Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Час занимательной химии Час занимательной химии5 сентября 2007. Разместил: lessons |
Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов
Представляет собой первоначальное знакомство с кабинетом химии школы, с химическим оборудованием, химическими веществами. Такая форма проведения способствует пробуждению познавательного интереса к науке химии. Одновременно достигается воспитание культуры труда во время проведения химического эксперимента, развитие навыков работы в химической лаборатории, знакомство с правилами техники безопасности.Цели:
Оборудование и оформление кабинета:
Ведущие, учащиеся 9-х классов – 3
человека; Слово учителя. Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, мы
пригласили вас в химический кабинет школы по
нескольким причинам. Во-первых, эта неделя в
школе посвящена предметам химии, физики,
географии и биологии. Эти предметы можно
объединить одним понятием – естественные науки,
то есть науки, которые изучают мир живой и
неживой природы, процессы и явления,
происходящие в нем. Следовательно, вторая
причина присутствия вас здесь – это первое
знакомство с наукой химией, которая в школе
изучается с 8-го класса. Эта наука помогает
человеку создавать лекарства, изготавливать
различные виды тканей для одежды, заменять
металлические детали на пластмассовые,
натуральные продукты на искусственные и многое
другое. Ученик № 1. Внимание, ребята. У вас на столах стоят
штативы с пробирками, в которых находятся
вещества. Эти вещества имеют жидкое и твердое
состояние. Они “живые”, то есть они могут
отвечать, если на них воздействовать. Чтобы было
понятно, ответьте на такой вопрос: Если вас кто-то
стукнул, вам хочется стукнуть этого человека в
ответ? Да?. Вот так и все вещества, которые нас
окружают, способны тоже отвечать на воздействие
изменением цвета, образованием осадка,
выделением газов и многим другим. Ученик № 2. А я тоже моментально могу сделать железный нож медным. Выполняет опыт “Золотой нож” (в 200мл концентрированного раствора медного купороса , добавить 1 мл концентрированной серной кислоты. Опустить железный нож на несколько секунд в раствор, вынуть его, протереть салфеткой. Наблюдаем яркий налет меди на ноже). Ученик № 3. Продолжаем наше путешествие. Следующий этап вашей работы – исследование “слепых пробирок”. Найдите две пробирки с бесцветной жидкостью. Вам предстоит определить: в какой из них – кислота, а в какой – щелочь. На вкус пробовать мы не имеем права. Это очень важные вещества и путать их нельзя. Для одновременного определения этих веществ применяют бумажные полоски, которые называются индикаторы. Воспользуйтесь ими. На подносе найдите две желтые бумажные полоски и опустите их в каждую пробирку. Что наблюдаете? В той пробирке, где полоска стала малинового цвета – находится кислота, а в той пробирке, где полоска стала синего цвета – находится щелочь. Ученик № 1. Ребята, мы вам покажем маленький фокус, как зажечь нагревательный прибор – спиртовку без спичек. Опыт “Волшебная палочка”. (Приготовить смесь: 3 – 4 капли концентрированной серной кислоты и 0,5г перманганата калия. Опустить в эту смесь конец стеклянной палочки, затем этим концом осторожно коснуться фитиля спиртовки. Она загорится). В этом несложном опыте мы использовали очень важную кислоту, которая называется – серная кислота. Эту кислоту получают у нас в Норильске на Медном заводе из дыма, чтобы уменьшить загрязнение воздуха. Ученик № 2. Ребята, вы знаете, как получают молоко? А мы с вами сейчас получим “молоко” химическим способом. Для этого вам достаточно будет двух пробирок с бесцветными жидкостями под № 1 и № 2 и химического стакана, куда вы должны вылить прозрачные жидкости. Пожалуйста, можете проделать этот опыт. Полученное “молоко” мы пробовать не будем, так как оно нами придумано. (Для опыта используем раствор хлорида бария и раствор серной кислоты). Ученик № 3. В конце нашего путешествия по “Континенту Химия” мы покажем вам еще несколько интересных опытов, которые вы тоже сможете делать, когда будете изучать предмет химия. Учащиеся 9-х классов показывают опыты: “Несгораемый платок”, “Дым без огня”, “Сноп искр из тигля”, “Выжигание по бумаге”. Описание опытов: 1.”Несгораемый платок”: Оборудование: носовой платок из хлопчатобумажной ткани, горелка, тигельные щипцы, длинная лучинка, этиловый спирт. Прополаскиваем в воде носовой платок,
затем слегка отжимаем его (так, чтобы он был
достаточно влажным) и хорошо пропитываем его
спиртом. 2.“Дым без огня”: В один чисто вымытый цилиндр наливаем несколько капель концентрированной соляной кислоты, а в другой – раствор аммиака. Оба цилиндра закрываем крышками и ставим друг от друга на некотором расстоянии. Перед опытом показываем, что цилиндры пусты. Во время демонстрации цилиндр с соляной кислотой (на стенках) переворачиваем вверх дном и ставим на крышку цилиндра с аммиаком. Крышку убираем: образуется белый дым
3.“Сноп искр из тигля”: Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия. На чистом листе бумаги (или на стекле)
тщательно смешиваем стеклянной палочкой или
шпателем равные количества (примерно по 3 чайные
ложки) порошков железа, древесного угля и
перманганата калия. 1. Разложение перманганата калия при нагревании: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 2. Сгорание угля в выделяющемся кислороде: C + O2 = CO2 3. Образующийся при горении угля газообразный оксид углерода (IV) увлекает за собой раскаленные частицы железа, которые сгорают в кислороде: 3Fe + 2O2 = Fe3O4 4.“Выжигание по бумаге”: Оборудование: плотный лист белой бумаги, карандаш, кисточка, стеклянная палочка, железный штатив с кольцом и сеткой, горелка, химический стакан, мерный цилиндр, нитрат калия. На плотный лист белой бумаги наносим
карандашом едва заметный контур какой-либо
фигуры (рисунок нужно сделать одной сплошной и
непересекающейся линией). Выделяем на контуре
одну произвольную точку и отмечаем её цветным
карандашом. Приготовляем при нагревании и
помешивании стеклянной палочкой насыщенный
раствор нитрата калия (для этого следует в 20мл
воды растворить 30г соли, всыпая соль небольшими
порциями). При помощи кисточки тщательно
пропитываем бумагу по контуру рисунка еще не
остывшим раствором нитрата калия (работать
аккуратно, не оставлять промежутков). Когда
бумага высохнет, слегка касаемся концом горящей
лучинки отмеченной ранее точки. Тотчас же
появится искра, которая будет медленно
передвигаться по контуру, пока не “обежит” весь
рисунок. 2КNO3 = 2KNO2 + O2 В бумаге выкристаллизовывается нитрат калия, разлагающийся при прикосновении горящей лучины. На участках, где происходит процесс разложения соли, бумага обугливается. Слово учителя. Уважаемы наши гости! Завершая наше путешествие, мы хотели бы убедиться, что вы внимательно слушали и наблюдали за происходящими явлениями с веществами. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
(За правильные ответы учащиеся получают призы.) Ученик № 1. На этом наше путешествие завершено. Вы успешно справились с первыми химическими экспериментами. Все вы молодцы. Ждем вас на уроках химии в 8-ом классе. Литература:
Кабакова Татьяна Анатольевна, учитель химии Вернуться назад |