В процессе занятий дети учатся правильно организовывать своё рабочее место, точно и аккуратно выполнять задание, экономно расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами. Основное место на занятиях отводится практической работе. Практическое занятие по выполнению каждой игрушки включает в себя графические зарисовки в альбоме, выполнение чертежа модели, заготовку выкроек-лекал, раскрой ткани или меха, сшивание и оформление игрушки.
Игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение. «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в словаре русского языка, составленным В. Далем.
Ребёнок с игрушкой знакомиться с детства – Она занимает важное место. Ребёнок не просто с игрушкой играет, Она постоянно его развивает.
Да, игрушки – не только предмет забавы и развлечений. Роль и значение их гораздо шире. Е два ребёнок начинает познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем.
Игрушки – очевидцы и свидетели мировой истории: они столько интересного могут рассказать о человеке, его мечтах, развитии технической мысли…
А игрушка, созданная своими руками, становится произведением искусства. Создание игрушки – это способ творческого самовыражения ребёнка, своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Традиции изготовления игрушки уходят корнями в далёкое прошлое, они были известны у многих народов в разных странах мира. Игрушка всегда сопутствовала человеку, являясь одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства, украшающего наш быт, радующего наш глаз. Для детей она забава, игра, взрослые же с радостью смотрят на красивые, смешные игрушки, которые переносят их в мир детства, вызывают добрую улыбку.
Детство кончается, а игрушки остаются с нами. Добродушные медведи, хитрющие лисы, длинноухие зайцы, козы, волки…придуманные , смоделированные и сшитые из лоскутков меха и ткани – всё это притягивает и взрослых и детей, живет в наших домах, как сказка.
Представьте, вы открываете знакомую дверь и вдруг… попадаете в волшебное царство: гномы, драконы, Чебурашки, крокодилы и множество других мыслимых и немыслимых сказочных персонажей. Коты в сапогах и без сапог, а рядом – миролюбивые псы всех мастей и беспечные мышата. Корова с ромашками на боку, ослик в зеленую клетку, каких не сыскать даже в Красной книге. Очень симпатичные существа, у которых и имени – то нет.
А бывают ли синие слоны, летают ли бабочки среди зимы, цветут ли необыкновенные цветы у дорожек, по которым на тонких ножках бежит - торопится Колобок – бывают ли такие чудеса?
Конечно, бывают…
Ведь все эти чудесные поделки сделаны кружковцами « Мягкая игрушка», которая работает в нашей школе уже 14 лет. Ежегодно занятия объединения посещают 20-25 мальчишек и девчонок - учащихся 1-11 классов. Все они увлечённо работают. Дети могут не только слоняться по улицам, «балдеть» под рок-музыку, но и просиживать часами на занятиях объединения, создавая из лоскутков и обрезков ткани и меха игрушки.
Ведь потребность творить, присуща всем детям без исключения. Человека, тем более ребёнка, подростка можно увлечь, зажечь, убедить, заразить своей собственной одержимостью, помочь ему раскрыть свои возможности, способности.
Чем же привлекает детей это занятие? Прежде всего - оно доступно: небольшие лоскутки ткани, меха, вышедшие из моды вещи, иголка с ниткой всегда под рукой. Оно вызывает светлые чувства: создаёт в мыслях образы, волнует радость создания, такой труд доставляет удовольствие, наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве. Оно познавательно потому, что помогает лучше разглядеть и узнать окружающий мир. Оно продуктивно: шьёшь, и обязательно что-то получается.
В процессе занятий в объединении дети учатся правильно организовывать своё рабочее место, точно и аккуратно выполнять задание, экономно расходовать материалы, бережно обращаться с инструментами.
Основное место на занятиях отводится практической работе. Практическое занятие по выполнению каждой игрушки включает в себя графические зарисовки в альбоме, выполнение чертежа модели, заготовку выкроек-лекал, раскрой ткани или меха, сшивание и оформление игрушки.
Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов. Это красочные таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним, образцы игрушек, выполненных руководителем и кружковцами.
Применение наглядных пособий играет большую роль в освоении кружковцами нового материала. Основная цель показа готовых образцов самодельных игрушек – научить детей правильно использовать эти образцы в работе. Используя наглядные пособия, я не ставлю задачу точного повторения образца, а с его помощью стараюсь вызвать у детей желание творить самому, изменять, совершенствовать модель.
На занятиях при объяснении нового материала или одинакового для всей группы задание, в основном используя метод фронтальной работы – это демонстрация таблиц, рисунков, наглядного материала.
Так как выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно, провожу с детьми индивидуальную работу. Также применяю метод текущего инструктажа.
