Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Слово о математике Слово о математике23 мая 2007. Разместил: lessons |
викторина среди школьников, 5–6-е классыАвтор ставит перед собой обычные задачи педагогики, стараясь решить их не обычными средствами. Проведение математического праздника-соревнования помогает прививать интерес к изучаемому предмету, способствует формированию логического мышления. Совершенствуется математическая речь учащихся, формируются мотивы учения. Развиваются личностные качества: настойчивость, воля через формирование способности к преодолению трудностей. СЛОВО О МАТЕМАТИКЕ Почему торжественность вокруг? Не случайно ей такой почет. Есть о математике молва, Ты нам, математика, даешь И за то, что в творческом труде (Деление на команды: все участники соревнования берут на столе карточки с цифрами. Ведущий объявляет, чтобы все участники, у кого четная цифра встали направо, а у кого нечетная – налево, это и есть команды. Количество четных и нечетных цифр должно быть одинаково и не превышать числа участников). 1 заданиеПридумайте девиз команды, название команды, приветствия жюри и соперникам.
(СО ЗРИТЕЛЯМИ) На каждом уроке вы выполняете различные математические действия с числами. Сколько арифметических действий вы знаете? Сколько цифр используют для записи натуральных чисел? А какое самое маленькое натуральное число? Послушайте несколько интересных историй про знакомые вам цифры и знаки действий.
ПЛЮС Символ “+” образовался от латинского слова “et” (союз и). При скорописи букву “е” опускали. Оставшаяся буква “t” со временем превратилась в знак “+”.
СЛОЖЕНИЕ
МИНУС
ВЫЧИТАНИЕ
НУЛЬ
Выполнение командами первого задания. 2 задание
ШУТОЧНЫЕ ЗАДАЧИ 1. По дороге вдоль кустов
2. Прилетели галки, сели на палки.
3. Как-то рано, по утру
(Всего 56 птиц: гагар 8,уток 16, гусей 8, лебедей 24). 4. Шел Кондрат в Ленинград.
(Глупый, глупый Кондрат! Он один шел в Ленинград, а ребята с лукошками, котятами и кошками шли навстречу ему, – в Кострому!) 5. В автобусе ехало 50 человек. На остановке 7 человек вошли, а 3 вышли; на следующей вошел 1, а вышли 4; на следующей 5 вошли, 4 – вышли; на следующей вышли 15, вошли – 2. Сколько остановок сделал автобус? (Пять). 6. Две дочери, две матери, и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое). 7. Брату 13 лет, а сестре 6. Сколько лет будет сестре, когда брату исполнится 18? (Одиннадцать). 8. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый из участников? (4 часа). 9. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см, и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет 3 ступеньку, если за минуту она поднимается на 10 см? (Никогда, т.к. лестница поднимается вместе с кораблем).
10. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, преодолел за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч). 11. Какой знак надо поставить между 2 и 3 чтобы получить число больше 2, но меньше 3? (Запятую). 3 заданиеЛОГОГРИФЫ В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово. 1. Арифметический я знак, 2. Я – цифра меньше 10, 3. Я – пространственное тело, 4. Я – высокая скала, 5. Он – грызун не очень мелкий, 6. Мой первый слог найдешь тогда, 4 заданиеВОЛШЕБНОЕ СЛОВО Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” (е=ё). (Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)
(СО ЗРИТЕЛЯМИ) Послушайте сказку “Хитрая лиса”.
Кто из них прав? Как бы ты поделил рыбу? (Т.к. морковки было 6 штук, то журавль съел 2 мишкины морковки, значит, ему он должен отдать все 6 рыбешек).
(СО ЗРИТЕЛЯМИ) Все вы помните сказку о попе и его работнике Балде. С хозяйством попа справляются 10 работников. Каждый работник в день съедает 1 каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.
Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба он экономил ежедневно.
Кто из зрителей составил самое длинное слово из букв слова “треугольник”? 5 заданиеКОНКУРС КАПИТАНОВ Кто быстрее сосчитает от 1 до 25 на карточках (приложение 1).
(СО ЗРИТЕЛЯМИ) Послушайте сказочную историю.
6 заданиеАРИФМЕТИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ Точка отправления – правый нижний угол. Нужно выйти в левом нижнем углу, выбрав такую дорогу, чтобы сумма цифр, проставленных в квадратах на вашем пути, равнялась 45 (приложение 2).
(СО ЗРИТЕЛЯМИ) ИГРА “УГАДАЙ-КА” Смысл игры в том, что ведущий знает конечный результат в примере.
(Ведущий столько же записывает чисел, сколько игрок, но только цифры в числе подбирает так, чтобы в сумме с цифрами игрока получалось 9. Например, игрок записывает в столбик 2 четырехзначных числа – 3207 и 7531. Первое число ведущего должно быть 6792, а второе – 2468, т.к. 3+6=9; 2+7=9; 0+9=9; 7+2=9, аналогично со вторым числом. Если два числа четырехзначных писал игрок, то ответ равен 19998, три числа – 29997, четыре числа – 39996 и т.д.). 8 задание“ЭРУДИТЫ, ВПЕРЕД!” Какая команда назовет больше пословиц и поговорок, в которых встречаются числа (приложение 3)?
ФОКУС С ВОЛШЕБНОЙ ТАБЛИЦЕЙ (приложение 4). 9 заданиеУчастникам команды выдаются карточки с цифрами от 1 до 9. Для решения предлагаются арифметические примеры. Участники, имеющие карточки с цифрами, которые входят в ответ, должны сесть в нужном порядке на 2 стула, стоящие возле каждой команды. Команда, которая молча дает правильный ответ, получает жетон. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
Подведение итоговНаграждение команд и наиболее активных болельщиков.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ. Робинзон Крузо предлагает научить Пятницу геометрии, учитывая, что ему знакомы лишь несколько слов: “ У”, “ НА”, “ И”, “ ПОД”, “ НАД”. Все остальное надо показать с помощью жестов. Задание: 1 – определение квадрата, 2 – определение равнобедренного треугольника. Жюри не знает заданий, должно угадать определение. Баранова Ольга Владимировна, учитель математики и информатики Вернуться назад |