{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > И прекрасна и сильна математики страна
{LF_links}

И прекрасна и сильна математики страна


18 мая 2007. Разместил: lessons

Каждый год в нашей школе проходит день математики. В этот день приподнятое настроение царит по всей школе. Коридоры украшены математическими газетами, ребусами, кроссвордами, викторинами. Утром все учителя математики приветствуют ребят и коллег на первом этаже в фойе. Звучит музыка. Каждому учителю задается вопрос по математике или шуточный, или серьезный.

План дня математики 2003г.

  1. Торжественное приветствие учащихся и учителей.
  2. Открытые мероприятия:
    • 1 урок: «Математический марафон» -11класс
    • 2 урок: «Ах, уж эта математика» - 9класс
    • 3 урок: «Математический КВН» -5-6класс
    • 4 урок: «Счастливый случай» -10класс
    • 5 урок: «Математическое многоборье» -7класс
    • 6 урок: «И прекрасна и сильна математики страна»-8класс.
  3. Конкурс газет.
  4. Викторины, ребусы.
  5. На переменах «считай, смекай, отгадывай».
  6. Конкурс стихотворений о математике (после 6 урока)
  7. Розыгрыш лотереи (на большой перемене)
  8. Подведение итогов.

«И прекрасна и сильна математики страна»

Вступление

Чтобы спорилось нужное дело
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Дорогие ребята, начинаем наш праздничный, необычный урок.

Ян Амос Каменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию». И я надеюсь, что сегодняшний урок, и день не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой, что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.

Сегодня мы с вами поговорим о математике, о математиках, порешаем интересные шуточные задачи, узнаем интересные эпизоды из жизни великих математиков, и постараемся определить самого эрудированного математика.

Представление команд

Вот команда «треугольник»
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все задачи плечу!

Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется«квадрат»
Им любой ученый рад!

Выступают команды с приветствиями.

  Жюри:

Чтоб игра пошла как надо
Я жюри представить рада
Тот, что справа - Ломоносов
Математик и философ.
Лобачевский слева здесь,
Гордость русская и честь.
Третья им как раз под стать
Софьей Ковалевской звать.

И так турнир я открываю
Всем успехов пожелаю
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать.

1 ТУР

Задача:

На одной чаше весов лежат 5 гирь по 5кг, 5кг, 3кг, 1кг, 1кг, на другой: арбуз и гири по 5кг и 1кг. 1кг арбуза стоит 2 рубля. Сколько стоит арбуз?

Игра со зрителями:

Ребята я вам сейчас докажу, что вы не умеете считать до десяти. Итак, слушайте внимательно. Однажды я ехала на автобусе и решила посчитать пассажиров, их было5, на первой остановке вошло еще 3, на следующей остановке вышли 2, а зашли 3, на следующей остановке вышли 4, и никто не вошел, а потом на остановке гражданин один вошел с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (Ребята чаще всего считают пассажиров)

2 ТУР

Известный математик Ян Снядецкий сказал: « Математика- царица всех наук. Её возлюбленный-истина, её наряд-простота и ясность. Дворец этой владычицы окружен тернистыми зарослями, и, чтобы достичь его, каждому приходится пробираться сквозь чащу. Случайный попутчик не обнаружит во дворце ничего привлекательного. Красота его открывается лишь разуму, любящему истину, закалённому в борьбе с трудностями, свидетельствующему о незаурядности и непреодолимой склонности человека к необычайно запутанным, но неиссякаемым и возвышенным наслаждениям ума, свойственным самой природе людей»

  Предлагаю вам ряд вопросов на быстроту ответа. В этих задачах простота и ясность.

  Вопросы 1команде:

  1. Наименьшее, натуральное число. (1)
  2. Как найти неизвестный делитель?
  3. Чему равна одна четвёртая часть часа? (15мин.)
  4. Шла старуха в Москву, а на встречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (1старуха).
  5. Может ли при делении получиться ноль? (Да)
  6. Сколько раз в году встаёт солнце? (365) Как называется верхняя часть дроби? (Числитель)
  7. У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5)
  8. Петух весит на одной ноге 4кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4кг.)
  9. Прибор для измерения углов? (Транспортир)
  10. Как называется сотая часть числа? (Процент)
  11. Как называется результат сложения? (Сумма)
  12. Может ли быть в треугольнике два тупых угла? (Нет)
  13. Чему равна сумма смежных углов? (180)
  14. Почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолёте синего? (В самолете нет стоп-крана)

Вопросы 2 команде:

