Экологический турнир
Конкурсные задания направлены на выявление знаний детей об окружающем мире, воспитание бережного отношения к природе.
1. Представление команд.
В турнире участвуют 2 команды: « Медвежата» и «Ежата». Дети заранее придумали название команды, эмблему и представление команды.
Командам было дано домашнее задание: нарисовать коллективный плакат на тему «Природа в опасности».
Жюри работает в составе 3 человек: учителя и воспитатели ГПД.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим прогулку. Догадайтесь, куда?
Загадка:
Есть у меня зеленый друг, Веселый друг. Хороший. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек.
Дети: Это лес, наш зеленый друг!
Учитель: Правильно, это лес. Итак, в путь, друзья!
Первый, кто нас встречает, это хозяин лесного царства - Лесовичок.
Лесовичок: Стоп! Сюда нельзя войти, пока не скажете, как нужно здесь себя вести!
Учитель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.
(Команды по очереди называют правила)
- Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать и затаптывать цветы.
- Нельзя ловить бабочек, стрекоз и других красивых насекомых.
- Нельзя уничтожать лягушек, жаб, подходить к птичьим гнездам, забирать яйца из гнезд.
- Ходить нужно только по тропинкам.
- Нельзя шуметь, оставлять в лесу бытовой мусор.
- Нельзя собирать букеты из лесных цветов. Нужно самим выращивать растения в цветниках.
(Во время всего турнира за правильные ответы Лесовичок дает команде «Медвежат»- ягоды малины, а команде «Ежат»- грибочки.)
Лесовичок: Я доволен. Правила вы знаете. А выполняете ли вы их?
Дети: Да, выполняем.
Лесовичок: Тогда я рад пригласить вас к себе в гости. Я вам вручаю пригласительный билет.
(На билете для каждой команды по одному вопросу).
1 команде: - Может ли медведь зимою потолстеть?
Дети: Нет. Зимой он спит.
2 команде – Может ли барсук залезть за шишками на сук?
Дети: Нет. Барсук не лазает по деревьям.
Учитель: Ну вот мы и в лесу.
Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь,- мы свои!
2. Конкурс: «Съедобные и несъедобные грибы»
Лесовичок: Ребята, а знаете ли вы, как нужно правильно в лесу грибы собирать?
Дети: Да.
- Нужно срезать грибы ножиком, не нарушая грибницы.
- Если гриб незнакомый, лучше не брать.
- Старые грибы тоже не надо собирать, лучше оставить их белочке, ей они будут нужнее.
Лесовичок: Возьмите по 2 корзины, да насобирайте в них грибов. В одну – съедобные, для себя, а в другую – несъедобные, для лесных обитателей.
Для людей они ядовитые, но вполне съедобны для лесных жителей. Поэтому топтать, уничтожать несъедобные грибы нельзя!
(Изображение грибов на открытках.)
А знаете ли вы, чем полезны грибы?
Справочное бюро. Существует до 100 тыс. видов грибов. Грибы лечат лес, без них деревья болеют. Грибница снабжает деревья питательными веществами. Грибы помогают перерабатывать старую древесину, листья, пни, шишки, тем самым улучшают почву.
Лесовичок:
Много трав растет полезных На земле страны родной. Мы растенья эти знаем, Бережем и охраняем.
3. Викторина о лекарственных растениях.
Прослушайте стихотворение и назовите лекарственные растения леса, которые упоминаются в стихотворении.
Зеленая аптека
В роще вырос можжевельник, И в тени его ветвей Поселился муравейник, Поселился муравей. Он из дома спозаранку Выбегает с веником, Подметает он полянку Перед муравейником. Замечает все соринки На спине у ежика, Начищает все травинки, Листья подорожника, Каждый куст, каждый пень, Каждый месяц, каждый день. А однажды муравьишка Подметал дорожку, Вдруг упала с елки шишка, Отдавила ножку! От волнения сова Перепутала слова: - Где же «Скорошь помоя»? Спасите насекомое! Звери бросились гурьбой За лекарственной травой. Рвут АПТЕЧНУЮ РОМАШКУ, Собирают ЗВЕРЕБОЙ… Вот из чащи на опушку Пробирается медведь- Он решил МЕДВЕЖЬЕ УШКО На опушке посмотреть. Он больному обещает: - От компресса полегчает! И другое средство тоже Предлагают муравью: - Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою! Все больного навещают Все больного угощают: Кто МОРОШКОЙ, Кто ЧЕРНИКОЙ, Кто сушеной ЗЕМЛЯНИКОЙ, Даже волк помочь не прочь, Думал-думал, как помочь? К муравейнику подвез ВОЛЧЬИХ ЯГОД Целый воз. Но заметила сорока, Что от волка мало прока И спешит по просеке С новостью на хвостике: - Я, друзья, не ябеда Только ВОЛЧЬЯ ЯГОДА… Муравья приводят в чувство, Зайцы ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ. Если б жил в той чаще лев, Предложил бы ЛЬВИНЫЙ ЗЕВ.
Лесовичок: Дополнительные очки можно набрать, если вы правильно назовете лекарственные растения.
