Конкурс учащихся 8-го класса
Проект данного урока, на наш взгляд, является актуальным, так как здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, работать над образом, делать выводы на основе сравнений и обобщений. Тема позволяет раскрыть внутренний мир ребенка, его нравственные суждения, отношения к тем или иным жизненным событиям. Проект направлен на коррекцию самооценки, на уверенность в себе, на определение выбора действий. Основная цель урока заключается в осмыслении изученного, обобщении, систематизации знаний и умении применять эти знания в жизненных ситуациях. Тип данного урока - исследовательский с элементами дискуссии, что позволяет использовать данный материал на уроке и во внеклассной работе.
Цели конкурса:
- Выявить учащихся, которые увлекаются химией.
- Развивать интерес к предмету среди учащихся 8-го
класса.
- Приобщать к мероприятию учащихся профильного
педагогического класса и химико-биологического
класса.
- Развивать культуру речи выступающих.
- Прививать учащимся умения и навыки выступлений
перед аудиторией.
Оборудование: пробирка, спиртовка, держатель
для пробирок, штатив, колба, химический стакан,
воронка, платок, спирт, вода, р-р гидрооксида
натрия, фенолфталеин, хлорид бария, р-р серной
кислоты, бертолетова соль, фосфор, йод, алюминий,
асбестовая сетка, стеклянный колокол, бихромат
калия.
Оформление доски: девиз –
Орешек знаний
тверд, но все же мы не привыкли отступать, нам
распознать его поможет простой девиз “Хотим все
знать”.
Ход конкурса
Ведущий. Сегодня мы собрались, чтобы
определить, кто из учащихся 8-го класса достиг
совершенства за данный период изучения столь
удивительного предмета как химия и совершить
таинственный акт посвящения всех тех, кого
объединяет любовь к этой удивительной науке.
Ученица педкласса читает стих:
О, физика, наука из наук!
Все впереди!
Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук,
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер,
Познания всего в подлунном мире.
Тогда лишь будет ум и глаз остер,
И знанье человеческое шире.
Ведущий представляет всех желающих
участвовать в данном конкурсе.
Ученица химико-биологического класса читает
клятву, которую повторяют конкурсанты:
Мы жизнь свою решили посвятить
Науке царственной, великой химии.
Уверены, она научит жить
В согласии с надеждами счастливыми.
С тобою, химия, мы многого добьемся.
И от тебя мы никогда не отречемся.
Перед лицом друзей, учителей
Торжественно клянемся.
Все уроки посещать,
Про кружки не забывать.
Энциклопедии читать.
Знанья в жизни применять.
Все законы изучать,
Пройденное повторять.
Задачи трудные решать.
Контрольные на 5 писать.
Эксперимент осуществлять,
Честь нашей школы защищать.
Своих позиций не сдавать,
Престиж науки поднимать.
Идти вперед, не уставать.
Учителей не подводить.
Всегда во всем примером быть.
Народу пользу приносить.
Науку химию любить,
И верно ей всегда служить.
Знайте люди, это тут Менделеевы растут!
Ведущий. А сейчас мы проверим вашу эрудицию и
знания.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС
Велик и могуч русский язык! Именно он
объединяет людей и все области человеческих
знаний. Для этого предлагаем выполнить задание, в
котором вы должны привести примеры омонимов
следующих химических терминов:
- Моль –
- Цилиндр –
- Пестик –
- Радикал –
- Флюс –
- Чернь –
- Ерш –
- Бор –
- Термит –
Нам приходится читать книги на разных языках.
Следующее шуточное задание: переведите с
химического языка выражение на общедоступное:
- не все то аурум, что блестит.
- белый, как карбонат кальция.
- феррумный характер.
- слово – аргентум, а молчание – аурум.
- за купрумный грош удавился.
- много аш два о утекло.
ВТОРОЙ КОНКУРС
Совершим путешествие по периодической таблице.
Это удивительная страна, но чтобы не
заблудиться в ней, надо знать и географические
названия элементов:
- Какие элементы названы в честь стран?
(Германий,
франций, полоний, рутений, галлий).
- В названии каких элементов можно прочитать
названия рек?
