Обобщающий урок в 5-м классе
Формирование навыков по определению лексического значения синонимов, смыслового и стилистического отличия синонимов в тексте, умению употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.
Цели:
1. Продолжить формировать навык определять общее лексическое значение синонимов. 2. Определять смысловые и стилистические отличия синонимов в тексте. 3. Формировать умение употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей. 4. Воспитывать уважительное отношение к старшим.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
III. Всесторонняя проверка знаний.
1. Словарный диктант. (Учитель сообщает, что по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их в тетрадь)
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы)
Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные)
Как называют старых участников войн, революций. (Ветеран)
Только номер набери – за три моря говори. (Телефон)
Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания. (Термос)
Красная строка, отступ в начале строки. (Абзац)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
2. После словарного диктанта проводится беседа с учащимися.
– Какие слова называют синонимами?
– Чем слова-синонимы могут отличаться друг от друга?
3. На доске один ученик записывает два предложения.
В лесу мы увидели лося.
Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.
Вопросы к учащимся:
– Найдите слова, которые обозначают одно и то же.
– Почему лося называют еще и сохатым? (Рога похожи на соху).
– Какое из этих слов вам приходилось встречать и в книгах, и в устной речи чаще? (Слово лось встречается чаще, чем сохатый, потому что сохатым лося называют не везде, а преимущественно в Сибири).
4. А сейчас проведём игру “Переводчик”.
Кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами.
Доктор прописал пациенту инъекции. (Врач выписал больному уколы.)
Разъяренная вьюга замела тропинки. (Злая метель завалила дорожки.)
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания. (Сторож укрылся от дождя под крышей дома.)
5. Послушайте сказку В.А.Сухомлинского “Семь дочерей”, в ней семь раз употребляется глагол сказала. Мы часто употребляем в своей речи слова: сказал, шёл, интересный, жаркий и другие. А какие синонимы можно подобрать к глаголу сказала. (Учащиеся подбирают синонимы. Сказала – перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала.)
В тетрадь записать только диалог матери и дочерей, заменяя глагол сказала другими словами.
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.
– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, – сказала (проговорила) первая дочь.
– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – сказала (перебила) вторая.
– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – сказала (щебетала) третья.
– Мне тяжело было без тебя, как пчелка без цветка, – сказала (застрекотала) четвертая.
– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – сказала (пробормотала) пятая.
– Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, – сказала (проворковала) шестая.
А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
– Ребята, а как поступили бы вы, если бы ваша мама вернулась домой? (Учащиеся отвечают).
6. А сейчас послушайте стихотворение И.Токмаковой “Осинки” и выпишите синонимы к глаголу мёрзнуть.
Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке.
Учащиеся зачитывают выписанные слова. Мерзнуть – зябнет, дрожит, стынет.
– Какова их роль в тексте?
Они используются в качестве однородных членов, и благодаря этому достигается особая выразительность: ощущение того, что осинке холодно, передается с постепенным нарастанием.
Выразительность достигается также благодаря переносному употреблению слов.
– Для чего в речи употребляются синонимы?
(Ответы учащихся)
Вывод учителя: в русском языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения к изображаемому, а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста.
7. В конце урока проводится самостоятельная работа. Упр. 357.
IV. Домашнее задание.
Дворникова Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Саранинская средняя общеобразовательная школа", пгт Сарана, Свердловская обл.
{SL_links}
Вернуться назад
|