{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Счастливый случай
{LF_links}

Счастливый случай


17 октября 2007. Разместил: lessons
Интеллектуальная игра по географии
В системе уроков по теме «Люби, цени и знай родной край» данный урок имеет большое значение, т. к. закрепляет не только знания о природе, истории Хакасии, ее известных людях, но и активизирует познавательную детальность, формируются поисковые и исследовательские навыки; а также урок предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий. Это урок сотрудничества, свободы выбора решений.
Учебно-воспитательные задачи:
  • закрепить знание о природе родного края, топонимике, исследователях;
  • формировать навыки работы с дополнительной литературой;
  • воспитывать гордость и ответственность за свой край.

Наглядность, оборудование:

  • Плакат «Счастливый случай»;
  • Экологическая карта г. Саяногорска;
  • Стенд «Редкие и охраняемые животные и растения Хакасии» (рисунки, фотографии);
  • Выставка рисунков ребят о природе;
  • Выставка книг, журналов, рефератов.

Слова на доске

Природа-это книга, которую
надо прочитать и правильно
понять, ошибочные понимания
приносит большой вред.
М.Л. Налбандян.

Вступительные слова учителя

О красоте и богатстве нашей республики сложено немало стихов и песен, картин художников, не только живущих, но и побывавших здесь, хотя бы один раз.

«Считаю Хакасию одним из благоприятных уголков мира: долина, окруженная горами, много солнечных дней, Енисей, плодородная земля, дешевая электроэнергия, а в недрах вся таблица Менделеева »,- так определил нашу республику академик М.А. Лаврентьев.

Известный русский ученый М.В.Ломоносов писал «Российское могущество прирастать будет Сибирью» «И это могущество «использовать», «приумножать», воспевать и изображать будете вы сегодня на нашей игре.

Что мы узнали об истории освоения и изучения природы, топонимики нашей республики покажет сегодняшняя игра.

А если кто-то захочет узнать побольше, вам помогут книги, журналы и рефераты учащихся.

Чтобы сохранить природу нашим потомкам, мы должны ее хорошо знать и разумно использовать.

Начало игры

Играют 2 команды по 6 человек. Представители команд (9-10 кл.), члены жюри. Игра проходит в несколько туров. Название туров написаны на листочках.

1-й тур «Дальше-дальше»

Вопросы для 1-й команды:

  1. Ученые путешественники, побывавшие в Хакасии. (Мартьянов Николай Михайлович- натуралист, краевед, ботаник, основатель Минусинского музея. Егор Пестеров - первый исследователь Саян. Паллас Петр Симонович – геолог, ботаник, составил гербарий из 200 растений Хакасии.)
  2. К каком году Хакасия вошла в состав России? (1707.г.)
  3. Назовите год образования Хакасской автономной области.(20 октября 1930 г.)
  4. Какая котловина занимает значительную часть Хакасии? (Минусинская)
  5. Самое большое по площади озеро в Хакасии. (Беле, 78 км)
  6. Высочайшая точка Хакассии.(гора Карагаш , 2930 м)
  7. Площадь Хакасии. (61,9 тыс. км.)

Вопросы для 2-й команды:

  1. Когда образовалась древнее государство? (6-7 в.н.э.)
  2. В каком году Хакасская автономная область преобразована в республику? (13 июня 1993 г.)
  3. С какими районами граничит Хакасия? (Кемеровская обл., Красноярский край, республика Алтай, республика Тыва).
  4. Самая высокая точка Кузнецкого Алатау. (г. Верхний зуб, 2178 м.).
  5. Какова высота хребта Борус? (г. Пойлова, 2318 м.).
  6. Назовите реки Хакасии. (Енисей. Абакан, Чулым, Белый Июс).
  7. Озера, обладающие целебными свойствами. (Шира, Улуг-Холь, Ханкуль, Бейское, Алтайское).

Время 2 минуты, подведение итогов, рекламная пауза, звучит музыка

2 тур «Заморочки из бочки»

(используем мешочек в качестве бочки, а вопросы – бочонки из игры «лото»)

1. Какие заповедники, заказники есть в нашей республике? («Чазы», «Малый», «Абакан», «Боградский», «Июсский»).

