Опытно-экспериментальная разработка о работе летней математической школы
Профильное углубленное изучение математики и физики по специальной программе обеспечивает достаточную подготовку выпускников к поступлению в ВУЗы и к продолжению образования, предоставляет выпускникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов. Поэтому естественным продолжением изучения математики и физики в учебное время явились занятия в Летней физико-математической школе, созданной 5 лет назад в июне 2000 года.
"Каждое время рождает новые идеи.
Оно же их в конечном счете и испытывает".
М.Ф. Келдыш
I. Обоснование введения эксперимента
В Концепции модернизации российского
образования на период до 2010 года отмечается, что
"Общеобразовательная школа должна
формировать целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт
самостоятельной деятельности и личной
ответственности у каждого учащегося школы".
Конкретным результатом реализации
этой программы является сохранение и дальнейшее
развитие фундаментального
физико-математического образования в
Хабаровском крае, введение профильного обучения
на старшей ступени общего образования.
В МОУ СОШ № 26 накоплен большой опыт
работы по профильному обучению: 40 лет в нашей
школе существуют классы с углубленным изучением
физики и математики.
Профильное углубленное изучение
математики и физики по специальной программе
обеспечивает достаточную подготовку
выпускников к поступлению в ВУЗы и к продолжению
образования, предоставляет выпускникам более
широкие возможности для реализации их жизненных
планов.
Поэтому естественным продолжением
изучения математики и физики в учебное время
явились занятия в Летней физико-математической
школе, созданной 5 лет назад в июне 2000 года.
II. Цели эксперимента:
- Развитие творческих способностей учащихся,
повышение интеллекта.
- Формирование устойчивого интереса к физике и
математике.
- Формирование и развитие навыков поисковой и
исследовательской работы.
- Подготовка учащихся к продолжению образования,
повышение уровня математической и физической
культуры.
Задачи эксперимента:
- Познакомить учащихся с новыми разделами
математики и физики, не содержащимися в базовых
программах.
- Включить в программу Летней школы темы, имеющие
научный характер, вызывающие познавательный
интерес у учащихся и представляющие ценность с
практической точки зрения.
- Способ развертывания содержания учебного
материала должен соответствовать целям
эксперимента: формирование теоретического и
эмпирического мышления учащихся; формирование и
развитие навыков поисковой и исследовательской
работы.
- Программа эксперимента является достаточно
гибкой: с небольшими изменениями ее можно
применять для различных групп учащихся в школе,
что достигается обобщенностью включенных в нее
знаний.
Структурно-методическая организация
программы
Педагогические
задачи |
Формы |
Методы |
Ожидаемые результаты |
Образовательные
Воспитательные
Развивающие |
Теоретические
Практические
1. Творческие задания
2. Интеллектуальные игры: "Марафон знаний",
"Изобретательный турнир". |
1. Лекция
2. Беседа
3. Коллективный
4. Творческий материал
5. Дидактические игры
6. Эксперимент
7. Наблюдение
8. Опыт
9. Игровое моделирование:
а) конструирование моделей;
б) простейших приборов;
в) составление комиксов;
г) моделирование критических ситуаций на
экзаменах
10. Проекты
а) по математике
б) по физике
11. Личные |
-
Учащиеся владеют теорией и умеют применять ее
при решении математических задач и объяснении
физических явлений.
-
Учащиеся владеют различными методами задач:
умеют выбрать наиболее рациональный способ.
-
Учащиеся умеют проводить этап поиска решения
задач: находить идею решения и осуществлять ее
психическую часть – реализацию найденной идеи.
-
Учащиеся умеют работать со сложными научными
…..
-
При решении трудных задач учащиеся умеют понять
и работать с краткими указаниями к ним; заполнять
логические пробелы; выполнять промежуточные
вычисления; самостоятельно рассматривать
"варианты наоборот" – главное назначение
трудных задач.
-
Умеют самостоятельно анализировать свои
ошибки, владеть навыками самоконтроля.
|
III. Методические принципы
№ |
Принципы |
Цель применения данного
принципа |
1. |
Принцип
регулярности |
Убедить учащихся в
необходимости систематического, ежедневного
решения задач. Думать можно, даже гуляя на улице. |
2. |
Принцип
параллельности |
Полезно решать
математические задачи с физическим содержание и
физические задачи математическими методами
(межпредметная связь) |
3. |
Принцип
вариативности |
На примере решения одной
задачи найти вместе с учащимися другие способы
решения задач, сравнить их с различных точек
зрения – стандартность, оригинальность работы,
элегантность, практическую ценность. |
4. |
Принцип
самоконтроля |
Убедить учащихся в
необходимости выполнять регулярный и
систематический анализ своих ошибок и неудач;
развивать навыки самоконтроля. |
5. |
Принцип быстрого
повторения |
Научить учащихся производить
"ревизию" решенных задач по плану:
а) Простая задача – вижу весь путь
решения от начала до конца
б) Задача потруднее – вижу, что она
состоит из задач, которые я уже решал и помню их.
