{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Час занимательной химии
{LF_links}

Час занимательной химии


5 сентября 2007. Разместил: lessons
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов
Представляет собой первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами. Такая форма проведения способствует пробуждению познавательного интереса к науке химии. Одновременно достигается воспитание культуры труда во время проведения химического эксперимента, развитие навыков работы в химической лаборатории, знакомство с правилами техники безопасности.
Цели:
  • Первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами.
  • Пробуждение познавательного интереса к науке химии.
  • Знакомство с правилами техники безопасности при проведении химического эксперимента в химической лаборатории.
  • Воспитание культуры труда во время проведения химического эксперимента.
  • Развитие навыков работы с химической посудой, умение делать опыты, объяснять наблюдаемые явления.
  • Первоначальное знакомство с отдельными химическими понятиями, их практическое значение для человека.
  • Экологическое воспитание на примерах работы местных производственных подразделений города и комбината.

Оборудование и оформление кабинета:

  • Плакаты:
    • имитация географической карты, где расположены названия: “Континент Химия”, “Государство Вещество”, “Государство Явления”;
    • “Водород”, “Кислород” и др., отражающие значимость веществ в жизни человека.
  • На каждом столе поднос, содержащий следующие вещества и оборудование:
    • штатив с пробирками;
    • две пробирки с растворами щелочи и кислоты, индикаторная бумага;
    • химический стакан и две пробирки (одна с раствором хлорида бария, другая с раствором серной кислоты);
    • медная пластинка 2 х 3 см, прокаленный медный купорос (0,5 г), вода (1 мл).
  • На доске записаны названия темы внеклассного мероприятия.
  • Химические термины: “Медный купорос”, “Индикатор”, “Серная кислота”.

Ведущие, учащиеся 9-х классов – 3 человека;
ассистенты для наблюдения за выполнением химических опытов на местах – 3 человека.

Слово учителя.

Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, мы пригласили вас в химический кабинет школы по нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в школе посвящена предметам химии, физики, географии и биологии. Эти предметы можно объединить одним понятием – естественные науки, то есть науки, которые изучают мир живой и неживой природы, процессы и явления, происходящие в нем. Следовательно, вторая причина присутствия вас здесь – это первое знакомство с наукой химией, которая в школе изучается с 8-го класса. Эта наука помогает человеку создавать лекарства, изготавливать различные виды тканей для одежды, заменять металлические детали на пластмассовые, натуральные продукты на искусственные и многое другое.
Пригласив вас в гости на час занимательной химии, мы хотим показать вам интересные химические эксперименты, которые осуществят для вас ребята 9-х классов. Они познакомят вас с отдельными веществами и их свойствами. Совершая путешествие по “Континенту Химия” в страны “Вещество” и “Явления”, вы сами, своими руками сможете выполнить несложные химические опыты, побывав в роли химиков-исследователей. Самых умелых ждут призы.
Для того, чтобы наше путешествие было увлекательным, интересным и безопасным, вы должны знать основные правила поведения в стране “Вещество” и “Явления”. (Знакомлю с основными пунктами по технике безопасности при выполнении практических работ в кабинете химии).

Ученик № 1.

Внимание, ребята. У вас на столах стоят штативы с пробирками, в которых находятся вещества. Эти вещества имеют жидкое и твердое состояние. Они “живые”, то есть они могут отвечать, если на них воздействовать. Чтобы было понятно, ответьте на такой вопрос: Если вас кто-то стукнул, вам хочется стукнуть этого человека в ответ? Да?. Вот так и все вещества, которые нас окружают, способны тоже отвечать на воздействие изменением цвета, образованием осадка, выделением газов и многим другим.
А теперь приступим к первому эксперименту. Ребята, вы знаете, что человек не может жить без воды. Вещества тоже любят пить воду. Вы и сами сейчас сможете в этом убедиться.
Осторожно возьмите пробирку с порошком светлого цвета и прилейте в эту пробирку воду, предварительно найдя пробирку с надписью “вода”. (Учащиеся выполняют эксперимент). Что вы наблюдаете? Правильно, ребята. Порошок изменил цвет на голубой. Этот раствор называется медный купорос. У нас в Норильске на Медном заводе этот раствор используется при получении меди. На столах есть пластинки чистой меди. Рассмотрите их.

Ученик № 2.

А я тоже моментально могу сделать железный нож медным. Выполняет опыт “Золотой нож” (в 200мл концентрированного раствора медного купороса , добавить 1 мл концентрированной серной кислоты. Опустить железный нож на несколько секунд в раствор, вынуть его, протереть салфеткой. Наблюдаем яркий налет меди на ноже).

Ученик № 3.

Продолжаем наше путешествие. Следующий этап вашей работы – исследование “слепых пробирок”. Найдите две пробирки с бесцветной жидкостью. Вам предстоит определить: в какой из них – кислота, а в какой – щелочь. На вкус пробовать мы не имеем права. Это очень важные вещества и путать их нельзя. Для одновременного определения этих веществ применяют бумажные полоски, которые называются индикаторы. Воспользуйтесь ими. На подносе найдите две желтые бумажные полоски и опустите их в каждую пробирку. Что наблюдаете? В той пробирке, где полоска стала малинового цвета – находится кислота, а в той пробирке, где полоска стала синего цвета – находится щелочь.

Ученик № 1.

