Социально-педагогические условия
образовательного учреждения.
Муниципальная средняя общеобразовательная
школа № 5 является одной из крупных школ города.
Директор школы – М.Н.Шевелёва.
В школе обучаются 1475 учащихся, что составляет 60
классов комплектов. Учебно-воспитательный
процесс осуществляется силами 83 педагогов и 58
классных руководителей. Внеурочная деятельность
состоит из кругового цикла традиционных и
календарных праздников, широкой сети
дополнительного образования и системы
самоуправления.
Система ученического самоуправления начала
складываться в 2000–2001 учебном году с решением
педагогического совета о внедрении в школе
игровой технологии “Демократическая
республика” автор А.С.Прутченков. В этом же году
в школе состоялись первые выборы и была
сформирована Школьная Дума. Работа школьного
самоуправления осуществляется в рамках развития
воспитательной системы.
Новизна данной программы в том, что мы реализуем
самоуправление со второго по одиннадцатый класс:
- 2–4-й класс: система ученического
самоуправления реализуется через детскую
общественную организацию “Фантазия”;
- 5–7-й класс: детская общественная организация
“Пилигрим” является второй ступенью
ученического самоуправления;
- 8–11-й класс: Школьная Демократическая
Республика “Атлантида”.
Созданные структуры активно работают на
территории школы и позволяют успешно решать
задачу преемственности в развитии лидерских
качеств учащихся.
Цель и задачи ученического самоуправления.
Цель: воспитание гражданина с
демократической культурой высокого уровня,
гуманистической направленностью, умеющего
действовать в интересах совершенствования своей
личности, общества и Отечества.
Задачи:
- предоставить всем учащимся реальную
возможность вместе с педагогами участвовать в
прогнозировании, организации, исполнении и
анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся готовность
совершенствовать свою личность, создавать
условия для развития способностей и интересов
членов ученического коллектива; обогащать
духовный мир, развивать самостоятельное
мышление и самосознание;
- воспитывать положительное отношение к
общечеловеческим ценностям, нормам коллективной
жизни, законам государства, развить гражданскую
и социальную ответственность за самого себя,
свою семью, окружающих, общество и Отечество;
- создание в школе воспитательной среды,
обеспечивающей условия для самоутверждения,
самостоятельности, инициативы учащихся;
- организация содружества и сотворчества
учащихся и взрослых.
Структура школьного самоуправления:
Структура классного ученического
самоуправления во 2–4-х классах:
2–4-е классы “Страна Фантазия” – это
игра-путешествие.
На уровне класса – все дети по желанию выбирают
службу, в которой они хотели бы работать. Службы
созданы по мотивам сказки Носова “Незнайка в
Солнечном городе”. Лидеры служб всех классов
собираются 1 раз в неделю, проходят лидерскую
учебу, готовят различные мероприятия. 1 раз в
четверть итоговые линейки, праздники и
мероприятия. Лидеры выбираются в классе,
меняются в течение года. Ребёнок по желанию может
в любой момент перейти из одной службы в другую.
Основной принцип деятельности организации –
путешествие и яркий эмоциональный праздник.
Службы “Фантазии” |
Содержание деятельности
служб |
Формы и методы работы |
"Знайки" |
Организуют помощь в учебе отстающим.
Ведут экран успеваемости класса.
Информируют класс о проведении предметных
недель.
Готовят и проводят “Турниры смекалистых”. |
Экран успеваемости, интеллектуальные
игры, “Недели пятерок”, акции, мероприятия в
предметные недели. |
"Весельчаки" |
Организуют в классе досуговую
деятельность, являются ведущими праздников и
мероприятий. |
Ролевые игры, развлекательные
программы, концерты, чаепития, КТД, экскурсии,
походы и т.д. |
"Тюбики" |
Выпускают газеты, открытки.
Работают
над заметками, экспресс-новостями класса для
школьной газеты “ПЯТАЧОК”. |
Конкурсы рисунков, газет,
поздравительных открыток. |
"Торопыжки" |
Организовывают спортивные состязания,
Дни здоровья, экскурсии на природу. |
Дни здоровья;
Веселые старты, эстафеты “Мама, папа, я –
спортивная семья!”. |
Структура классного ученического
самоуправления в 5–7-х классах:
В 5–7-х классах самоуправление строится по
принципу: каждый класс – Континент.
В основе деятельности –
коллективно-творческий подход, разработанный
Ивановым И.П. Системообразующий вид деятельности
– коллективно-творческие дела различного
уровня. В течение года на параллели 5–7 классов
работает общий актив, в который входят лидеры
служб, по 2 человека от класса. Они проходят
занятия в “Школе актива”, сами являются
организаторами различных КТД, имеют практику
волонтерской работы. (ведут занятия по
профилактике вредных привычек и пр.) Главный
законодательный орган – “Совет Пилигрима” – 7
человек. В каждом классе 6 служб:
Службы “Пилигрима” |
Содержание деятельности
служб |
Формы и методы работы |
Образования |
Помощь классным руководителям в
проверке дневников.
Помощь в учебе отстающим.