2. Слово (высказывание) великих (известных) ученых географов о:

  • карте ( «Карта – язык географии, без карты нет географии» Н. Баранский.);
  • глобусе («Глобус – уменьшенная модель земли.» М. Бехам);
  • путешествиях «Путешественником надо родиться. Дайте мне горы золота, я за них не продам своей дикой свободы»;

3. Что означают названия (топонимика):

  • Аскиз (речное племя, село асаков);
  • Бирикчуль (труднопроходимая река);
  • Изых (место, защищенное от ветра, священное место);
  • Таштып (каменное дно);
  • Черногорск (черная гора);
  • Борус (мокрое место, священное место).

4. Когда и как был основан г. Абаза? (История города начинается с 1966 года, когда Абаза получила развитие, как форпост таштыпского острога, до 1966 года это был рабочий поселок, а затем стал городом районного подчинения).

5. Это одна из величайших рек России, протекает вдоль восточной границы Хакасии, на протяжении 300 км. (За Саянским хребтом в республике Тыва у города Кызыл, там где сливаются две реки Бий-Хем и Каа-Хем, образуется река Улуг-Хем, что означает «Великая река» - и начинается могучая сибирская река Енисей).

6. Какое озеро Хакасии называют «Озером здоровья»? (O. Шира, за минеральную воду от 17 – 27 г/л соли и иловую грязь).

7. Какие лекарственные растения Хакасии ва знаете? (Черемша, мать-и-мачеха, зверобой, золотой корень, одуванчик, пастушья сумка и т. д.).

3 тур «Ты мне – я тебе»

Домашнее задание

Вопросы подготовили сами ребята, задают друг-другу по очереди (сидящему напротив).

  1. Назовите птиц, которые гнездятся колониями. (Грачи, ласточки, дрозды, чайки).
  2. Какие птицы устраивают несколько гнезд на одном дереве? (Грачи).
  3. Что означает, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьются вороны? (Падаль, раненное животное).
  4. Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж).
  5. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Рога похожи на соху).
  6. Какие деревья являются самыми распространенными в наших лесах? (Кедр, ель, сосна).
  7. Какие животные Хакасии находятся под охраной? (Выдра, косуля, лось, горностай, марал, куница).
  8. Самая большая птица? (Глухарь).
  9. Каких птиц Хакасии знаете? (Тетерев, рябчик, жаворонок, дятел, стриж).
  10. Хищные птицы Хакасии? (Ястреб, беркут, лунь).
  11. Перелетные птицы? (Скворец, дрозд, журавль, чибис, гагара, коростель).

4 тур «Темная лошадка»

Вопросы:

  1. Кем были первые обитатели долины Енисея? (Выходцы с юга, в расовом отношении – монголоиды, сначало они освоили Средний Енисей от современного пос. Старое Означенное до реки Ангары, а позже и другие районы бассейна реки).
  2. В каком году была введена трасса мужества «Абакан – Тайшет?» (Декабрь 1965 года, 7 лет).
  3. В чем особенности этой трассы? (Проложено 647 км ЖД полотна, возведено 712 искусственных сооружений, пробито 12 тоннелей, протяжностью 10 км, построено 700 мостов и виадуков).
  4. С какой целью была построена эта трасса? (Она связывала Южную Сибирь с веткой «Тайшет - Лена» и главной сибирской железной дорогой, сократив путь до Восточной Сибири более чем на 400 км, по ней грузы идут на Кузбасс, среднюю Азию и т. д.).

Слово учителя

Память о строителях остается навсегда, она сохранилась в песне:

«Мы отсюда уйдем на другие дороги,
Нам в Сибири придется немало прокладывать трасс,
Но в сердцах сохраним мы Саянов дороги
И друзей дорогих»

Заключительное слово учителя

Звучит музыка, подведение итогов, награждение.
Некрасова Светлана Викторовна, зам. директора по УВР, учитель географии



{SL_links}

Вернуться назад