Ребята, мы вам покажем маленький фокус, как зажечь нагревательный прибор – спиртовку без спичек. Опыт “Волшебная палочка”. (Приготовить смесь: 3 – 4 капли концентрированной серной кислоты и 0,5г перманганата калия. Опустить в эту смесь конец стеклянной палочки, затем этим концом осторожно коснуться фитиля спиртовки. Она загорится). В этом несложном опыте мы использовали очень важную кислоту, которая называется – серная кислота. Эту кислоту получают у нас в Норильске на Медном заводе из дыма, чтобы уменьшить загрязнение воздуха.

Ученик № 2.

Ребята, вы знаете, как получают молоко? А мы с вами сейчас получим “молоко” химическим способом. Для этого вам достаточно будет двух пробирок с бесцветными жидкостями под № 1 и № 2 и химического стакана, куда вы должны вылить прозрачные жидкости. Пожалуйста, можете проделать этот опыт. Полученное “молоко” мы пробовать не будем, так как оно нами придумано. (Для опыта используем раствор хлорида бария и раствор серной кислоты).

Ученик № 3.

В конце нашего путешествия по “Континенту Химия” мы покажем вам еще несколько интересных опытов, которые вы тоже сможете делать, когда будете изучать предмет химия.

Учащиеся 9-х классов показывают опыты: “Несгораемый платок”, “Дым без огня”, “Сноп искр из тигля”, “Выжигание по бумаге”.

Описание опытов:

1.”Несгораемый платок”:

Оборудование: носовой платок из хлопчатобумажной ткани, горелка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этиловый спирт.

Прополаскиваем в воде носовой платок, затем слегка отжимаем его (так, чтобы он был достаточно влажным) и хорошо пропитываем его спиртом.
Захватываем платок за один из его концов тигельными щипцами и, держа их в вытянутой руке, подносим к ткани длинную лучинку (опыт должны проводить два человека). Спирт сразу вспыхнет – создается впечатление, что горит платок. Но горение прекращается, а платок остается невредимым, так как температура воспламенения влажной ткани значительно выше, чем для спирта.

2.“Дым без огня”:

В один чисто вымытый цилиндр наливаем несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба цилиндра закрываем крышками и ставим друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показываем, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачиваем вверх дном и ставим на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убираем: образуется белый дым

NH3 + HCl = NH4Cl

3.“Сноп искр из тигля”:

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия.

На чистом листе бумаги (или на стекле) тщательно смешиваем стеклянной палочкой или шпателем равные количества (примерно по 3 чайные ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия.
Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени горелки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр.

1. Разложение перманганата калия при нагревании:

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

2. Сгорание угля в выделяющемся кислороде:

C + O2 = CO2

3. Образующийся при горении угля газообразный оксид углерода (IV) увлекает за собой раскаленные частицы железа, которые сгорают в кислороде:

3Fe + 2O2 = Fe3O4

4.“Выжигание по бумаге”:

Оборудование: плотный лист белой бумаги, карандаш, кисточка, стеклянная палочка, железный штатив с кольцом и сеткой, горелка, химический стакан, мерный цилиндр, нитрат калия.

На плотный лист белой бумаги наносим карандашом едва заметный контур какой-либо фигуры (рисунок нужно сделать одной сплошной и непересекающейся линией). Выделяем на контуре одну произвольную точку и отмечаем её цветным карандашом. Приготовляем при нагревании и помешивании стеклянной палочкой насыщенный раствор нитрата калия (для этого следует в 20мл воды растворить 30г соли, всыпая соль небольшими порциями). При помощи кисточки тщательно пропитываем бумагу по контуру рисунка еще не остывшим раствором нитрата калия (работать аккуратно, не оставлять промежутков). Когда бумага высохнет, слегка касаемся концом горящей лучинки отмеченной ранее точки. Тотчас же появится искра, которая будет медленно передвигаться по контуру, пока не “обежит” весь рисунок.
Химизм процесса основан на реакции разложения нитрата калия при нагревании:

2КNO3 = 2KNO2 + O2

В бумаге выкристаллизовывается нитрат калия, разлагающийся при прикосновении горящей лучины. На участках, где происходит процесс разложения соли, бумага обугливается.

Слово учителя.

Уважаемы наши гости! Завершая наше путешествие, мы хотели бы убедиться, что вы внимательно слушали и наблюдали за происходящими явлениями с веществами. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Как называется вещество, которое присутствует в растворе при получении меди? На каком заводе в Норильске получают медь?
  • Как называется желтая полоска бумаги для определения кислот и щелочей? Какой цвет приобрела эта полоска:
    • в растворе кислоты;
    • в растворе щелочи.
  • Вспомните, как называется кислота, которую получают на Медном заводе, улавливая дым из воздуха?
  • Как должен вести себя химик-исследователь, находясь в химической лаборатории?

(За правильные ответы учащиеся получают призы.)

Ученик № 1.

На этом наше путешествие завершено. Вы успешно справились с первыми химическими экспериментами. Все вы молодцы. Ждем вас на уроках химии в 8-ом классе.

Литература:

  1. Э.Г.Злотникова, Л.В.Махова и др. “Урок окончен – занятия продолжаются”. Внеклассная работа по химии. М. “Просвещение” 1992 г.
  2. В.Н.Алексинский “Занимательные опыты по химии” М. “Просвещение” 1980 г
  3. Т.С.Назаров, А.А.Грабецкий и др. “Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии” М. “Просвещение” 1984 г.

Кабакова Татьяна Анатольевна, учитель химии



{SL_links}

Вернуться назад