Применяю и выполнение коллективных работ. Это наиболее эффективная форма способствует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.
Большое воспитательное значение имеет подведение итога работы, анализ и оценка её. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных образцы изделий. Коллективные просмотры выполненных игрушек, анализ работы приучают детей справедливо и объективно оценивать свою и чужую работу, радоваться не только своей, но и общей удаче.
Вообще, научиться шить мягкие игрушки и легко, и трудно.
Попробуйте, нарисуйте, сшейте, склейте лето, о котором мечтается, соседского кота Ваську, симпатичных героев полюбившихся мультфильмов. И вы поймёте, как вдохновенно и интересно работается детям.
Работы моих детей экспонируются на выставках, проводимых в школе и в районе. Поскольку экспонаты различные по технике выполнения и по назначению, подбираем серии по определённым темам. Например: «Мир леса», «Полезная игрушка», «Подводное царство» и другие.
Работы детей объединения «Мягкая игрушка» приносят много радости посетителям выставки: родителям, учителям, друзьям и близким, всем кому дети дарят свои игрушки. Именно поэтому работы их получают высокую оценку и награды на смотрах и выставках.
Каждая выставка для нас – праздник.
Выставка является средством идейно-воспитательного воздействия, массовой информации и наглядной демонстрации работы объединения . Выставка убедительно свидетельствует о многообразии тематики, видов и жанров работ, своеобразии детского художественного творчества, о любви детей к искусству, их умении видеть прекрасное в этой жизни, передавать его в своих творческих работах.
Одной из основных задач выставок декоративно-прикладного искусства является эстетическое воспитание подрастающего поколения, формирование у них художественного вкуса, поэтому оформление выставок должно быть хорошо продумано. В подготовке, оформлении и проведение выставок активное участие принимают все дети. Также о результатах нашей работы говорят и многочисленные записи в книге отзывов, вот некоторые из них… «…Мы всегда рады видеть вашу выставку на всех мероприятиях города и района. Ваши добрые игрушки излучают тепло и радость переданную умелыми руками ваших учеников ». (Жюри фестиваля национальных культур « Весенние капели») «…Получили огромное удовольствие от просмотра ваших милых, удивительных игрушек. Спасибо огромное. Желаем неиссякаемой фантазии и творческих успехов». (Корреспонденты службы новостей ГТРК Башкортостан.)
Работы наши нравятся посетителям выставок, это нас радует и вдохновляет на дальнейшие творческие поиски.
В объединении есть свои «ветераны». Таких наиболее одаренных и преданных объединению, разумеется, немного. Как немного и таких, кто, не позанимавшись и года, уходит из объединения. Почему уходят дети из объединения? Как правило, их уводят родители. По мнению некоторых родителей, игрушка - не серьёзное занятие, а шить их пустая трата времени. Многим вообще не понятно, зачем шить игрушки, если их можно купить в магазине.
У взрослых и у детей разная психология, и подход к нашей работе от этого разный.
Дети чище, доверчивее, с ними легко. Дети впечатлительнее взрослых. Дети более восприимчивы к боли и радости. Дети видят прекрасное там, где мы, взрослые, его не замечаем. Дети непосредственны, дети добрее нас, дети умеют по – настоящему любить…
Вот так, не взирая ни на что, дети искренне полюбили своё объединение. И в жизнь детей вошло народное творчество источник радости, жизнелюбия, фантазии и добра.
В наше время высокоразвитой индустрии игрушка – самоделка в тень не уйдет. Конечно сейчас время такое, что все можно купить в магазине. Но никогда готовая игрушка, даже являющая чудеса промышленной техники, не заменит ту, что сделана своими руками.
Мы с детьми полюбили этот добрый мир – игрушки. Игрушка – извечная спутница человечества Вот и делали их по всей России – Везде они разные, непохожие друг на друга, И у нас они свои, особенные.
Я люблю этот необыкновенный, увлекательный мир забавных игрушек, люблю выставки, люблю своих ребятишек, которые полностью отдаются творческому процессу, видя, как разрозненные кусочки материи, кожи, меха в руках моих ребятишек приобретают знакомые и превращаются, словно по волшебству, в прекрасные игрушки, душа переполняется радостью.
Это моя профессия, моя жизнь. Это удивительный шанс вернуться в страну детства.
В конце концов, это то дело, которым я просто люблю заниматься.
Данилова Роза Кутлияровна, учитель технологии, педагог дополнительного образования
МОБУ СОШ, с .Верхний Изяк, Благовещенский р-н Республики Башкортостан
{SL_links}
Вернуться назад
|