Экран успеваемости класса.
Подготовка классных часов по учебным вопросам.
Информирование класса о проведении предметных
недель. |
Диспут, беседа, экран успеваемости,
интеллектуальные игры, “недели пятерок”,
круглые столы, акции, мероприятия в предметные
недели. |
Досуговая |
Готовят, сочиняют, организовывают
познавательные и развлекательные мероприятия и
праздники в классе. |
Ролевые игры, развлекательные
программы, ток-шоу, театры-экспромты, КВН,
концерты, чаепития, КТД, экскурсии, походы и т.д. |
Печати и информации |
Выпускают газету или “боевой листок”
класса.
Создают рисованные тематические газеты.
Работают над заметками, экспресс-новостями
класса для школьной газеты “ПЯТАЧОК” и
городской детской газеты “Кутерьма”. |
Социологические опросы, анкетирование,
интервью. |
Дизайна |
Поддерживают порядок и уют в учебном
классе.
Организуют дежурство по кабинету согласно
графика.
Ухаживают за цветами.
Следят за сохранностью мебели.
Оформляют залы, кабинеты для проведения
праздников, встреч и пр. |
Акции “Чистый учебник”, “Зеленый
кабинет”, конкурсы на самый уютный кабинет,
лучшее оформление к празднику, акция “Подарок
школе” ко Дню рождения. |
Социальная |
Оказывают реальную помощь и поддержку
нуждающимся одноклассникам.
Участвуют в операциях, акциях. |
Операция “Забота”, акции “Мой теплый
дом”, “За здоровый образ жизни”, контроль
организации обеда в школьной столовой. |
Спортивная |
Организовывают спортивные состязания,
эстафеты, выход на природу.
Обеспечивают участие классов в школьных и
городских соревнованиях. |
Соревнования по футболу, баскетболу,
волейболу.
Дни здоровья, Городские спартакиады
школьников.
Веселые старты, эстафеты.
“Мама, папа, я – спортивная семья!”, итоговое
торжественное собрание “Путь к Олимпу!” |
Деятельность организации хорошо освещена в
городской детской газете “Кутерьма” и школьной
газете “Пятачок”.
Структура Демократической республики
“Атлантида”:
В 8–11-х классах самоуправление строится по
технологии “Демократическая республика”.
- 1 четверть – выборы в Школьную Думу.
Организуется избирком, который проводит выборы
среди учеников 8–10 классов, избиратели – ученики
5–11-х классов, учителя и родители, а также бывшие
выпускники нашей школы.
- 2 четверть – новая Дума обучается по программе
“Школа депутата”.
- 3 четверть – занимается законотворчеством и
реализацией социальных проектов, подготовкой к
городскому фестивалю “Новая цивилизация”.
- 4 четверть – подводит итоги своей работы,
проводит отчетную конференцию.
Школьная Дума |
Содержание
деятельности |
Председатель Думы |
координирует работу Думы, проводит,
готовит заседания, представляет интересы на
педагогических советах, на уровне города входит
в состав Международной Ассамблеи клуба “Новая
цивилизация”. |
Секретарь |
ведет протоколы заседаний, оформляет
всю необходимую документацию. |
Законодательная комиссия |
экспертирует законы, положения,
дополнения, разрабатываемые Думой. |
Комиссия образования |
разрабатывает положения о предметных
неделях, интеллектуальных играх, олимпиадах,
различных образовательных и профориентационных
мероприятий. |
Комиссия культуры |
разрабатывает положения о
мероприятиях, конкурсах, праздниках, различных
досуговые программах, памятки для участников,
классных руководителей и пр. |
Комиссия спорта |
разрабатывает положения об организации
спортивной деятельности параллелей, школы.
Учредитель различных спортивных соревнований. |
Комиссия по общественным связям |
поддерживает внешкольные связи со СМИ,
другими Демократическими Республиками, клубом
“Новая цивилизация”, информируют школьный
коллектив обо всех мероприятиях, осуществляют и
поддерживают обратную связь с классными
коллективами. |
Комиссия по социальной политике |
разрабатывает положение о социальной
политике, о конкурсах, акциях, проводит
образовательные программы по социальному
проектированию и осуществляет проектную
деятельность. |
Органы самоуправления имеют возможность
присутствовать на педагогических советах.
Данная деятельность регулируется Уставом школы,
Договорами о деятельности детских общественных
организаций “Фантазия” и “Пилигрим”,
Конституцией демократической республики
Атлантида.
Ученическое самоуправление активно
взаимодействует с педагогическим.
Представителей школьной Думы приглашают на
заседания педагогического совета по
необходимости. (2–3 раза в год). Все заседания Думы
открыты, на них может присутствовать любой
участник образовательного процесса. Один раз в
четверть проходит заседание Совета школы, в
который, согласно Уставу, входят по семь
учеников, родителей и педагогов, включая
представителей администрации. Совет решает
важные и текущие вопросы жизнедеятельности,
например: режима работы, координирует работу
всех органов школьного самоуправления,
совместно с директором представляет интересы
школы в государственных и общественных органах.
