Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание, Методики > Кукольный театр — форма искусства и средство воспитания Кукольный театр — форма искусства и средство воспитания18 сентября 2007. Разместил: lessons |
Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Знакомство с позицией актера - творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Особое место занимают игры со словом, с текстом, с подтекстом. В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Каждый учитель- режиссер, создает свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования. Как говорил К.С. Станиславский: “…мало изучить “систему”, надо на ее основе придумать свою”. Я предлагаю вам свою систему воспитания и обучения через школьный театр кукол. При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями. Методы, формы и содержание театральных упражнений, которые учитель может предложить детям, реализуют одновременно три цели: погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока, развивают полезные для учебы и искусства психологические структуры (внимание, воображение, мышление, волю, память); придают учебному дню привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Работа с таблицей гласных и артикуляционных упражнений на ее базе даст возможность тренировать не только речь ребенка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы и тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка. Этой задаче раскрытию "Я" личности ребенка служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой. Следует учитывать, что выполнение заданий под музыку помогает организовать работу, учит слушать музыку, но снижает внимание ребят друг к другу, поэтому пользоваться музыкальным сопровождением постоянно нельзя. Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу. Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи. Кукольный театр – это форма искусства. Искусство кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. Театр кукол обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. В театре кукол происходит чудо, волшебство оживления неодушевленного предмета, а ожить практически может любой предмет: дерево, дом, скамья, на которой только что сидели куклы. Школьный театр кукол позволяет сформировать дружный творческий коллектив. Главная задача коллектива - эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Отработав не один год с ребятами в классном театре кукол, составила план работы и разработала календарно- тематическое планирование занятий классного театра кукол “Петрушка” (первый год обучения) рассчитанный на 1 час в неделю. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1.Разновидности театров (беседа). Театр
картинок, игрушек, “Волшебные пальцы”, теневой
театр, драматический, балет.
Ларина Любовь Анатольевна, учитель начальных классов Вернуться назад |