(Радон, нильсборий, индий,
полоний).
- Название какого элемента связано с названием
полуострова?
(Скандий).
- Название какого элемента произошло от названия
острова?
(Купрум-кипр).
- Какой элемент был открыт раньше на Солнце, чем
на Земле?
(Гелий).
ТРЕТИЙ КОНКУРС
Задание агента 007.
С помощью периодической таблицы попробуйте
расшифровать этот текст:
24 49 12 49 Ч 63 16 19 49 63 – 88 63 18 19 52 49 74 Ы 11 18 – 74 19 У 16 – 84
88 76 5 76 74 18 52 6 – 11 63 36 79 Я !
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС
С закрытыми глазами вы должны назвать то
химическое оборудование, которое вам предлагают:
пробирка, спиртовка, держатель для пробирок,
штатив, колба, химический стакан, воронка.
Скажите, для чего они предназначены.
ПЯТЫЙ КОНКУРС
Эстафета – расставить коэффициенты и
определить тип реакции. Примеры уравнений
реакций:
- Магний + соляная кислота
- Оксид цинка + фосфорная кислота
- Гидрооксид калия + оксид фосфора
- Алюминий + кислород
- Разложение гидрооксида алюминия
- Оксид алюминия + азотная кислота
- Железо + сульфат меди
КОНКУРС ШЕСТОЙ
“Колесо истории”
- Этот элемент назван в честь сына Геи (Земли) и
Урана (Неба), который вырос могучим и грозным. Это
элемент 4 периода, 4 группы. (
Титан).
- Этот элемент назван в честь Ниобы – дочери
Тантала. Это элемент 5 периода, 5 группы.
(Ниобий).
- Этот элемент назван в честь мифического героя,
подарившего людям огонь. Отцом его был титан
Иапет, а матерью – великая фемида, богиня
справедливости и правосудия. Радиоактивный
элемент семейства лантаноидов.
(Прометий).
- Этот элемент назван в честь одного из сыновей
Зевса. В наказание за свои преступления он
обречен на вечные муки голода, жажды, страха. Это
элемент 5 группы, 6 периода периодической системы.
(Тантал).
КОНКУРС СЕДЬМОЙ
“Черный ящик”
Что в этом ящике?
Две вещи с разным совсем назначеньем,
И сделаны обе они из стекла.
Первая в опытах очень нужна,
Вторая сосуд для хмельного вина.
Названия этих вещей состоит из одних и тех же
букв.
( В ящике колба и бокал).
КОНКУРС ВОСЬМОЙ
Из букв составить названия химических
элементов.
( Р Д М И Н Е О З П А Т )
КОНКУРС ДЕВЯТЫЙ
Быстро ответить на вопросы.
- То, из чего состоят тела.
- Вещества, обладающие постоянными свойствами.
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его
свойства.
- Определенный вид атомов.
- Реакции, идущие с выделение тепла.
- Условная запись состава вещества с помощью
знаков и индексов.
- Запись химической реакции с помощью формул и
коэффициентов.
- Мельчайшая, химически неделимая частица.
- Вещества, образованные атомами одного вида.
КОНКУРС ДЕСЯТЫЙ
Объяснить опыт.
- Демонстрация опыта “Несгорающий платок”.
Вопрос. Почему не сгорел платок?
- Демонстрация опыта “Получение молока”.
Вопрос. Почему получилось молоко?
- Демонстрация опыта “Окрашивание щелочи
фенолфталеином”.
Вопрос. Почему получилось вино?
Каждый конкурс проводит ученик из
химико-биологического класса, а ученики из
педагогического класса помогают оценивать и
выявлять тех, кто набрал больше баллов.
Ученикам, набравшим большое число баллов,
вручается значок и диплом “Лучший химик 8
класса”. В их честь проводится фейерверк –
занимательные опыты:
- “Вулкан на столе”.
- Возгонка йода в смеси с алюминевой пылью.
- Взрыв бертолетовой соли с фосфором.
(Все опыты демонстрирует учитель).
Итоги конкурса публикуются в газете “Школьная
пора”.
Кузовая Татьяна Валериановна, учитель химии
{SL_links}
Вернуться назад
|