{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Слово о математике
{LF_links}

Слово о математике


23 мая 2007. Разместил: lessons

викторина среди школьников, 5–6-е классы

Автор ставит перед собой обычные задачи педагогики, стараясь решить их не обычными средствами. Проведение математического праздника-соревнования помогает прививать интерес к изучаемому предмету, способствует формированию логического мышления. Совершенствуется математическая речь учащихся, формируются мотивы учения. Развиваются личностные качества: настойчивость, воля через формирование способности к преодолению трудностей.

СЛОВО О МАТЕМАТИКЕ

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.

Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудности закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

(Деление на команды: все участники соревнования берут на столе карточки с цифрами. Ведущий объявляет, чтобы все участники, у кого четная цифра встали направо, а у кого нечетная – налево, это и есть команды. Количество четных и нечетных цифр должно быть одинаково и не превышать числа участников).

1 задание

Придумайте девиз команды, название команды, приветствия жюри и соперникам.

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

На каждом уроке вы выполняете различные математические действия с числами. Сколько арифметических действий вы знаете? Сколько цифр используют для записи натуральных чисел? А какое самое маленькое натуральное число?

Послушайте несколько интересных историй про знакомые вам цифры и знаки действий.

Как нет на свете без ножек столов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в арифметике действий без знаков!

ПЛЮС

Символ “+” образовался от латинского слова “et” (союз и). При скорописи букву “е” опускали. Оставшаяся буква “t” со временем превратилась в знак “+”.

СЛОЖЕНИЕ

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Если ссора иль сраженье,
Не получится сложение.

МИНУС

Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
Свою лишь роль я выполняю.

ВЫЧИТАНИЕ

Проходила наша Таня
С малышами вычитанье.
Вычитанье как понять?
Надо что-нибудь отнять:
У Иришки – орешки,
У Аришки – матрешку,
У Андрюшки – новый мяч,
Во дворе и вой, и плач.
Получается ответ:
Игрушки есть – подружек нет!

НУЛЬ

Когда-то многие считали,
Что нуль не значит ничего,
И, как ни странно, получали,
Что он совсем не есть число.
Но на оси средь прочих чисел,
Он все же место получил,
И все действительные числа
На два разряда разделил.
Нуль ни в один из них не входит
(Он сам составил чисел класс).
Все ж о его особых свойствах
Мы поведем теперь рассказ.
Коль нуль к числу ты прибавляешь,
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
Попав, как множитель, средь чисел,
Он мигом сводит все на нет,
И потому в произведении
Один за все несет ответ.

А относительно деления
Нам твердо помнить нужно то,
Что уж давно в научном мире
Делить на нуль запрещено!
Причина всем здесь очевидна
И состоит она лишь в том,
Что смысла нет в таком делении,
Противоречье в нем самом.
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
Когда с нулем в произведении
Все числа нуль лишь могут дать?
“А” в нулевой есть единица,
Так все условились считать,
И глубоко бы тот ошибся,
Кто б это вздумал доказать.
Но правил нет без исключенья
Уместно здесь оговорить:
Значенье нуль для оснований
Необходимо исключить.

Выполнение командами первого задания.

2 задание

ШУТОЧНЫЕ ЗАДАЧИ

1. По дороге вдоль кустов
Шло 11 хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда – то
Петухи и поросята.
А вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов? (Семь).

2. Прилетели галки, сели на палки.
Если на каждой палке
Сидит по одной галке,
Тогда для одной галки
Не хватает палки.
Если на каждой палке
Сидит по две галке,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок? (4 галки, 3палки).

3. Как-то рано, по утру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Было втрое больше, чем гусей,
Уток было восемь пар,
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей?

(Всего 56 птиц: гагар 8,уток 16, гусей 8, лебедей 24).

4. Шел Кондрат в Ленинград.
Навстречу ему 12 ребят:
У каждого – по лукошку,
В лукошке – по кошке,
У кошки – по котенку,
У котенка – по мышонку.
Задумался старый Кондрат:
“Сколько котят и мышат
ребята несут в Ленинград?”

(Глупый, глупый Кондрат! Он один шел в Ленинград, а ребята с лукошками, котятами и кошками шли навстречу ему, – в Кострому!)

5. В автобусе ехало 50 человек. На остановке 7 человек вошли, а 3 вышли; на следующей вошел 1, а вышли 4; на следующей 5 вошли, 4 – вышли; на следующей вышли 15, вошли – 2. Сколько остановок сделал автобус? (Пять).

6. Две дочери, две матери, и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое).

7. Брату 13 лет, а сестре 6. Сколько лет будет сестре, когда брату исполнится 18? (Одиннадцать).

8. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый из участников? (4 часа).

9. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см, и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет 3 ступеньку, если за минуту она поднимается на 10 см? (Никогда, т.к. лестница поднимается вместе с кораблем).

10. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, преодолел за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч).

11. Какой знак надо поставить между 2 и 3 чтобы получить число больше 2, но меньше 3? (Запятую).

3 задание

ЛОГОГРИФЫ

В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.

1. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Зная как , и я – географическая точка. (Плюс-полюс).

2. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).

3. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. (Куб – клуб).

4. Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. (Гора – горб).

5. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. (Сурок – сорок).

6. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. (Пар+та=парта).

4 задание

ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО

Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё).

