Классный час
Классный час способствует расширению знаний учащихся о космосе, развитию познавательных интересов, позволяет обогатить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным. Данный классный час целесообразно проводить в виде соревнования между командами, что позволяет сохранить интерес учащихся на протяжении всего занятия. Этот материал также можно применить на уроках физики в 9-10 классах.
Цель: расширить знания учащихся о космосе.
Реквизиты: книги о космосе,
рисунки и рефераты учащихся, высказывания о
космосе, портреты космонавтов.
Для проведения классного часа необходимо класс
разбить на команды, дать тематику вопросов.
Команды должны придумать название своей команды,
эмблему, девиз, приготовить сценку, связанную с
космосом.
Конкурсы оценивает жюри.
1. Звучит песня “Земля в
иллюминаторе”.
2. Ведущий: Наш классный час посвящен дню
космонавтики. 12 апреля 1961года навсегда останется
в памяти человечества. В этот день был совершен
полет человека в космос. Совершил этот полет
гражданин Советского Союза Ю.А. Гагарин. Облетев
Землю и пробыв в полете 108 минут, космонавт
вернулся не землю. Прошло много лет, и сейчас
космонавты находятся в космосе многие месяцы.
3. Ученик читает стихотворение
С.Михалкова “Посланец Земли”.
4. Ведущий: Для проведения классного
часа мы разбились на команды. Вам было дано
задание придумать название своей команды, у
каждой команды должен быть девиз и эмблема.
Команды представляются, жюри оценивает каждый
конкурс.
5. Ведущий: Предлагаю вам разгадать
космический кроссворд (каждой команде свое
задание или всем одинаковое, ответы проверить).
Вопросы для кроссворда:
-
Древнегреческий астроном, который в 280 году до
нашей эры предположил, что Солнце, а не Земля
является центром Солнечной системы.
-
Итальянский ученый XVII века, сторонник учения
Коперника, утверждавший, что Вселенная
бесконечна, а Солнце – только одна из звезд. Был
сожжен на костре.
-
Итальянский астроном XVI века, с помощью
телескопа рассмотрел на луне горы, ущелья и
равнины, увидел пятна на Солнце, открыл четыре
спутника Юпитера.
-
Древнегреческий математик, в 240 году до нашей
эры довольно точно определил размер Земли.
-
Древнегреческий ученый, математически
обосновал геоцентрическую систему мира.
-
Древнегреческий философ.
-
Древнегреческий географ и историк, автор
“Географии” в 17 книгах.
-
Польский астроном и математик, автор
геоцентрической системы мира.
-
Адмирал, возглавивший первую кругосветную
экспедицию.
6. Ведущий: Представьте себе такую
ситуацию: вы с товарищами находитесь в открытом
космосе, и вдруг произошла разгерметезация, и вам
срочно нужно перебраться по запасному люку в
запасной отсек. Предлагаю вам без спешки и суеты
(иначе можете погибнуть вы и ваши товарищи)
перебраться по запасному люку
(мальчики – под
стульями, девочки – по стульям, стоящими в ряд,
перебираются в запасной отсек).
7. Ведущий: А сейчас мы с вами проведем
космический экзамен-викторину. Вам дается время
подготовиться. Мы ждем ваших ответов. После
подготовки один из членов жюри может по очереди
задавать вопросы командам.
Вопросы для викторины:
-
Как одним словом можно назвать газовую
оболочку, окружающую какое-нибудь небесное тело?
Например: газовая оболочка Земли, смесь в
основном кислорода и азота (атмосфера).
-
Главный космодром, с которого стартовали первые
космические корабли (Байконур).
-
Одна из 9 планет Солнечной системы. В древней
мифологии мать Амура, богиня любовной страсти
(Венера).
-
При возвращении на Землю космический корабль
врывается в плотные слои атмосферы с большой
скоростью. Что происходит с поверхностью
корабля? (Поверхность корабля вследствие трения
об атмосферу раскаляется).
-
Кто сказал слова: “Облетев Землю в
корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша
планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту
красоту, а не разрушать ее”. (Ю. А. Гагарин)
-
Наш соотечественник, основоположник
теоретической космонавтики. (Циолковский).
-
Почему в музее Звездного городка в рабочем
кабинете Ю. А. Гагарина часы над дверью
показывают одно и тоже время: 10 часов 31 минута (в
этот миг оборвалась жизнь Ю. А. Гагарина).
-
Когда был запущен первый искусственный спутник
Земли? (4 октября 1957 года)
-
Ф.И.О. главного конструктора первых советских
космических ракет (Сергей Павлович Королев).
