{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Методики > От школьного порога — в Прекрасное Далеко
{LF_links}

От школьного порога — в Прекрасное Далеко


17 сентября 2007. Разместил: lessons
Опытно-экспериментальная разработка о работе летней математической школы
Профильное углубленное изучение математики и физики по специальной программе обеспечивает достаточную подготовку выпускников к поступлению в ВУЗы и к продолжению образования, предоставляет выпускникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов. Поэтому естественным продолжением изучения математики и физики в учебное время явились занятия в Летней физико-математической школе, созданной 5 лет назад в июне 2000 года.

"Каждое время рождает новые идеи.
Оно же их в конечном счете и испытывает".

М.Ф. Келдыш

I. Обоснование введения эксперимента

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности у каждого учащегося школы".

Конкретным результатом реализации этой программы является сохранение и дальнейшее развитие фундаментального физико-математического образования в Хабаровском крае, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования.

В МОУ СОШ № 26 накоплен большой опыт работы по профильному обучению: 40 лет в нашей школе существуют классы с углубленным изучением физики и математики.

Профильное углубленное изучение математики и физики по специальной программе обеспечивает достаточную подготовку выпускников к поступлению в ВУЗы и к продолжению образования, предоставляет выпускникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов.

Поэтому естественным продолжением изучения математики и физики в учебное время явились занятия в Летней физико-математической школе, созданной 5 лет назад в июне 2000 года.

II. Цели эксперимента:

  1. Развитие творческих способностей учащихся, повышение интеллекта.
  2. Формирование устойчивого интереса к физике и математике.
  3. Формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
  4. Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической и физической культуры.

Задачи эксперимента:

  1. Познакомить учащихся с новыми разделами математики и физики, не содержащимися в базовых программах.
  2. Включить в программу Летней школы темы, имеющие научный характер, вызывающие познавательный интерес у учащихся и представляющие ценность с практической точки зрения.
  3. Способ развертывания содержания учебного материала должен соответствовать целям эксперимента: формирование теоретического и эмпирического мышления учащихся; формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
  4. Программа эксперимента является достаточно гибкой: с небольшими изменениями ее можно применять для различных групп учащихся в школе, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.

Структурно-методическая организация программы

Педагогические

задачи

Формы

Методы

Ожидаемые результаты

Образовательные

 

 

 

 

 

Воспитательные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивающие

Теоретические

 

 

 

 

 

Практические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Творческие задания

2. Интеллектуальные игры: "Марафон знаний", "Изобретательный турнир".

1. Лекция

2. Беседа

3. Коллективный

4. Творческий материал

5. Дидактические игры

6. Эксперимент

7. Наблюдение

8. Опыт

9. Игровое моделирование:

а) конструирование моделей;

б) простейших приборов;

в) составление комиксов;

г) моделирование критических ситуаций на экзаменах

10. Проекты

а) по математике

б) по физике

11. Личные

  1. Учащиеся владеют теорией и умеют применять ее при решении математических задач и объяснении физических явлений.
  2. Учащиеся владеют различными методами задач: умеют выбрать наиболее рациональный способ.
  3. Учащиеся умеют проводить этап поиска решения задач: находить идею решения и осуществлять ее психическую часть – реализацию найденной идеи.
  4. Учащиеся умеют работать со сложными научными …..
  5. При решении трудных задач учащиеся умеют понять и работать с краткими указаниями к ним; заполнять логические пробелы; выполнять промежуточные вычисления; самостоятельно рассматривать "варианты наоборот" – главное назначение трудных задач.
  6. Умеют самостоятельно анализировать свои ошибки, владеть навыками самоконтроля.

III. Методические принципы

Принципы

Цель применения данного принципа

1.

Принцип

регулярности

Убедить учащихся в необходимости систематического, ежедневного решения задач. Думать можно, даже гуляя на улице.

2.

