Интеллектуальная игра по географии
В системе уроков по теме «Люби, цени и знай родной край» данный урок имеет большое значение, т. к. закрепляет не только знания о природе, истории Хакасии, ее известных людях, но и активизирует познавательную детальность, формируются поисковые и исследовательские навыки; а также урок предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий. Это урок сотрудничества, свободы выбора решений.
Учебно-воспитательные задачи:
- закрепить знание о природе родного края,
топонимике, исследователях;
- формировать навыки работы с дополнительной
литературой;
- воспитывать гордость и ответственность за свой
край.
Наглядность, оборудование:
- Плакат «Счастливый случай»;
- Экологическая карта г. Саяногорска;
- Стенд «Редкие и охраняемые животные и растения
Хакасии» (рисунки, фотографии);
- Выставка рисунков ребят о природе;
- Выставка книг, журналов, рефератов.
Слова на доске
Природа-это книга, которую
надо прочитать и правильно
понять, ошибочные понимания
приносит большой вред.
М.Л. Налбандян.
Вступительные слова учителя
О красоте и богатстве нашей республики сложено
немало стихов и песен, картин художников, не
только живущих, но и побывавших здесь, хотя бы
один раз.
«Считаю Хакасию одним из благоприятных уголков
мира: долина, окруженная горами, много солнечных
дней, Енисей, плодородная земля, дешевая
электроэнергия, а в недрах вся таблица
Менделеева »,- так определил нашу республику
академик М.А. Лаврентьев.
Известный русский ученый М.В.Ломоносов писал
«Российское могущество прирастать будет
Сибирью» «И это могущество «использовать»,
«приумножать», воспевать и изображать будете вы
сегодня на нашей игре.
Что мы узнали об истории освоения и изучения
природы, топонимики нашей республики покажет
сегодняшняя игра.
А если кто-то захочет узнать побольше, вам
помогут книги, журналы и рефераты учащихся.
Чтобы сохранить природу нашим потомкам, мы
должны ее хорошо знать и разумно использовать.
Начало игры
Играют 2 команды по 6 человек. Представители
команд (9-10 кл.), члены жюри. Игра проходит в
несколько туров. Название туров написаны на
листочках.
1-й тур «Дальше-дальше»
Вопросы для 1-й команды:
- Ученые путешественники, побывавшие в Хакасии.
(Мартьянов Николай Михайлович- натуралист,
краевед, ботаник, основатель Минусинского музея.
Егор Пестеров - первый исследователь Саян. Паллас
Петр Симонович – геолог, ботаник, составил
гербарий из 200 растений Хакасии.)
- К каком году Хакасия вошла в состав России?
(1707.г.)
- Назовите год образования Хакасской автономной
области.(20 октября 1930 г.)
- Какая котловина занимает значительную часть
Хакасии? (Минусинская)
- Самое большое по площади озеро в Хакасии. (Беле,
78 км)
- Высочайшая точка Хакассии.(гора Карагаш , 2930 м)
- Площадь Хакасии. (61,9 тыс. км.)
Вопросы для 2-й команды:
- Когда образовалась древнее государство? (6-7
в.н.э.)
- В каком году Хакасская автономная область
преобразована в республику? (13 июня 1993 г.)
- С какими районами граничит Хакасия?
(Кемеровская обл., Красноярский край, республика
Алтай, республика Тыва).
- Самая высокая точка Кузнецкого Алатау. (г.
Верхний зуб, 2178 м.).
- Какова высота хребта Борус? (г. Пойлова, 2318 м.).
- Назовите реки Хакасии. (Енисей. Абакан, Чулым,
Белый Июс).
- Озера, обладающие целебными свойствами. (Шира,
Улуг-Холь, Ханкуль, Бейское, Алтайское).
Время 2 минуты, подведение итогов,
рекламная пауза, звучит музыка
2 тур «Заморочки из бочки»
(используем мешочек в качестве бочки, а
вопросы – бочонки из игры «лото»)
1. Какие заповедники, заказники есть в нашей
республике? («Чазы», «Малый», «Абакан»,
«Боградский», «Июсский»).