в) Трудные задачи: пока не могу решить,
но есть идея, нужно ее проверить. |
IV. Статистический анализ реализации
программы углубленного изучения математики и
физики и программы Летней физико-математической
школы
Особенности преподавания математики и
физики в программных классах
Программа курса математики для
классов с углубленным изучением математики
охватывает весь материал, содержащийся в
программе для средней общеобразовательной
школы, и разделы математики, существенно
углубляющих традиционный курс, что способствует
достижению учащимися высокого уровня
математической подготовки и призвано служить
основой профессиональной ориентации школьников.
В углубленном изучении математики
выделяются два этапа 8-9 и 10-11 классы, отвечающие
возрастным возможностям и потребностям.
Учащиеся могут начать углубленно заниматься
математикой как с 8, так и с 1- класса.
Первый этап углубленного изучения
математики в значительной мере является
ориентационным. На этом этапе ученику нужно
помочь осознать степень своего интереса к
предмету и оценить возможности овладения им,
чтобы по окончании 11 класса он смог сделать
сознательный выбор в пользу дальнейшего
углубленного или обычного изучения математики.
Углубленное изучение математики на
втором этапе предполагает наличие у учащихся
более или менее устойчивого интереса к
математике. Обучение на этом уровне обеспечивает
подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению
образования.
Учебно-воспитательный прогресс
строится с учетом возрастных возможностей и
потребностей учащихся на основе современных
образовательных технологий. Углубленное
изучение математики предполагает прежде всего
наполнение курса разнообразными, интересными и
сложными задачами, овладение основным
программным материалом на более высоком уровне.
Для поддержания и развития интереса к
предмету в процесс обучения включаются
занимательные задачи, сведения из истории
математики. Это особенно важно на первом этапе,
когда интерес учащихся к математике еще
недостаточно точно устойчив.
На втором этапе (10-11 класс) возрастает
роль теоретических знаний, становятся особо
важными такие их качества, как системность и
обобщенность. Значительное место на этом этапе
уделяется решению задач, отвечающих требованиям
для поступающих в ВУЗы.
В связи с тем, что в классы с
углубленным изучение математики приходят с
разным уровнем подготовки в процесс обучения на
каждом этапе включаем повторение и
систематизацию опорных знаний.
Значительное место в учебном процессе
отводится самостоятельной работе учащихся,
решению задач, проработке теоретического
материала, подготовке докладов, рефератов,
причем дифференцированный подход к учащимся
позволяет избежать перегрузки и способствует
реализации возможностей каждого из них.
Программа исходит из утвержденного учебного
плана с углубленным изучением математики,
согласно которому в 8-9 классах изучаются два
предмета математического цикла: "Алгебра" (5
часов в неделю, всего 170 часов) и "Геометрия"
(3 часа в неделю, всего 102 часа), а в 10-11 классах
изучается "Алгебра и математический анализ"
(5 часов в неделю в I полугодии и 6 часов в неделю во
II полугодии – всего 187 часов в 10 классе и 170 часов
в 11 классе (5 часов в неделю)), на изучение
геометрии в 10-11 классах отводится 3 часа в неделю,
всего 102 часа в год.
Известные приемы построения уроков
обретают здесь новый смысл, могут применяться
по-новому, более широко и в качественно иной
общей системе. Здесь важны уроки разных типов:
уроки-лекции, уроки беседы, уроки-практикумы,
уроки-семинары, уроки в компьютерном классе.
Работа по подготовке учащихся в
математические классы начинается задолго до
нового учебного года. В нашей школе ежегодно
работает Летняя математическая школа, а на
каникулах учащиеся занимаются в профильном
отряде, объединяющем занятия по математике,
физике и информатике. В математических классах
учащиеся изучают углубленно также физику и
информатику.
Участие в олимпиадах по физике и
математике также способствуют развитию и
укреплению интереса к математике и физике.
