Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Воспитание, Методики > Ненецкая игра как средство воспитания ребенка Ненецкая игра как средство воспитания ребенка12 сентября 2007. Разместил: lessons |
Данная работа «Ненецкая игра как средство воспитания ребенка» была приурочена к Году Ненецкой письменности, который проходил в городе Нарьян-Маре в 2003 году. Цель данной работы – показать самобытность ненецких игр и возможность их применения в воспитательном процессе. Работа делится на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части говорится о ненецкой игре как средстве воспитания подрастающего поколения, способствующей сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа. Вторая часть работы – практическая – предусматривает непосредственное знакомство с ненецкими национальными играми, участие в спортивной эстафете «Зов тундры», при подготовке которой использованы только ненецкие игры. Ненцы – самая крупная из малочисленных народностей Севера, они являются коренным населением трех автономных округов, их традиционная материальная и духовная культура распространена от Кольского полуострова до Енисея. В прошлом это одна из крайне отсталых в культурном отношении народностей. Но ненецкий народ, покоряя тундру, благодаря высокой приспособленности к суровым условиям Севера, на протяжении веков создавал свою материальную и духовную культуру. Он создал уникальные по пригодности к жизни элементы культуры в таких сферах, как: жилище, одежда, транспорт, пища, фольклор. Существует еще ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они играют огромную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.
Игра и есть естественное
самовоспитание ребенка, упражнение для будущего.
Если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь ребенка, то можно смело сказать, что вначале было не слово, а игра. С древнейших времен и по сей день, люди играли и играют в различные игры. Это столь же естественно для человека, как и другие виды жизнедеятельности. Нельзя не согласиться и со словами А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, такое же, как у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание личности происходит прежде всего в игре. Игра составляет главное занятие ребенка, наиболее его увлекает, интересует. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые будут необходимы для его дальнейшей работы». (А.С.Макаренко. О воспитании стр.121 - 129). Велико значение игр в воспитании ненецких детей. Можно сказать, что народная игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность. Народные игры являются элементом национально – регионального компонента, используются в учебно – воспитательной работе в школах Ненецкого Автономного округа. Бесспорно то, что использование таких методов в народной педагогике, как: передача народной мудрости через сказки, песни, поговорки, пословицы, меткое сравнение, образное выражение несет в себе наблюдательность, прививают умение делать собственные выводы. Но именно через игру ребенок стремится к самостоятельному труду, к лучшим национальным традициям: любви к природе, бережному к ней отношению, воспитанию физических и высоких моральных качеств, обычаю взаимопомощи и гостеприимству.
Детские игры – подражание серьезной
деятельности взрослых. Подражание? Нет, нечто
значительно большее и ценнейшее. Традиционные игры, куклы, игрушки народов Севера многие десятилетия привлекают внимание исследователей. В играх и игрушках, их семантике, художественном своеобразии и устойчивости изобразительных канонов они ищут ключ к таинствам традиционной культуры. Но вопросы их происхождения не всегда находили ответ. Не случайно ненецкие игры и игрушки привлекают возможностью прикосновения к уже утраченным культурным пластам. У малочисленных народностей Севера, в частности ненцев, не было детских садов и школ для организованного общественного воспитания подрастающего поколения, дети вместе с родителями делили все трудности, обусловленные кочевым образом жизни. Именно через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудовым традициям семьи. Следует заметить то, что родители весьма серьезно относились к играм своих детей – обеспечивали соответствующими предметами (арканом, нартами, мехом, кусочками сукна и т.д.) для целенаправленной подготовки их к труду в соответствующих игровых ситуациях. Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом, подражают взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам. Ненецкий народ испокон веков считал своей основной задачей – воспитание подрастающего поколения физически закаленным, психически стойким, выносливым, сильным, ловким, смелым, терпеливым, умеющим переносить сложные условия Крайнего Севера. В этой форме традиционного воспитания, регламентированной сезонностью, особенностями быта, промыслом и климатогеографической средой проживания, ненецкий народ сумел выработать самобытные физические упражнения, национальные игры. Ненецкие игры выступают в нескольких функциях: 1. Воспитательная – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций. Не случайно эта функция стоит на первое место, так как это одна из главных и ведущих функций, из которой вытекают все последующие. 