эмоций по фотографиям” (6 слайд)
Ребята, а теперь я предлагаю вам побыть в роли психолога, и отгадать какие эмоции испытывают дети на фотографиях (дети отгадывают). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Работа за компьютером. Ребята, а теперь садимся за компьютеры. Вам необходимо открыть документ, где вы увидите список эмоций. Я хочу попросить вас выделить “ жирным” цветом те эмоции, которые вы испытываете чаще всего и поменять цвет букв тех эмоций, которые никогда не хотелось бы испытывать(7 слайд). В таблице “ Дневник эмоций” нужно по дням недели расставить “мордашки” в соответствии со своим настроением и разукрасить их в тот цвет, который больше всего подходит вашему настроению(8 слайд).
Игра “Назови эмоцию” Передавая мяч по кругу, вы называете эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.
Если эмоции могут быть нашими врагами, то нужно ли учиться управлять ими?
Как этому научится? (учащиеся предлагают свои варианты). После всего делаем вывод.
Владеть своими эмоциями это значит: (9 слайд)
- уважать права других;
- проявлять терпимость к чужому мнению;
- не причинять вреда и не совершать насилия;
- мириться с чужим мнением;
- не возвышать самого себя над другими;
- уметь слушать.
Теперь возьмитесь за руки (звучит релаксационная музыка). Закройте глаза. Почувствуйте настроение своих соседей справа и слева (2 минуты). Передайте своё настроение (2 минуты). Откройте глаза.
5. Рефлексия психолога.
Теперь подведём итог нашей работы. В жизни человеку очень важно уметь понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других, это источник благополучного общения, взаимности. Следите за своим настроением, и тем самым создавайте вокруг себя благоприятный психологический климат, который будет способствовать гармоничным отношениям с окружающими.
6. Анализ занятия
Психолог. Что понравилось и не понравилось на занятии? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет “ три” нужное количество пальцев одной руки (учащиеся показывают то количество пальцев, которое соответствует поставленной оценке). Благодарю всех за работу. До свидания!
Скачать приложение 1: http://doc.support.shpors.ru/2012/05/Мои друзья мои враги_приложение1_(support.shpors.ru).pdf
Скачать весь приложение 2: http://doc.support.shpors.ru/2012/05/Мои друзья мои враги_приложение2_(support.shpors.ru).pdf
Скачать весь презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2012/05/Мои друзья мои враги_презентация_(support.shpors.ru).ppt
Галочкина Татьяна Юрьевна, педагог-психолог
МОУ СОШ № 1, п. Курагино, Красноярский край
{SL_links}
Вернуться назад
|