Математика
V. Планирование (8-9 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и
углубление
занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
I. Функция |
-
Числовые функции и их свойства
-
Графики функций (+ опережающая линия:
"Звездный график")
-
"Парусник в открытом море" – что общего он
имеет с функцией. Решение примеров из сборника
экзаменационных работ по теме "Функция".
|
Беседа: (развивающая линия) о роли
ученых в создании теории ф.
Игра: Построить
график движения парусника. Практическое
применение темы: "Функция" |
Таблицы графиков функций, пословицы и
поговорки о свойствах функции, инструменты,
цветной мел.
Картина "Парусник в море",
часы, географическая карта (маршрут движения
парусника), линейка, карандаш, цветной мел |
1ч
1ч
1ч |
II. Управление |
1. Линейные уравнения и уравнения
сводящиеся к ним
(опережающая линия)
Линейные
уравнения с параметров.
2. Квадратные уравнения и уравнения,
сводящиеся к ним
Квадратные уравнения с параметром
3. Занятия в компьютерном классе:
"Составление таблиц и построение графиков
функций"
(Опережающая линия) и графиков
уравнений. |
Лекция: (20 минут)
Практическая работа:
тесты по теме "уравнение". Составление
кроссворда по темам "Функция, уравнение".
Групповая работа
Работа над проектом "Диафакторы уравнения I и
II степени" |
Сборник экзаменационных работ для 9
класса.
Литература по теме: "Уравнения".
Диафильм "Графическое решения уравнений"
Тетради, ручки, карандаши, линейки, инструкция
по технике безопасности при работе с
компьютером. |
1ч
2ч
1ч |
|
4. КВН по теме: "Функция. Уравнение"
(диагностика умений и знаний) |
Игровая технология (развивающая линия) |
Оформление доски, карточки с заданиями,
стихи и кроссворды по теме "Функция,
уравнение" |
1ч. |
III. Многоугольники
(Вписанные и
описанные) |
-
Виды многоугольников, их свойства. Правильные
многоугольники.
-
Вписанные и описанные многоугольники
(опережающая
линия): Решение задач из ЕГЭ по теме
"Многоугольники".
|
Лекция: (20 минут)
Практическая работа.
"Построение правильных многоугольников"
Подготовка проекта: "Паркеты из правильных
многоугольников" (поисковая и
исследовательская работа) |
Модели многоугольников, таблица
"Площадь треугольника, квадрата,
прямоугольника, ромба, трапеции, правильного
многоугольника".
Инструменты: линейка,
циркуль, транспортир, цветной мел. |
1ч
1ч |
Итоговое
занятие |
Научно-практическая конференция:
"Защита проектов" |
|
Математические и физические газеты.
Игра "Рыбалка", призы. |
2ч |
Математика
VI. Планирование (10-11 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и
углубление
занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
I. Функция |
1. Ознакомление учащихся с программой.
Представление тем для исследовательной работы и
литературы для работы над проектами.
2. Функция.
Область определения. Область значения. Свойства
функций. Роль ученых в создании теории (
развивающая
линия), практическое применение темы
"Функция". Решение примеров ЕГЭ.
3. Графики функций. Преобразования графиков
функций. Решение примеров из ЕГЭ по теме
"Функция" (
опережающая линия: решение
нестандартных и олимпиадных заданий по теме
"Функция") |
Вводная беседа
Лекция (20 минут)
Групповая работа
Практическая работа "Построение
графиков функций"
Дидактический театр: "В музее
математических наук" Зал. "Функция"
|
Журналы "Квант", книги "Примени
функцию", "Рассказы о максимумах и
минимумах", "Математика в образах" и др.
Таблицы:
"Графики функций", инструменты – линейки,
циркули, цветной мел.
Таблицы графиков функций. КНМы по математике.
Сборники олимпиадных задач. Карточки –
инструкции по теме "Функции".
Инструменты, цветной мел. |
0,5ч
1,5ч
2ч |
II. Управление |
1. Обобщение темы "Уравнения".
Нахождение рациональных корней уравнения.
Теорема Виета для уравнения 3-й степени. Основные
методы решения уравнений. Роль ученых в создании
теории уравнений (
развивающая линия). Решение
уравнений.
2. Нестандартные приемы решения
уравнений. Олимпиадные задачи (
развивающая
линия). Уравнения с параметрами.
3. Диагностика умений и знаний по темам
"Функция, уравнения". |
Лекция: (20 минут)
Практикум по решению
уравнений
Работа со справочной литературой, практикум по
решению уравнений.
Занятия в компьютерном классе. |
Литература по теме "Уравнения".
Пособия
для поступающих в институт.
