Vlivkor.Com > Сценарии, Весенние > 9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ - 20 9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ - 203 сентября 2007. Разместил: lessons |
Никто не забыт, ничто не забыто
Вечер памяти, посвящённый 60-летию победы в Великой Отечественной войне, рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Цель мероприятия - показать трагедию войны, напряжение в котором находилась страна, ужасы, с которыми столкнулись жители оккупированных территорий и пленные; дать почувствовать поколению, далёкому от войны, почему это "праздник со слезами на глазах". Поэтому в сценарии на первом плане не боевые действия, а жизнь гражданского населения в условиях войны, блокады, оккупации. Важной составляющей вечера является обилие хроники.Вечер памяти, посвященный 60-летию победы в Великой Отечественной войне Оборудование: кинопроектор, экран, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, метроном, фонограммы, кино- и видеофрагменты. Звучит музыка довоенного вальса. На сцене юноши и девушки в роли выпускников 1941 г. танцуют. Ведущий за сценой читает стихотворение:
Одновременно демонстрируются фрагменты документального видеофильма (“Неизвестная война”) о последних приготовлениях немецких войск перед нападением. Постепенно музыка вальса сменяется темой нашествия из симфонии № 7 (“Ленинградская”) Д. Шостаковича, которая звучит всё громче. На этом фоне идут кадры бомбардировки советских городов. Действие на сцене приостанавливается. Звучит голос Ю. Левитана, объявляющего начало войны. Молодые люди слушают объявление и уходят. Выходит ведущий. На фоне выступления Гитлера (без звука) читает планы Германии в отношении Советского Союза:
Звучит куплет и припев песни “Священная война”, демонстрируются кадры уходящих на фронт добровольцев (например, отрывок из к/ф “Летят журавли”). Гаснет свет. Голос ведущего:
На сцене высвечивается фигура сидящего солдата, который пишет письмо. Солдат: Моя ласковая мамочка! Я от вас далеко, но всеми своими мыслями, моя родная, я всегда с тобой, со всей семьёй. Послезавтра день моего рождения. Мне 21 год. В этот день я с особенной любовью и лаской вспоминаю тебя. Ту незабываемую, которая ночей не спала, всю свою жизнь и здоровье отдала нам. Вспоминаю, как ты старалась нас лучше одеть, обуть, накормить. Знала, родная, что каждый из нас любит. Терпеливо, часто отказывая себе, готовила для нас. Если нас не было дома, то и готовить тебе ничего не хотелось, опускались руки. Всё делалось твоими руками, мамочка родная. А ведь я, когда был маленьким, думал, что мамы не знают усталости. Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую, уже стареющую маму. Ведь дома я на ласки был скупой. Уж такая участь родителей: дети никогда не отплатят за все ласки и заботы полностью. Знаю, что каждый день, проведённый мною на фронте, ты переживаешь, и он оставляет неизгладимый отпечаток на твоём здоровье и на тебе…Не могу забыть момент: Я вынес с поля боя уже немолодого солдата. Он умирал у меня на руках. Вспоминал детей, жену. Беспокоился о них. Звал свою маму и с этим словом умер… Звучит “Вокализ” С. Рахманинова. Свет перемещается на фигуру женщины, стоящей в глубине сцены, на мать солдата. Мать:
Солдат и мать уходят. Зажигается свет. Вокальная группа учащихся исполняет песню “На безымянной высоте”. 1-й ведущий. У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. 2-й ведущий. Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. 1-й ведущий. Мы обязаны помнить безвинные жертвы блокады Ленинграда и фашистских концлагерей. Мы не должны забывать и о тех, кто “ковал” победу в тылу. Ведущие уходят. На сцену выходит ученица. Ученица.