(Каждой команде дается по 4 картинки с изображением лекарственных растений.)
1 команда: пижма, черника, одуванчик, шиповник.
2 команда: мать-и-мачеха, ландыш, малина, ромашка.
4. Конкурс «Загадалки»
Учитель:
На земле исчезают цветы С каждым годом заметнее это Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нам понятно было едва ли Беззаботно топтали мы их И бездумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «Стой!» Нам казалось, все мало, все мало А потом в суете городской Мы охапки тащили устало. И не видели как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек Безнадежно гвоздики глядели…
Лесовичок: Возьмите на память о лесе только один цветочек и разгадайте его задание.
(На лепестках нарисованного цветка записаны загадки. Поочередно один из участников отрывает лепесток и отвечает на вопрос.)
Загадки
Живет в лесу работник- Лесной носатый плотник. (Дятел)
Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза)
Все иголки да булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Еж)
В лесу у пня суетня, беготня, Народ рабочий весь день хлопочет. Из лесного сора строит себе город. (Муравьи)
Меньше тигра, больше кошки, Над ушами кисти-рожки: С виду кроток, но не верь: Страшен в жизни этот зверь. (Рысь)
Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось)
Юркий, маленький зверек С ветки прыг, на ветку скок. (Белка)
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Что за зверь зимой холодной Ходит в чаще злой, голодный? (Волк)
Мерзнет, дрожит на ветру. Какое это дерево? (Осина)
5. Конкурс «Самый мудрый»
Лесовичок: Мудрая сова приготовила для вас конверты с заданиями.
(В каждом конверте по 2 задания.)
1 команде:
Экологическая задача - За сутки лось летом съедает до 35 кг корма, зимой всего 15 кг. На сколько кг корма меньше съедает лось зимой, чем летом?
(На 20 кг меньше.)
Объясните названия птиц:
- Снегирь. (Появляется вместе со снегом)
- Мухоловка. (Любимое лакомство - мухи)
2 команде:
Экологическая задача - Сейчас охота в нашей стране запрещена на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц запрещена охота?
(На 47 видов.)
Объясните названия птиц:
- Поползень. (Птица, которая ползает по стволу дерева.)
- Кедровка. (Питается кедровыми орехами. Помогает «садить» леса.)
Справочное бюро: Справка об экологической роли птиц.
- Дятел, лесной доктор, за день съедает до 750-900 насекомых-короедов.
- Кукушка съедает в день в среднем до 40 гусениц, 5 личинок майского жука и др.
- Мухоловка-пеструшка - совсем небольшая птичка, но съедает за день 300 мух и комаров.
- Сова за ночь съедает 7-8 мышей. Одна совиная семья уничтожает за год 10 тыс. мышей-полевок, спасая этим до 20 тонн зерна, которое могли бы уничтожить мыши.
- Синица за сутки съедает насекомых столько, сколько весит сама.
Во время конкурса проходит игра со зрителями:
- Какую птицу бьют за воровство? (Воробья)
- Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя? (Перо, пух)
- Какая птица носит название каши? (Овсянка)
- И птица, и фрукт? (Киви)
- Как называют медведя, проснувшегося среди зимы? (Медведь-шатун)
- В названии какой птицы сорок «а»? (Сорока)
6. Конкурс «Разбор жалоб»
Лесовичок: Ребята, в наше бюро поступили жалобы от лесных обитателей.
Нам нужно разобраться в них и узнать их авторов.
1 команде: Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или уважать меня надо?
Ответ: Это сова. Одна серая сова убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
2 команде: «Мерзкими, ползучими тварями» называют меня.
А если увидят на дороге, стараются раздавить, не дать уползти. Подумайте хорошенько, обижать или уважать меня надо.
Ответ: Змеи совсем не опасны для человека. Змеи и сами не любят встречаться с людьми, стараются быстро уползти, спрятаться. Встречи могут быть только внезапными. Питаются змеи мышами, полевками, а яд в небольших дозах лечебен и очень полезен для человека.
(На доске висят два плаката с изображениями этих животных, закрытых листом).
7. Конкурс капитанов
Лесовичок: Капитаны, ответьте на вопросы: когда так говорят?
1 капитану:
«Трещит, как сорока» (Говорит быстро, громко) «Воробью по колено» (Мелко, не глубоко)
2 капитану:
«Считать ворон» (Глазеть по сторонам, ротозейничать) «Сорока на хвосте принесла» (Об известиях, сведениях, неизвестно откуда полученных)
8. Конкурс «Защитники природы»
Лесовичок: Наше путешествие подходит к концу.
Учитель: Ребята, давайте на память Лесовичку подарим свои рисунки и расскажем, как нужно защищать природу.
(Капитаны команд представляют свои плакаты на тему «Природа в опасности».)
9. Финал
Подведение итогов экологического турнира. Награждение победителей.
Лесовичок:
Пора мне, дети, в лес родной, Где красота, в душе покой. Хочу я всем вам пожелать Природу нашу охранять!
Гамова Ольга Владимировна, воспитатель ГПД
МОУ "СОШ №2", с. Смоленское, Смоленский р-н, Алтайский край
{SL_links}
Вернуться назад
|