2. Слово (высказывание) великих (известных)
ученых географов о:
-
карте
(
«Карта – язык географии, без
карты нет географии» Н. Баранский.);
-
глобусе
(«Глобус – уменьшенная модель
земли.» М. Бехам);
-
путешествиях
«Путешественником надо
родиться. Дайте мне горы золота, я за них не
продам своей дикой свободы»;
3. Что означают названия (топонимика):
-
Аскиз (речное племя, село асаков);
-
Бирикчуль (труднопроходимая река);
-
Изых (место, защищенное от ветра, священное
место);
-
Таштып (каменное дно);
-
Черногорск (черная гора);
-
Борус (мокрое место, священное место).
4. Когда и как был основан г. Абаза? (История
города начинается с 1966 года, когда Абаза получила
развитие, как форпост таштыпского острога, до 1966
года это был рабочий поселок, а затем стал
городом районного подчинения).
5. Это одна из величайших рек России, протекает
вдоль восточной границы Хакасии, на протяжении 300
км. (За Саянским хребтом в республике Тыва у
города Кызыл, там где сливаются две реки Бий-Хем и
Каа-Хем, образуется река Улуг-Хем, что означает
«Великая река» - и начинается могучая сибирская
река Енисей).
6. Какое озеро Хакасии называют «Озером
здоровья»? (O. Шира, за минеральную воду от 17 – 27
г/л соли и иловую грязь).
7. Какие лекарственные растения Хакасии ва
знаете? (Черемша, мать-и-мачеха, зверобой, золотой
корень, одуванчик, пастушья сумка и т. д.).
3 тур «Ты мне – я тебе»
Домашнее задание
Вопросы подготовили сами ребята, задают
друг-другу по очереди (сидящему напротив).
- Назовите птиц, которые гнездятся колониями.
(Грачи, ласточки, дрозды, чайки).
- Какие птицы устраивают несколько гнезд на одном
дереве? (Грачи).
- Что означает, если над каким-нибудь местом в
лесу с карканьем вьются вороны? (Падаль, раненное
животное).
- Какая из птиц быстрее всех летает? (Стриж).
- Отчего старых лосей-быков называют сохатыми?
(Рога похожи на соху).
- Какие деревья являются самыми
распространенными в наших лесах? (Кедр, ель,
сосна).
- Какие животные Хакасии находятся под охраной?
(Выдра, косуля, лось, горностай, марал, куница).
- Самая большая птица? (Глухарь).
- Каких птиц Хакасии знаете? (Тетерев, рябчик,
жаворонок, дятел, стриж).
- Хищные птицы Хакасии? (Ястреб, беркут, лунь).
- Перелетные птицы? (Скворец, дрозд, журавль,
чибис, гагара, коростель).
4 тур «Темная лошадка»
Вопросы:
- Кем были первые обитатели долины Енисея?
(Выходцы с юга, в расовом отношении – монголоиды,
сначало они освоили Средний Енисей от
современного пос. Старое Означенное до реки
Ангары, а позже и другие районы бассейна реки).
- В каком году была введена трасса мужества
«Абакан – Тайшет?» (Декабрь 1965 года, 7 лет).
- В чем особенности этой трассы? (Проложено 647 км
ЖД полотна, возведено 712 искусственных
сооружений, пробито 12 тоннелей, протяжностью 10
км, построено 700 мостов и виадуков).
- С какой целью была построена эта трасса? (Она
связывала Южную Сибирь с веткой «Тайшет - Лена» и
главной сибирской железной дорогой, сократив
путь до Восточной Сибири более чем на 400 км, по ней
грузы идут на Кузбасс, среднюю Азию и т. д.).
Слово учителя
Память о строителях остается навсегда, она
сохранилась в песне:
«Мы отсюда уйдем на другие дороги,
Нам в Сибири придется немало прокладывать трасс,
Но в сердцах сохраним мы Саянов дороги
И друзей дорогих»
Заключительное слово учителя
Звучит музыка, подведение итогов,
награждение.
Некрасова Светлана Викторовна, зам. директора по УВР, учитель географии
{SL_links}
Вернуться назад
|