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

Послушайте сказку “Хитрая лиса”.

Повстречался медведь с лисой.
– Ты куда, сестрица? – спрашивает медведь.
– Домой спешу, – отвечает лиса. –Мне заяц 2 морковки дал, похлебку варить буду.
– И я домой иду, – говорит медведь, – мне заяц тоже морковки дал, 4 штуки, я тоже похлебку сварю.
Лиса хитрая была. Она увидела, что у медведя морковки больше, чем у нее, и говорит:
– Давай, медведь, похлебку вместе варить будем.
Медведь согласился. Развели они костер и сварили похлебку. Только собрались есть, прилетел журавль.
– Здравствуйте, – говорит журавль. – Да вы тут похлебку варите! Не угостите ли меня?
– Ишь ты, какой хитрый, – отвечает лиса. — Что ты нам за это дашь?
– Рыбешек, – говорит журавль.
Звери согласились. Сели все в кружок, поделили похлебку всем поровну и пообедали. Журавль положил на землю 6 рыбешек и улетел.
Лиса говорит медведю:
– Тебе 3 рыбешки и мне 3 рыбешки – поровну и поделим.
– Ишь ты, какая хитрая, у тебя меньше морковки было, значит тебе 2 рыбки, а мне 4.

Кто из них прав? Как бы ты поделил рыбу?

(Т.к. морковки было 6 штук, то журавль съел 2 мишкины морковки, значит, ему он должен отдать все 6 рыбешек).

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

Все вы помните сказку о попе и его работнике Балде. С хозяйством попа справляются 10 работников. Каждый работник в день съедает 1 каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.

Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба он экономил ежедневно.

(Осталось работников:
Балда+3 чел.=4 чел.
Съедают 4+3=7 кар.
Экономия 10-7=3 каравая).

Кто из зрителей составил самое длинное слово из букв слова “треугольник”?

5 задание

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Кто быстрее сосчитает от 1 до 25 на карточках (приложение 1).

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

Послушайте сказочную историю.

ТРЕУГОЛЬНИК И КВАДРАТ

Жили-были два брата,
Треугольник с Квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!”
Но Квадрат ответил: “Брат!
Я же старше, я – Квадрат!”
И сказал еще нежней:
“Не известно, кто нужней!”
Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься – без углов!”
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел – нет Квадрата.
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

6 задание

АРИФМЕТИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ

Точка отправления – правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, выбрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в квадратах на вашем пути, равнялась 45 (приложение 2).

(СО ЗРИТЕЛЯМИ)

ИГРА “УГАДАЙ-КА”

Смысл игры в том, что ведущий знает конечный результат в примере.

Напиши число любое
На него я погляжу,
А затем клочок бумаги
При тебе в конверт вложу.
Под своим числом любое
Напиши число опять,
И еще число позволю
Сам себе я написать.
Проведем черту и сложим
Наших чисел стройный ряд.
Нет ошибки? Осторожней…
Все в порядке? Очень рад.
Сумма – я прошу, проверьте –
У меня давно в конверте.
В чем тут фокус? В чем секрет?
Сообщи мне свой ответ!

(Ведущий столько же записывает чисел, сколько игрок, но только цифры в числе подбирает так, чтобы в сумме с цифрами игрока получалось 9. Например, игрок записывает в столбик 2 четырехзначных числа – 3207 и 7531. Первое число ведущего должно быть 6792, а второе – 2468, т.к. 3+6=9; 2+7=9; 0+9=9; 7+2=9, аналогично со вторым числом. Если два числа четырехзначных писал игрок, то ответ равен 19998, три числа – 29997, четыре числа – 39996 и т.д.).

8 задание

“ЭРУДИТЫ, ВПЕРЕД!”

Какая команда назовет больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа (приложение 3)?

ФОКУС С ВОЛШЕБНОЙ ТАБЛИЦЕЙ (приложение 4).

9 задание

Участникам команды выдаются карточки с цифрами от 1 до 9. Для решения предлагаются арифметические примеры. Участники, имеющие карточки с цифрами, которые входят в ответ, должны сесть в нужном порядке на 2 стула, стоящие возле каждой команды. Команда, которая молча дает правильный ответ, получает жетон. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.

  1. Какое число меньше 36 в 3 раза? (12).
  2. Увеличьте 24 на 10. (34).
  3. Сколько будет 7 умножить на 8? (56).
  4. 18 увеличьте в 5 раз. (90).
  5. От 100 отнимите 22. (78).
  6. Сколько будет 6 умножить на5? (30).
  7. Сколько будет если 48 разделить на 2? (24).
  8. 90 уменьшите на 4. (86).
  9. Какое число меньше 100 на 9? (91).
  10. У человека на руках 10 пальцев, сколько пальцев на 10 руках? (50).

Подведение итогов

Награждение команд и наиболее активных болельщиков.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ.

Робинзон Крузо предлагает научить Пятницу геометрии, учитывая, что ему знакомы лишь несколько слов: “ У”, “ НА”, “ И”, “ ПОД”, “ НАД”. Все остальное надо показать с помощью жестов. Задание: 1 – определение квадрата, 2 – определение равнобедренного треугольника. Жюри не знает заданий, должно угадать определение.

Баранова Ольга Владимировна,
учитель математики и информатики


{SL_links}

Вернуться назад