Предлагаю интеллектуальную игру для учеников 3-4-х классов. Мы ее проводим на городском уровне, участвуют команды из 7 человек от каждой школы. В отличие от олимпиад, где каждый отвечает только за себя, эта игра командная, значит, учит выслушивать мнение всех членов команды, принимать правильное решение. Вопросы не из школьной программы, поэтому при подготовке дети должны читать дополнительную литературу, интересоваться разными областями знаний.
Цели:
- повышение интеллектуального уровня детей,
- развитие логического мышления,
- учить детей самостоятельно мыслить, находить
правильное решение.
Предварительная работа: проведение
отборочных туров по школам, создание команды из 7
человек. Игра проходит в три тура: на вопросы
первого тура дети отвечают письменно на листах с
вопросами, у жюри такие же листы с ответами и
баллами; во втором туре учитель читает вопрос,
команды обсуждают ответ, выбирают учеников,
которые будут отвечать. Эти ученики выходят из
кабинета в коридор, затем по очереди заходят в
класс и высказывают свое мнение по данному
вопросу. Промежуточные результаты
подсчитываются после второго тура. В это время в
актовом зале для участников игры проходит
концерт. Для участия в третьем туре отбираются
три команды, набравшие больше очков. Третий тур
проходит по аналогии со вторым. Все участники
марафона получают сертификат, победителям
вручаются грамоты и призы.
Вопросы I тура интеллектуального
марафона
Вопросы |
Ответы |
Баллы |
1. В этом государстве довольно высокий
жизненный уровень. Его ресурсы составляют меха,
золото, драгоценные камни, а вооруженные силы
состоят из одного взвода морской пехоты. Какой
титул носит его правитель? |
Князь Гвидон |
3 |
2. Каким обитателям сказочного мира
мотыльки служат лошадками? |
Эльфам |
3 |
3. Какой обычный в быту предмет заменял
героям русских сказок и карту, и компас? |
Клубок ниток |
2 |
4. Он может быть звонкоголосым, бойким,
слепым, колючим, секущим, студеным, теплым,
парным. Назовите его. |
Дождь |
1 |
5. Кто в европейских мифах соответствуют
нашему мужичку-с-ноготок? |
Гномы |
1 |
6. Как звали героиню сказки Андерсена,
которая сшила своим братьям рубашки из крапивы? |
Элиза |
1 |
7. Сколько всего раз старик выходил на
берег моря в “Сказке о золотой рыбке” А.С.
Пушкина? |
1 раз сам, 5 раз посылала старуха, всего 6
раз |
3 |
8. Этот персонаж русской сказки является
к своей возлюбленной по ночам в облике
прекрасного царевича, оставляя перед уходом свое
перо. В кого же он превращался днем? |
Финист Ясный Сокол |
1 |
9. Успенский подметил, что Пушкин не
любил букву “ф”. Так в “Полтаве” она
встречается всего 3 раза, а в “Сказке о царе
Салтане” тоже 3 раза и все в одном и том же слове.
Каком? |
флот |
3 |
10. Во время прогулки неожиданно найден
клад. По случаю находки состоится праздник,
который омрачен появлением коварного злодея.
Жизнь героини в опасности, но в последний момент
появляется герой и убивает злодея. Все
заканчивается свадьбой. Как зовут героиню этого
произведения? |
Муха-Цокотуха |
1 |
Максимальное количество – 19 баллов.