  1. Назовите формулу площади прямоугольника со сторонами а и в.
  2. Как найти неизвестное делимое?
  3. Может ли при умножении получиться ноль (Да)
  4. Как называется результат вычитания? (Разность)
  5. Бежала тройка лошадей. Каждая пробежала 5км. Сколько км проехал ямщик? (5км.)
  6. Чему равен 1пуд? (16 кг)
  7. Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
  8. Как называется нижняя часть числа? (Знаменатель)
  9. На дереве сидело 6 птиц. Охотник выстрелил и сбил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? (Ни одной)
  10. Найдите четверть от ста. (25)
  11. Назовите прибор для построения окружности? (Циркуль)
  12. Чему равна сумма углов тупоугольного треугольника? (180)
  13. Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
  14. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  15. Третий месяц летних каникул? (Август)

  Историческая справка Софья Ковалевская (Выступают дети).

 3 ТУР: На внимание

  «Сравнение математических фигур и величин служит материалом для игр и обучения Мудрости » - сказал Песталоцци И.Г.

Посмотрите в течение 5секунд на нарисованные фигуры, постарайтесь запомнить их порядок, а сейчас попытайтесь воспроизвести у себя на листочке эти фигуры (за каждую, правильно изображенную фигуру 1бал )
( На листочках изображены треугольники, квадраты, окружности, прямоугольники, а внутри их - другие фигуры.)

Игра со зрителями:

 Кто больше наберет балов, ответив на шуточные вопросы.

4ТУР:

«Когда математические задачи решаются легко, это служит наилучшим доказательством того, что силы, которые математика должна была развить, уже развились».- Сказал ученый Юнг Д.

 Вот мы сейчас и проверим, развилась ли эта сила у вас ребята.

 Задача:

Какова сумма всех чисел в треугольниках? А в кругах и квадратах?
(На листочках изображены треугольники, квадраты и окружности, а внутри их написаны числа, необходимо найти сумму чисел в треугольниках, в квадратах и окружностях.)

 5 ТУР:

Энштейну принадлежат такие слова : « Среди всех наук Математика пользуется особенным уважением, основанием этому служит то единственное обстоятельство, что её положения верны и неоспоримы, в то время как положения других наук до известной степени спорны, и всегда существует опасность их опровержения новыми открытиями».

 В следующей задаче все положения верны и неоспоримы, по-другому быть не может.

Обозначим следующие буквы цифрами

А Б В Г Д Е И К Л M Н О Р Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

За три минуты расшифруйте как можно больше слов

4 7 5--- 8 6 5 13--- 8 11 7 4 1---
5 12 10-- 8 7 11 12-- 10 12 14 12 13---
2 11 3-- 7 4 9 1 -- 10 12 13 5 1 ---
8 7 14-- 10 12 5 1-- 9 12 5 8 1---
3 6 8-- 8 1 5 13-- 11 1 13 12 5---
4 12 5-- 11 6 2 12-- 2 1 13 12 11---
14 7 8-- 5 7 3 12-- 7 5 6 1 9---

Игра со зрителями (задать вопросы шутки).

Историческая справка Лобачевский Николай Иванович (выступают дети).

  6 ТУР:

Следующий тур мы начинаем
Капитанов приглашаем.

Конкурс « Кто самый внимательный»

Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз
Лишь скажу я слово три
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну, а целых….две.
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом
Смотри, на старте не хитри
А жди команду: раз, два… марш.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя, их повтори
Разок, другой, но лучше… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
Когда была возможность взять.

Приз дополнительно команде три очка

7 ТУР:

 Эдисон Т. говорил : «Гений состоит из 1 процента вдохновения и 90 процентов потения»

Вот мы сейчас и посмотрим, какие вы гении.

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник
А уж вам то, как не знать.
Но совсем другое дело, быстро, точно и умело
Треугольники считать.
 Например, в фигуре этой, сколько разных

Рассмотри.
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри.

Игра со зрителями: (шутка)

 Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?

Историческая справка Ломоносов Михаил Васильевич.

 8 ТУР:

«Математика есть такая наука, которая показывает, как из знаемых количеств находить другие, нам ещё не известные»,-  сказал математик Аничков Д.С.

Сейчас вам предстоит из известного слова ПЛАНИМЕТРИЯ
 
Составить новые слова.

Зрители тоже принимают участие в составлении слов.

9 ТУР:

 Назовите как можно больше пословиц и поговорок с числами.Болельщики могут помогать своим командам.

Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

 Пока жюри подводят итог, можно ребятам показать и рассказать об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Свое название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса(1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил ее свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнуло его к изучению свойств полученной поверхности.

Эксперимент: Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.

Итог игры, награждения.

Агафонова Валентина Евгеньевна,
преподаватель математики



{SL_links}

Вернуться назад