2. Обучающая – овладение национальными видами спорта; развитие умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации; развитие навыков владения родным языком. К этой функции можно отнести следующие игры: «Ловля «оленей», «Постановка чума» и др. 3. Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств; развитие концентрации и жизненных сил, выносливости, сноровки, которые необходимы тундровику. К этой функции можно отнести игры, перечисленные выше и такие как: «Метание колец или камней», «Тыранийко» или иначе ее называют «Нямдко» и др. 4. Коммуникативная – установление эмоционального контакта. Здесь можно выделить игры, такие как: «Нгухукова – игра в куклы», «Парнэко» и др. 5. Развлекательная – отдых в свободное время, создание благоприятной атмосферы, азарт. Здесь можно выделить следующие игры: «Жужжалка», «Волчок» (пэсько), «Игра в палочки», «Головоломки» (хобцо, пя хобцо) и другие. Хочется отметить, что одна и та же игра может выступать в нескольких функциях. Придерживаясь классификации, рекомендованной Н.К.Крупской, ненецкие игры можно разделить на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. В свою очередь обе группы имеют свои разновидности. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая свое понимание окружающего и отношение к нему. К этой группе относятся сюжетно – ролевые игры (основной вид творческих игр). К этой группе можно отнести наиболее распространенную игру «Нгухукова – игра в куклы». Здесь дети разыгрывают бытовые сцены из жизни взрослых, подражают им, импровизируют. Через эту игру воспитывается доброе отношение к семейным традициям, проявляется национальное самосознание, закладываются основы рукоделия, проявляется творческое начало, осваивается техника шитья и орнамента. Следующая группа – строительно – конструктивные игры – дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. Сюда можно отнести такие игры, как «Разборка пойманной рыбы», «Постановка чума». Здесь дети через игру закрепляют навыки, которые пригодятся им в дальнейшей, взрослой жизни. Еще одна из групп сюжетно – ролевой игры – это игры – драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений. Это воспитывает любовь, уважение и гордость за свой народ, свою культуру; обогащает знания о ненецких поэтах и писателей. В свою очередь, игры с готовым содержанием и правилами по своему воспитательному воздействию можно разделить на дидактические, в которых, прежде всего, развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания. Здесь можно выделить такие ненецкие игры, как «Тыранийко», «Пя хобцо», «Тебко» или Деревянный гвоздик. Одной из самых разнообразных игр по правилам являются подвижные игры. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений, что характерно для ненецкого народа – это ходьба, бег, прыжки, лазанье, метанье. Эти действия ограничиваются правилами, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Данный вид игр является важным средством физического воспитания. К этой группе можно отнести следующие игры: «Каюр и собака», «Куропатки и охотники», «Бег в снегоступах», «Полярная сова и мышки и др. В самостоятельную группу можно выделить спортивные игры. В первую очередь к ним относятся национальные виды спорта «Тройной прыжок», «Прыжки через нарты», «Метание топорика», «Закинь тынзей за сопку», «Ямб уда – метание аркана». Существует легенда о происхождении 5 национальных видах спорта, записанная П.А.Явтысым со слов Тимофея Соболева из п. Нельмин Нос. У каждой игры существует своя легенда. Очень важно, что здесь происходит знакомство с национальными видами спорта не только по средствам игры, но и через ненецкий фольклор. Именно здесь проявляется национальное самосознание ненецкого народа, воспитывается любовь и уважение к своему происхождению, к своему народу, своей истории. Хочется отметить, что одной из возможных форм использования подвижных игр является эстафета. Здесь ребята одновременно знакомятся с национальными видами спорта, развивается ловкость, быстрота и четкость движений, сноровка. Велико значение игр в воспитании детей. Можно сказать, что игра открывает путь к освоению национальной культуры, таким образом, она воспитывает в подрастающем поколении уважение к своей нации, к традициям своих предков, воспитывает доброжелательное отношение друг к другу, сохраняя правила гостеприимства, взаимовыручки; готовит к тяжелым трудовым условиям, связанным с кочевым образом жизни. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания как естественность, непрерывность, массовость, комплексность и завершенность. Хочется надеяться на сохранение и развитие ненецких национальных игр, т.к только через игру можно воспитать полноценно развитую личность и сохранить устоявшиеся традиции.
Коротаева Марина Александровна, педагог-организатор Вернуться назад |