Принцип

параллельности

Полезно решать математические задачи с физическим содержание и физические задачи математическими методами (межпредметная связь)

3.

Принцип

вариативности

На примере решения одной задачи найти вместе с учащимися другие способы решения задач, сравнить их с различных точек зрения – стандартность, оригинальность работы, элегантность, практическую ценность.

4.

Принцип

самоконтроля

Убедить учащихся в необходимости выполнять регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; развивать навыки самоконтроля.

5.

Принцип быстрого

повторения

Научить учащихся производить "ревизию" решенных задач по плану:

а) Простая задача – вижу весь путь решения от начала до конца

б) Задача потруднее – вижу, что она состоит из задач, которые я уже решал и помню их.

в) Трудные задачи: пока не могу решить, но есть идея, нужно ее проверить.

IV. Статистический анализ реализации программы углубленного изучения математики и физики и программы Летней физико-математической школы

Особенности преподавания математики и физики в программных классах

Программа курса математики для классов с углубленным изучением математики охватывает весь материал, содержащийся в программе для средней общеобразовательной школы, и разделы математики, существенно углубляющих традиционный курс, что способствует достижению учащимися высокого уровня математической подготовки и призвано служить основой профессиональной ориентации школьников.

В углубленном изучении математики выделяются два этапа 8-9 и 10-11 классы, отвечающие возрастным возможностям и потребностям. Учащиеся могут начать углубленно заниматься математикой как с 8, так и с 1- класса.

Первый этап углубленного изучения математики в значительной мере является ориентационным. На этом этапе ученику нужно помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 11 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения математики.

Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике. Обучение на этом уровне обеспечивает подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования.

Учебно-воспитательный прогресс строится с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся на основе современных образовательных технологий. Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.

Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся к математике еще недостаточно точно устойчив.

На втором этапе (10-11 класс) возрастает роль теоретических знаний, становятся особо важными такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе уделяется решению задач, отвечающих требованиям для поступающих в ВУЗы.

В связи с тем, что в классы с углубленным изучение математики приходят с разным уровнем подготовки в процесс обучения на каждом этапе включаем повторение и систематизацию опорных знаний.

Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся, решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов, причем дифференцированный подход к учащимся позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них. Программа исходит из утвержденного учебного плана с углубленным изучением математики, согласно которому в 8-9 классах изучаются два предмета математического цикла: "Алгебра" (5 часов в неделю, всего 170 часов) и "Геометрия" (3 часа в неделю, всего 102 часа), а в 10-11 классах изучается "Алгебра и математический анализ" (5 часов в неделю в I полугодии и 6 часов в неделю во II полугодии – всего 187 часов в 10 классе и 170 часов в 11 классе (5 часов в неделю)), на изучение геометрии в 10-11 классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

Известные приемы построения уроков обретают здесь новый смысл, могут применяться по-новому, более широко и в качественно иной общей системе. Здесь важны уроки разных типов: уроки-лекции, уроки беседы, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки в компьютерном классе.

Работа по подготовке учащихся в математические классы начинается задолго до нового учебного года. В нашей школе ежегодно работает Летняя математическая школа, а на каникулах учащиеся занимаются в профильном отряде, объединяющем занятия по математике, физике и информатике. В математических классах учащиеся изучают углубленно также физику и информатику.

Участие в олимпиадах по физике и математике также способствуют развитию и укреплению интереса к математике и физике.

Математика

V. Планирование (8-9 класс)

Модуль

Расширение кругозора и углубление

занятий по теме

Технология

Оборудование

Колич. часов

I. Функция
  1. Числовые функции и их свойства
  2. Графики функций (+ опережающая линия: "Звездный график")
  3. "Парусник в открытом море" – что общего он имеет с функцией. Решение примеров из сборника экзаменационных работ по теме "Функция".
Беседа: (развивающая линия) о роли ученых в создании теории ф.