КНМы по математике
Тесты олимпиадных заданий по теме
"Уравнение".
Справочная литература, КНМы.
Демонстрационный вариант по математике (ЕГЭ). |
2ч
2ч
2ч |
III. Многоугольники |
1. Виды многогранников, их свойства.
Построение сечений. Площадь поверхности. Решение
задач из ЕГЭ. |
Сообщения учащихся. Практическая
работа.
Подготовка проекта "Замечательные
теоремы и факты геометрии". |
Модели многоугольников, инструменты,
таблица "Площадь боковой поверхности",
цветной мел. |
2ч |
Итоговое
занятие |
Научно-практическая конференция
"Защита проектов" |
Игровая |
Инсценировка (про Архимеда) |
|
Физика
VII. Планирование (8-9 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и
углубление
занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
Блок I. Физические
основы механики |
№1 |
Физика в системе естественных наук.
Методы описания механического движения.
Кинематика материальной точки. |
Беседа.
Лекция (20 минут).
(Развивающая линия) |
Литература по теме "Физические
основы механики". Таблицы, инструменты,
эталоны длины, часы. |
1ч |
№2 |
Понятие массы и силы. Сила в механике.
Законы Ньютона. Практическое применение законов
Ньютона. |
Проекты: "Движение материальной
точки" |
Графики "Перемещение тела при
равномерном и равноускоренном движении". |
1ч |
№3 |
Механические системы, их классификация.
Законы сохранения в механике. Работа и энергия. |
Проекты: "Законы динамики". |
Динамометры. Тела для определения
массы. |
1ч |
№4 |
Физический бой" (развивающая линия). |
Групповая работа |
Тележка, капроновая нить, свинцовые
шары, стержни длиной 2 м |
2ч |
№5 |
Лабораторная работа по теме "Закон
сохранения импульса" |
Работа в парах |
Карточки с заданиями |
2ч |
№6 |
Закон Паскаля. Атмосферное давление.
Уравнение гармонического колебания (опережающая
линия). |
Работа в компьютерном классе |
Таблица "Графики гармонических
колебаний", приборы для измерения давления |
|
№7 |
Лабораторная работа "Проверка закона
сохранения механической энергии" |
Работа в парах |
Динамометры, трибометры, линейки,
справочники, шары, линейки. |
2ч |
№8 |
Обзорное занятие по теме "Физические
основы механики". |
Беседа.
Личностно-ориентированный
подход к учащимся |
КНМы по физике (ЕГЭ) карточки с
заданиями |
1ч |
Итог: |
Научно-практическая конференция
"Защита проектов" |
|
|
|
Физика
VIII. Планирование (10-11 класс)
Модуль |
Расширение кругозора и
углубление
занятий по теме |
Технология |
Оборудование |
Колич. часов |
Блок II. Избранные
вопросы молекулярной физики и термодинамики |
№1 |
Динамические и статические
закономерности в природе. Основные положения
молекулярно-кинетической теории газов,
уравнение МКТ газов. Уравнение состояния
идеального газа. |
Беседа.
Лекция (20 минут).
Выбор проектов |
Литература по теме, таблицы,
справочники КНМы по физике (ЕГЭ) |
1ч |
№2 |
Практикум по решению задач по теме
"Основные уравнения МКТ. Уравнение
Менделеева-Клапейрона" |
Личностно-ориентированный подход.
Развитие навыков исследования работы |
Прибор для изучения свойства газов,
мензурки, таблицы. |
2ч |
№3 |
Постоянный ток. Законы постоянного
тока. Правило Киркгофа, физический смысл законов
(опережающая линия). Марафон знаний. |
Групповая работа |
Амперметры, вольтметры, таблицы
"Законы постоянного тока" |
2ч |
№4 |
Работа и теплота. Первое начало
термодинамики. Решение задач из ЕГЭ (развивающая
линия) |
Лекция (20 минут)
Групповая работа |
КНМы по физике.
Модель тепловой
машины, тела различной массы, цилиндры |
2ч |
№5 |
Решение задач по теме Ток в различных
системах". Нестандартные задачи. Олимпиадные
задачи (развивающая линия) |
Работа в группах.
Личностно-ориентированный подход |
Проводники, машина постоянного тока,
электроизмерительные приборы |
2ч |
№6 |
Работа с проектами |
Личностно-ориентированный подход |
Справочная литература по темам
проектов |
1ч |
Итог: |
Научно-практическая конференция
"Защита проектов" |
|
|
Вернуться назад
|
|