Уходит. Выходят ведущие. 1-й ведущий. Война. Ленинград. Блокада. С первых же дней блокады фашисты приступили к варварским обстрелам и бомбардировкам города. Иногда обстрелы продолжались 19 часов подряд. 2-й ведущий. Но расчёты фашистов на мощь авиации не оправдывались, и они всё больше надеялись на губительные последствия блокады. 1-й ведущий. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. 2-й ведущий. Их противниками были смерть и её союзники: голод, жажда, холод, тьма… Хроника жизни в блокадном Ленинграде (“Неизвестная война”). 1-й ведущий. ( Одновременно идёт хроника жизни блокадного Ленинграда, но уже без звука). Трудности, перенесённые жителями города, стали со временем известны во всех подробностях, и мир ужаснулся небывалой трагедии, и не скрывал удивления и восхищения героями, отстоявшими город в самых тяжёлых условиях. Казалось, что на Ленинград, лишённый света, воды, тепла, хлеба, спускается какая-то доисторическая тьма. Казалось, что человек не в силах выдержать это. Но ничто не могло убить волю ленинградцев. 2-й ведущий. Это был период тяжелейших испытаний, страданий и героизма, доходивших до высот трагизма, и мужества, почти не доступного нашему пониманию. Демонстрируется хроника: дети блокадного Ленинграда, в том числе, страницы дневника Т. Савичевой (“Неизвестная война”). Эти кадры сопровождают слова ведущих. Детская память сохранила многие детали страшных дней блокады: скрип саней, на которых увозили тела умерших от голода, тропинки в глубоком снегу к проруби на Неве, мерцание коптилок и сполохи пожаров. 1-й ведущий. Маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Она не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Девочка просто жила в родном городе в трудное время и вела дневник, в котором отмечала смерти всех своих близких: “Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года… Если просто хочешь есть, это не голод. Голод - это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце - всё, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает…” Но Таня не сдавалась долго, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем лёгкой, но жила. И, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева и жили много других девочек и мальчиков, которые так и остались навсегда в своём времени. 2-й ведущий. Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные слова, начертанные на мемориальной стеле Пискарёвского кладбища: 1-й ведущий. “Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто”. Кадры хроники. Концлагеря (“Россия в войне. Кровь на снегу”). На фоне хроники слова ведущих. 2-й ведущий. Дахау, Маутхаузен, Освенцим, Треблинка… Мы не найдём на карте этих немецких и польских местечек. Но эти названия известны людям всего мира. 1-й ведущий. Именно здесь фашисты построили “фабрики смерти” - лагеря. Концлагеря располагали обязательными атрибутами массового уничтожения людей - газовые камеры, крематории, лаборатории для медицинских экспериментов, где испытывали средства биологического уничтожения людей. Исполняется танец “Бухенвальдский набат”. После танца сразу демонстрируются кадры из д/ф (“Россия в войне. Кровь на снегу” ): воспоминания Валентины Илькевич, свидетельницы расправы над мирными жителями деревни Маковая, Белоруссия. Учитель читает стихотворение М. Джалиля “Варварство”. 1-й ведущий. Ещё одна страница Великой Отечественной войны - трудовой героизм. Главным лозунгом тех лет был призыв: “Всё для фронта, всё для Победы”. Мужчин, ушедших на фронт, у заводских станков заменили женщины, старики и дети. 2-й ведущий.
1-й ведущий. Победа ковалась и в тылу, и на фронте. Солдаты боролись за мир на земле не на жизнь, а на смерть. 2-й ведущий. И тогда за жизнь солдат боролись медицинские работники: врачи, медсёстры, которые на своих хрупких плечах выносили раненых с поля боя, выхаживали их в госпиталях.
Иполняется песня “Медсанбат”. Пары танцуют вальс. Ученица читает стихотворение “Папе на фронт”. Ученица:
1-ведущий. И отцы сражались, защищая своих детей, свои семьи. Жестокие шли за города Брест, Смоленск, Москву, Севастополь, Сталинград, Курск… 2-й ведущий. Именно под Курском состоялась одна из решающих битв войны. После этого сражения советские войска начали активное наступление, безостановочно двигаясь на Запад - в сердце фашистской Германии, Берлин! Кадры хроники (“Неизвестная война”): последние часы, минуты перед началом битвы, долгая звенящая тишина перед артобстрелом немецких позиций, воспоминания маршала Ватутина. Вокальная группа учащихся исполняет песню Б. Окуджавы “10-ый наш десантный батальон”. После песни демонстрируются кадры из учебного фильма (на кинопроекторе) “Взятие Берлина”. Голос Ю. Левитана, объявляющего о капитуляции фашистской Германии и окончании войны. Один за другим выходят дети, читают стихи:
1-й ведущий.
Объявляется минута молчания. Исполняется песня “День Победы” всеми участниками вечера.
Игнатенко Ольга Михайловна, учитель истории и обществознания Кузьмина Лилия Владимировна, учитель русского языка и литературы Синкина Ирина Александровна, учитель Вернуться назад |