Игра: Построить график движения парусника. Практическое применение темы: "Функция"

Таблицы графиков функций, пословицы и поговорки о свойствах функции, инструменты, цветной мел.

Картина "Парусник в море", часы, географическая карта (маршрут движения парусника), линейка, карандаш, цветной мел

II. Управление 1. Линейные уравнения и уравнения сводящиеся к ним (опережающая линия)

Линейные уравнения с параметров.

2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним

Квадратные уравнения с параметром

3. Занятия в компьютерном классе: "Составление таблиц и построение графиков функций" (Опережающая линия) и графиков уравнений.

Лекция: (20 минут)

Практическая работа: тесты по теме "уравнение". Составление кроссворда по темам "Функция, уравнение".

Групповая работа

Работа над проектом "Диафакторы уравнения I и II степени"

Сборник экзаменационных работ для 9 класса.

Литература по теме: "Уравнения".

Диафильм "Графическое решения уравнений"

Тетради, ручки, карандаши, линейки, инструкция по технике безопасности при работе с компьютером.

 

 

  4. КВН по теме: "Функция. Уравнение" (диагностика умений и знаний) Игровая технология (развивающая линия) Оформление доски, карточки с заданиями, стихи и кроссворды по теме "Функция, уравнение"

1ч.

III. Многоугольники

(Вписанные и описанные)

  1. Виды многоугольников, их свойства. Правильные многоугольники.
  2. Вписанные и описанные многоугольники (опережающая линия): Решение задач из ЕГЭ по теме "Многоугольники".
Лекция: (20 минут)

Практическая работа.

"Построение правильных многоугольников" Подготовка проекта: "Паркеты из правильных многоугольников" (поисковая и исследовательская работа)

Модели многоугольников, таблица "Площадь треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, правильного многоугольника".

Инструменты: линейка, циркуль, транспортир, цветной мел.

 

 

Итоговое

занятие

Научно-практическая конференция: "Защита проектов"   Математические и физические газеты. Игра "Рыбалка", призы.

Математика

VI. Планирование (10-11 класс)

Модуль

Расширение кругозора и углубление

занятий по теме

Технология

Оборудование

Колич. часов

I. Функция 1. Ознакомление учащихся с программой. Представление тем для исследовательной работы и литературы для работы над проектами.

2. Функция. Область определения. Область значения. Свойства функций. Роль ученых в создании теории ( развивающая линия), практическое применение темы "Функция". Решение примеров ЕГЭ.

3. Графики функций. Преобразования графиков функций. Решение примеров из ЕГЭ по теме "Функция" ( опережающая линия: решение нестандартных и олимпиадных заданий по теме "Функция")

Вводная беседа

Лекция (20 минут)

Групповая работа

Практическая работа "Построение графиков функций"

Дидактический театр: "В музее математических наук" Зал. "Функция"

 

Журналы "Квант", книги "Примени функцию", "Рассказы о максимумах и минимумах", "Математика в образах" и др.

Таблицы: "Графики функций", инструменты – линейки, циркули, цветной мел.

Таблицы графиков функций. КНМы по математике. Сборники олимпиадных задач. Карточки – инструкции по теме "Функции".

Инструменты, цветной мел.

0,5ч

 

 

 

 

1,5ч

II. Управление 1. Обобщение темы "Уравнения". Нахождение рациональных корней уравнения. Теорема Виета для уравнения 3-й степени. Основные методы решения уравнений. Роль ученых в создании теории уравнений ( развивающая линия). Решение уравнений.

2. Нестандартные приемы решения уравнений. Олимпиадные задачи ( развивающая линия). Уравнения с параметрами.

3. Диагностика умений и знаний по темам "Функция, уравнения".

Лекция: (20 минут)

Практикум по решению уравнений

Работа со справочной литературой, практикум по решению уравнений.

Занятия в компьютерном классе.

Литература по теме "Уравнения".

Пособия для поступающих в институт.

