{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Физический поединок
{LF_links}

Физический поединок


28 мая 2007. Разместил: lessons
Физический поединок проводится с целью развития интереса к физике , развития творческих способностей учащихся.В сельской школе с малым количеством учащихся , целесообразно проводить внеклассные мероприятия для нескольких классов вместе. Данное мероприятие проводится для учащихся 8-11-х классов. Заранее формируются две сборные команды, которым даётся задание: подготовить название команды, эмблему, девиз, плакат с нарисованным физическим явлением, физический опыт с его последующим объяснением. В ходе поединка учащиеся показывают свои знания физических терминов, явлений .законов, исторических сведений об известных физиках.

Цели:

В развлекательной форме повторить физические термины (понятия ).

Воспитание познавательного интереса к изучению физики.

Развитие умений осуществлять взаимосотрудничество.

Оборудование: комплекты карточек с записью физических величин, “ромашка” с вопросами, цветные мелки, листы с биографией ученых.

Для опытов: свеча, спички, бумажная кастрюля, стакан с водой, игла, прямоугольник из папиросной бумаги.

На доске прикреплены карточки с фамилиями ученых: М.В.Ломоносов, А.Эйнштейн, Г.Галилей, И.Ньютон, Ш.Кулон, П.Джоуль, Х.Ленц

Предварительная подготовка: формируются две команды по четыре человека из учащихся 8-11 классов. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды, девиз, рисунок с физическим явлением, подготовить физический опыт с последующим объяснением (нагревание воды в бумажной кастрюле, таинственная вертушка ).

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

  • Представление команд.
  • Разминка.
  • Конкурс теоретиков.
  • Конкурс искателей.
  • Конкурс волшебников.
  • Конкурс историков.
  • Конкурс “нарисованное явление”.
  • Конкурс “физические величины”.

Подведение итогов.

Конкурсы оцениваются по пятибалльной системе.

Вводное слово: Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Физика-это фундаментальные исследования. Но в изучение физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат. Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы, о людях делавших историю, о будущем науки и техники. Итак, начнем наш поединок.

1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.

2.РАЗМИНКА.

Отвечайте быстро. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. За каждый правильный ответ два балла.

  1. Что легче: пуд железа или пуд сена? (Вес одинаков.)
  2. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? (Из- за низкого атмосферного давления).
  3. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? (Горячая. С горячего хлеба происходит более интенсивный процесс испарения воды).
  4. Почему во время снегопада теплее? (Происходит процесс кристаллизации).
  5. На дворе мороз стоит,
    Под ногами снег скрипит,
    Почему скрипит ? Скажите? ( Кристаллическая структура воды разрушается, что сопровождаются характерными звуками).
  6. Зимним днём расселись гости
    Всюду в комнате моей
    Окна быстро запотели
    Почему? Скажи скорей. (На окнах конденсируется вода).

3. КОНКУРС ТЕОРЕТИКОВ.

На доске даны фамилии учёных Г. ОМ; И. Ньютон ; Ш. Кулон; Х. Ленц ; П. Джоуль. Командам в течение 3 минут необходимо составить формулы, и дать названия закона. За правильное выполнение 2 балла.

  • Карточки с физическими величинами:
  • Заряд, масса, сила,
  • Сопротивление, изменение температуры,
  • Напряжение, сила тока,
  • Количество теплоты, ускорение,
  • Гравитационное ускорение постоянное,
  • Радиус.

4 КОНКУРС ИСКАТЕЛЕЙ.

На цветке-“ромашке” заданы задачи. Отрывая лепесток, читайте условие и давайте ответ, за каждую правильную задачу 2 балла.