Эффективность системы ученического
самоуправления:
Данная система успешно работает на протяжении 3
лет. Большинство классных руководителей
поддерживает данную технологию, потому что она
позволила нам выстроить эффективную
воспитательную систему. Её эффективность мы
измеряем такими категориями как “Наши
достижения” и “Диагностика”. Наши достижения
на уровне города значительно возросли, школа
стабильно занимает первые места по всем ключевым
позициям:
- в спорте – 3 года 1 место в круглогодичной
спартакиаде школьником,
- в социальной сфере – 1 место в городском
конкурсе “Наш стиль жизни” (профилактика
вредных привычек, наркомании, ВИЧ и СПИДа),
- в творчестве – многочисленные и многократные
лауреаты городского фестиваля-конкурса “Мир
похож на цветной луг”, специальный приз жюри
межрегионального конкурса “Звёздный дождь”.
Диагностика занятости учащихся во внеурочное
время – 83%. Анализ активности учащихся и участия
во внеклассных мероприятиях также оптимистичен.
Последние два года замечаем хорошую тенденцию –
заниматься спортом и творчеством у нас
престижно! Благодаря высокому профессиональному
уровню педагогов, руководителей кружков и клубов
и, несомненно, директору школы, который относится
с пониманием к формированию хорошей
материальной базы.
Организационно-педагогическое и
материально-техническое обеспечение
функционирования модели:
В помощь педагогам по организации
преемственности ученического самоуправления в
кабинете воспитания имеется достаточно
методической литературы. В течение года
заместители директора по воспитательной работе
проводят образовательные семинары, в которых
используются мультимедийные материалы
учебно-методического семинара МООДиМ “Новая
цивилизация”. К каждому делу разрабатывается
Памятка в помощь классному руководителю.
Для активистов ученического самоуправления
работают разновозрастные школы актива:
2–4-е классы – 1 раз в месяц проводятся ролевые
игры на развитие лидерских качеств. Их проводят
лидеры, воспитанники “Пилигрима”.
5–7-е классы – 2 раза в год “Школа актива”
проходит на каникулах в два полных дня. Программа
школы насыщена, разнообразна, используются
различные формы.
8–11-е классы – 1 четверть “Школа кандидата”
программа рассчитана на всю четверть, 5
образовательных программ:
1. Тренинг “Знакомство” (набор игр на
знакомство, раскрытие лидерских качеств)
участники – кандидаты 18–25 человек.
2. Программа “Я – кандидат” (мультимедийные
презентации с подробной информацией о ведении
избирательной кампании, о ведении агитационной
деятельности, ролевая игра). Участники –
кандидаты 18–25 человек.
3. Образовательная программа для кандидатов и
доверенных лиц “Технология пресс-конференции”.
(40–70 человек.)
4. Игра “Эффективные дебаты” (кандидаты 18–25
человек)
5. Игра “Все на митинг” в ней кандидаты
импровизируют на заданные темы.
Для вновь избранных депутатов всю вторую
четверть проходит “Школа депутата”.
5 образовательных программ:
1. Презентация работы органов ученического
самоуправления (бывший состав Думы знакомит
новичков с основной деятельностью Думы,
рассказывает о проделанной работе, традициях и
т.д.).
2. “Регламент и протокол” программу ведет
Копанев А.В. – советник по политическим вопросам,
руководитель клуба “Юный политик”. В данной
программе изучается регламент работы городской
Думы, на его основе принимается свой.
3. “Функционал” – изучается функционал,
происходит самоопределение и деление на
комиссии, выборы председателя Думы и секретаря.
4. программа “Планирование работы” изучение
вариантов планирования, знакомство с планом
воспитательной работы школы и составление
собственного плана работы.
5. “Аналитическая деятельность” – как
анализировать работу Думы, класса, школы,
собственную управленческую деятельность.
Все общешкольные дела, придуманные и
организованные лидерами самоуправления – это
яркие, эмоционально-насыщенные праздники, многие
из которых стали традиционными, ожидаемыми и
любимыми. Это такие как конкурс юных дарований
“Школьная звезда”, участниками которого обычно
становятся около 300 участников 1–11 классов; День
Рождения школы, Ролевая образовательная игра
“День самоуправления”, которую проводят лидеры
4–11 классов. Все общешкольные мероприятия
спланированы так, чтобы в них принимали участие
все учащиеся, учитывая степень ответственности
согласно их возрастным особенностям.
Отношение к предложенной системе участников
образовательного процесса:
Отношение определяется с помощью различных
методов и диагностик:
- отношение учащихся разных классов: метод
наблюдения, интервью, анкетирование;
- отношение педагогов различного профиля: анкета
“Удовлетворенность организацией школьного и
ученического самоуправления”;
- отношение родителей различных категорий:
анкета “Удовлетворенность работой
образовательного учреждения”;
- отношение общественности микрорайона,
различных государственных и общественных
структур: соц.опрос, интервью.
Аладко Олеся Ивановна,
замдиректора по учебно-воспитательной работе
{SL_links}
Вернуться назад
|