КНМы по математике

Тесты олимпиадных заданий по теме "Уравнение".

Справочная литература, КНМы.

Демонстрационный вариант по математике (ЕГЭ).

 

 

 

 

 

 

III. Многоугольники 1. Виды многогранников, их свойства. Построение сечений. Площадь поверхности. Решение задач из ЕГЭ. Сообщения учащихся. Практическая работа.

Подготовка проекта "Замечательные теоремы и факты геометрии".

Модели многоугольников, инструменты, таблица "Площадь боковой поверхности", цветной мел.

Итоговое

занятие

Научно-практическая конференция "Защита проектов" Игровая Инсценировка (про Архимеда)  

Физика

VII. Планирование (8-9 класс)

Модуль

Расширение кругозора и углубление

занятий по теме

Технология

Оборудование

Колич. часов

Блок I. Физические основы механики

№1

Физика в системе естественных наук. Методы описания механического движения. Кинематика материальной точки. Беседа.

Лекция (20 минут).

(Развивающая линия)

Литература по теме "Физические основы механики". Таблицы, инструменты, эталоны длины, часы.

№2

Понятие массы и силы. Сила в механике. Законы Ньютона. Практическое применение законов Ньютона. Проекты: "Движение материальной точки" Графики "Перемещение тела при равномерном и равноускоренном движении".

№3

Механические системы, их классификация. Законы сохранения в механике. Работа и энергия. Проекты: "Законы динамики". Динамометры. Тела для определения массы.

№4

Физический бой" (развивающая линия). Групповая работа Тележка, капроновая нить, свинцовые шары, стержни длиной 2 м

№5

Лабораторная работа по теме "Закон сохранения импульса" Работа в парах Карточки с заданиями

№6

Закон Паскаля. Атмосферное давление. Уравнение гармонического колебания (опережающая линия). Работа в компьютерном классе Таблица "Графики гармонических колебаний", приборы для измерения давления  

№7

Лабораторная работа "Проверка закона сохранения механической энергии" Работа в парах Динамометры, трибометры, линейки, справочники, шары, линейки.

№8

Обзорное занятие по теме "Физические основы механики". Беседа.

Личностно-ориентированный подход к учащимся

КНМы по физике (ЕГЭ) карточки с заданиями

Итог:

Научно-практическая конференция "Защита проектов"      

Физика

VIII. Планирование (10-11 класс)

Модуль

Расширение кругозора и углубление

занятий по теме

Технология

Оборудование

Колич. часов

Блок II. Избранные вопросы молекулярной физики и термодинамики

№1

Динамические и статические закономерности в природе. Основные положения молекулярно-кинетической теории газов, уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. Беседа.

Лекция (20 минут).

Выбор проектов

Литература по теме, таблицы, справочники КНМы по физике (ЕГЭ)

№2

Практикум по решению задач по теме "Основные уравнения МКТ. Уравнение Менделеева-Клапейрона" Личностно-ориентированный подход. Развитие навыков исследования работы Прибор для изучения свойства газов, мензурки, таблицы.

№3

Постоянный ток. Законы постоянного тока. Правило Киркгофа, физический смысл законов (опережающая линия). Марафон знаний. Групповая работа Амперметры, вольтметры, таблицы "Законы постоянного тока"

№4

Работа и теплота. Первое начало термодинамики. Решение задач из ЕГЭ (развивающая линия) Лекция (20 минут)

Групповая работа

КНМы по физике.

Модель тепловой машины, тела различной массы, цилиндры

№5

Решение задач по теме Ток в различных системах". Нестандартные задачи. Олимпиадные задачи (развивающая линия) Работа в группах. Личностно-ориентированный подход Проводники, машина постоянного тока, электроизмерительные приборы

№6

Работа с проектами Личностно-ориентированный подход Справочная литература по темам проектов

Итог:

Научно-практическая конференция "Защита проектов"     Вернуться назад