Вопросы II тура
Вопросы |
Ответы |
Баллы |
1. Морская болезнь возникает вследствие
укачивания, а от чего возникает горная болезнь? |
От недостатка кислорода или от яркого
солнечного света. |
2 |
2. Где текут реки без воды? |
На географической карте. |
1 |
3. Владимир – “владеет миром”,
Святослав – “освящает славу”, а Ярослав – ? |
Славит Ярилу (солнце) |
2 |
4. Гипотезу о том, почему птицы выводят
птенцов на севере, а не на юге, пытались объяснить
таким опытом: цыплятам ставили 2 блюдца, в одном
из которых была налита обыкновенная вода, а в
другом …Что же более привлекательное было
налито в другом? |
Талая вода |
3 |
5. Юный техник Сережа Волков, играя,
построил башенку из катушек для ниток и, чтобы
она не рассыпалась, продел внутрь веревочку и
туго натянул ее. Мальчику выдали авторское
свидетельство и построили по его проекту… Что? |
Останкинская башня, радиомачты |
2 |
6. У мальчика столько же сестер, сколько
и братьев, а у его сестры – братьев в 2 раза
меньше, чем сестер. Сколько всего в семье и
братьев, и сестер? |
3 сестры, 4 брата |
2 |
7. Для процесса горения необходимы 3
условия: наличие кислорода, определенная
температура и … Назовите третий компонент. |
Топливо |
1 |
8. Девизом Олимпийских игр служит фраза
“Быстрее. Выше. Сильнее”. Девиз международной
любительской легкоатлетической федерации также
состоит из трех слов, причем первые два слова в
обоих девизах совпадают. Назовите третье слово. |
Дальше |
3 |
9. Эти две профессии похожи, но разница
между ними есть. Заключается она в том, что первый
охраняет, а второй растит. Догадавшись, что
является предметом их общей заботы, назовите эти
профессии |
Лесник и лесничий |
3 |
10. Почему у жареной картошки есть
корочка, а у вареной нет? |
При жарке картофель нагревают сильнее,
чем при варке. От сильного жара крахмал на
поверхности превращается в клей (декстрин),
который и склеивает отдельные крахмальные зерна
в румяную корочку |
4 |
Максимальное количество – 23 балла.
Вопросы III тура
Вопрос |
Ответ |
Баллы |
1. Зачем страус голову в песок
прячет? |
Ждет, когда погибнут или сбегут с головы
паразиты. Потом он погружает в песок шею, грудь,
взбивает песок крыльями, т.е. принимает
“песочные ванны” |
3 |
2. Зачем змеи язык показывают? |
“Ощупывают” воздух, ищут добычу. |
4 |
3. Почему молоко скисает? |
Грибки вроде дрожжей, которые есть
всегда в воздухе, попав в молоко, превращают
молочный сахар в молочную кислоту. От кислоты
молоко створаживается. |
4 |
4. Что теплее: три рубашки или рубашка
тройной толщины? |
Чем больше воздуха между рубашками, тем
толще воздушное платье. |
2 |
5. Красный, желтый, зеленый, оранжевый,
синий, голубой. Какого цвета в данном списке не
хватает? |
Фиолетовый |
1 |
6. Процедура выяснения обстоятельства
любого дела в римском суде состояла из 7 вопросов.
Вот 4 из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким
образом? Назовите оставшиеся 3 вопроса. |
Что? Где? Когда? |
1 |
7. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда
отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из
развлечений было прыганье через костер. Однако,
иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей
некоего растения. Какого? |
Крапива |
2 |
8. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти
животные известны всем малышам. Назовите имя,
хотя бы одного из них. |
Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка. |
4 |
9. Хищник семейства псовых, жвачное
полорогое животное, растение семейства
крестоцветных. С XVIII века известна логическая
задача с участием этой троицы. Сформулируй эту
задачу. |
Как перевезти через реку волка, козу и
капусту, если лодка выдерживает не более одного
из них. |
3 |
10. В Древнем Китае размоченную кору
тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и
варили в растворе извести 2 часа. Затем
полученную массу разбивали молотками, добавляли
клей, заливали водой и все это просеивали через
мелкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали
на доску и прессовали. Как мы называем полученное
таким образом изделие? |
Бумага |
2 |
Максимальное количество – 26 баллов.
Малёнкина Нина Михайловна, методист ИМК
{SL_links}
Вернуться назад
|