Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Методики > Тайны человеческого мозга Тайны человеческого мозга31 августа 2007. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа элективного курса для учащихся 9-го класса Цель курса расширить и углубить знания о высшей нервной деятельности человека, развивать интерес для познания себя и других людей, научить использовать теоретические знания в практике общения и деятельности в коллективе. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий это увлекательное занятие и одновременно изучение психологии. Удачные и интересные работы могут быть продолжены как индивидуальные и групповые проекты.Причины введения курса “ Тайны человеческого мозга” заключается в том, что при изучении биологии в 8-м классе на тему “Высшая нервная деятельность человека” отводится только 5 часов, что дает лишь поверхностное представление о работе мозга. Современные выпускники основной школы стремятся узнать о себе больше для успешного выбора в дальнейшем. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и в среднем звене, а также очень тесно связана с курсом “Биология” в 8-м классе. Цель данного курса состоит в том, чтобы расширить и углубить знания учащихся о высшей нервной деятельности человека. В задачи входит развивать интерес для познания себя и других людей, научить использовать теоретические знания с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в коллективе. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий по определенным темам - это увлекательное занятие и одновременно существенный элемент изучения психологии. Тематический план.
Требования к результатам изучения курса. Учащиеся должны знать: - как происходило становление психики человека
в процессе эволюции животных и человека; Учащиеся должны уметь: - работать с простейшими психологическими
тестами и обрабатывать полученные результаты; Содержание тем и разделов. 1. Введение-1 час. Предмет психологии. Задачи и методы современной психологии. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. 2. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека-1 час. Условия возникновения и общие закономерности развития психики и форм поведения в процессе эволюции животных. Общественно-историческая обусловленность возникновения и развития сознания человека. Роль труда в развитии сознания. 3. Личность и межличностные отношения-3 часа. Человек и личность. Биологическое и социальное в личности человека. Психологическая структура личности. Интересы, идеалы и мировоззрения личности, как условия, обеспечивающие целостность, устойчивость и направленность личности. Понятие о группах и коллективах. Коллектив и личность, межличностные отношения в группах и коллективах, методы их изучения, выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе. Практическая работа. Проведение социометрии. 4. Деятельность-1 часа. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности. Умения, навыки, привычки и их особенности. Труд, учение и игра, как основные виды человеческой деятельности, их сравнительная характеристика. 5. Речь и общение-1 часа. Понятие о языке и речи. Виды речи. Восприятие и понимание речи. Развитие и расстройства речи. Общение как процесс и его функции. 6. Внимание-2 часа. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания, их характеристика. Свойства (качества) внимания и их обусловленность. Практическая работа. Определение объема внимания. Определение устойчивости внимания. 7. Ощущения-1час. Анатомо-физиологические механизмы ощущений. Рецепторы и анализаторы. Роль механизмов обратной связи в возникновении ощущений. Классификация ощущений на виды: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые. Компенсаторные возможности ощущений. Чувствительность. Понятие о порогах. 8. Восприятие-2 часа. Понятие о восприятии. Зависимость восприятия от направленности личности и других психических процессов. Восприятие и прошлый опыт человека. Основные особенности восприятия (предметность, целостность, избирательность, осмысленность). Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии. Практическая работа. Выявление индивидуальных различий восприятия. Тест Роршаха. 9. Память-1 час. Понятие о памяти. Механизмы памяти. Виды памяти: словесно-логическая, образная, двигательная и эмоциональная. Индивидуальные особенности и типы памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Условия, способствующие успешному хранению информации. Представления. Практическая работа. Определение эффективности запоминания. 10. Мышление и воображение-1 час. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Единство мышления и речи. Мыслительные операции. Виды мышления. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Виды воображения. Мечта как особый вид воображения. Практическая работа. Выполнение заданий на сообразительность. 11.Чувства и воля-1 час. Чувства и потребности личности. Роль чувств в познавательной и практической деятельности человека. Социальная обусловленность человеческих чувств. Высшие чувства как результат общественного развития (моральные, интеллектуальные, эстетические). Воля и волевые действия человека. Физиологические механизмы волевого действия. Волевые качества личности. 12.Индивидуально-психологические особенности личности-2 часа. Темперамент и его виды. Понятие о характере и его природе. Структура и формирование характера. Понятие о способностях. Структура способностей. Врожденное и приобретенное в способностях. Список литературы: Литература для учителя:
Литература для учащихся:
Зуева Дина Геннадьевна, учитель биологии Вернуться назад |