  1. Слышит ли пилот самолёта, летящего со сверхзвуковой скоростью, шум двигателей, расположенных на крыльях? (Да. Звук передаётся через металлические конструкции самолета.)
  2. В самые сухие и жаркие дни пчёлы на верхних стенках в улье “развешивают” капельки воды. Каково их назначение ? (При испарение воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается.)
  3. Какой тряпкой скорее соберёшь лужу с пола – сухой или влажной ? (Влажной.)
  4. Зачем кастрюлю закрывают крышкой ? (Чтобы горячей пар не уносил тепло.)
  5. Почему в сауне человек может выдержать температуру воздуха до 130 С., а в русской бане – вдвое меньше ? (В сауне очень сухой воздух. В русской бане пар влажный, испарение слабое.)
  6. Что является источником энергии при работе мышц человека? (Органические вещества (углеводы, жиры, белки ). В клетках они подвергаются распаду и окислению, в результате чего освобождаются скрытые в них энергия.)
  7. Чем объяснить, что иногда человек, случайно схватившийся за оголенный электрический провод, бывает не в силах оторвать от него руку? (Электрический ток проходя по мышцам руки вызывает их сокращение и рука крепко схватывает провод.)
  8. Какой человек будет лучше видеть предметы под водой – страдающий близорукостью или дальнозоркостью? (Близорукий человек будет видеть несколько лучше, т.к. вода ослабевает преломляющую силу глаза.)

5.КОНКУРС ВОЛШЕБНИКОВ.

Команды по очереди показывают опыт. Команда соперница должна дать объяснение увиденного явления. За правильный ответ два балла.

Опыт 1. Нагревание воды в бумажной кастрюле.

Опыт 2. Таинственная вертушка.

КОНКУРС ИСТОРИКОВ.

Клод Леви–Стросс, французский антрополог говорил: “Ученый - это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.”

Вам предлагается факты из биографии некоторых знаменитых физиков тысячелетия. Команда, которая первой правильно назовет имя того о ком идет речь, получает три балла.

Михаил Васильевич Ломоносов.

Родился 19 ноября 1711 г. В деревушке недалеко от Архангельска, в семье крестьянина-помора. С детства стремился к знаниям. Учился в первых русских высших учебных заведениях. Диапазон научных интересов был исключительно широк, его без преувеличения называли энциклопедистом. Совместно с профессором Рихманом он изучал атмосферное электричество, имел заслуги в развитии астрономии и астрономической оптики. Центральное место в творчестве ученого занимали работы в области атомистики и кинетической теории. Все труды по физики и химии, представленные в то время в Академию, были значительными.

Исаак Ньютон.

Именно этот английский ученый получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военноначальнику А.Д. Меньшикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным.

В 1695 г. Он получил должность смотрителя монетного двора Великобритании, а через четыре года директора.

Философ Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса, и его яблоко. Им открыты основные законы движения тел и закон тяготения.

Галилео Галилей

Воспитание этот ученый получил в монастыре, образование – частично на медицинском факультете Пизанского университета ; затем работал преподавателем математики, был придворным философом. Он умер в 1642 г., а почти через 100 лет - в 1737 г. прах ученого, согласно его завещанию,был перенесён во Флоренцию и захоронен рядом с прахом Микеланджело.

Лишь спустя почти три с половиной столетия после его кончины Папа Римский Иоанн Павел Второй выступил с заявлением, в котором признал, что гонения церкви были напрасны: он был прав. Он первым применил телескоп для астрономических исследований, открыл спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры.

Альберт Эйнштейн.

Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял, роль эксперта в патентном бюро Берна.

Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования и открытия законов фотоэффекта. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.

Этот ученый – один из основоположников современной физики, создатель обшей теории пространства – времени – тяготения.

7. КОНКУРС “НАРИСОВАННОЕ ЯВЛЕНИЕ”.

Команды представляют рисунок с физическим явлением. Нужно сказать: какое явление нарисовано и объяснить его физический смысл.

За каждый правильный ответ – четыре балла.

За оригинальный рисунок – два балла.

8.КОНКУРС “ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ”.

По очереди называть физические величины, не повторяясь, в течение одной минуты. Выигрывает та команда, которая последней назовёт физическую величину и зарабатывает два балла.

Пока жюри подводит итоги,послушаем песню, которая напомнит вам о физике.

Жюри объявляет итоги физического поединка. Награждение команд дипломами.

Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни.

Спасибо за участие.

Спасибо за внимание.


Ветлугина Наталия Андреевна, учитель физики и математики


{SL_links}

Вернуться назад