-
Место, где готовят к полету в космос и откуда
запускают космические ракеты и аппараты
(космодром).
-
Как одним словом можно назвать человека,
которого отбирают врачи, он должен быть широко
образованным, несколько лет он проходит
радиотехническую подготовку, различного рода
испытания и тренировки (космонавт).
-
Второй советский спутник запустили через месяц
после первого, на борту его находилась… (кто?),
которая не вернулась из космоса (Лайка).
-
Назовите летчика-космонавта, возглавлявшего
советский экипаж корабля “Союз-19”, принимавшего
участие в совместном полете с американским
кораблем по программе “Союз-Аполлон”. Во время
полета впервые он вышел из корабля и удалился от
него на 5 метров (А. А. Леонов).
-
Спутник Земли, обращенный к ней одной и той же
стороной (Луна).
-
Одна из планет Солнечной системы, похожая на
Луну, на ней свирепствуют пыльные бури страшной
силы, в мифологии – является богом войны (Марс).
-
Это ближайшая к Солнцу планета, температура
поверхности на теневой стороне –185 градусов, на
солнечной +510 градусов, в мифологии – бог
торговли (Меркурий).
-
Единственная планета с сильным собственным
радиоизлучением, в мифологии – бог дневного
света, грозы (Юпитер).
-
Назовите планеты Солнечной системы.
8. Ведущий: Давайте немного отдохнем, т.е.
устроим космический привал. А так как на привале
полагается немного чем-нибудь перекусить, то и мы
с вами не будем отклоняться от этого правила. Я
вам предлагаю съесть яблоко, только оно
находится в состоянии невесомости. В конкурсе
участвует вся команда.
(Один из участников
стоит на стуле и держит на вытянутой руке нитку, к
которой привязано яблоко; все остальные должны
его съесть).
9. Ведущий: Продолжаем наш конкурс и сейчас мы
проведем конкурс капитанов. Капитанам
предлагается отрывок из жизни знаменитых людей,
и они должны догадаться о ком идет речь.
Вопросы для капитанов.
-
Это первый человек, взглянувший на небо в
увеличительную оптическую трубу – телескоп. Его
открытия потрясли современников. Ему удалось
первому различить темные пятна на Солнце. Под
страхом пыток ученого заставили отречься от
своих взглядов, до конца жизни был посажен под
домашний арест. (Г.Галилей)
-
Этому человеку поставлен памятник в городе
Риме. Юношей он учился в монастырской школе,
вынужден был скрываться от инквизиции, скитаясь
по странам, но все-таки был схвачен, брошен в
тюрьму. Его жестоко пытали и казнили, т.к. он не
отрекся от своих взглядов. (Дж. Бруно)
-
Этот ученый родился в Польше в семье
зажиточного купца. Свою теорию о вращении Земли
создавал 30 лет, заложил основы современной
астрономии. На пьедестале памятника,
установленного ему в Варшаве, высечены слова:
“Он остановил Солнце и сдвинул Землю”. (Н.
Коперник)
10. Ведущий: Переходим к домашнему заданию.
(Команды показывают сценки, связанные с
космосом).
Сценка для первой команды:
Участвуют: мальчик и девочка.
Д: Куда это ты собрался?
М: Человек впервые за много веков оторвался от
Земли. Открылась новая космическая эра. Все – в
космос! На Земле остаются одни дураки!
Д: Да ты соображаешь, что ты говоришь?
М: Вполне.
Д: Трепач, барон Мюнхгаузен.
М: Сама ты баронесса! Я с тобой вообще
разговаривать не желаю. Что ты понимаешь в
космических проблемах?! Темнота! Во все времена
истории всякие мракобесы травили великих ученых
и считали их сумасшедшими. Джардано Бруно,
Коперник, Галилей…
Д: Фи!
М: Да, фи. Собаки и то летают в космос, а я не могу?
Что ж я, по-вашему, хуже собак, что ли?
Д: Хуже? Собаки хоть ученые, а ты по математике и
то кое-как на “3” вытянул!
М: Подумаешь математика. Ерунда. Я и без вашей
математики до такого додумался, что вам и не
снилось!
Я размышлял 4 дня
Луна…Луна? Луна!
В уме родилась у меня
Теория одна
Луна находится сейчас
В космической дали
Но ведь она оторвалась
Когда-то от Земли…
Вполне научен этот факт,
Не я его открыл
А раз она оторвалась,
Была куском Земли,
На том куске в тот час как раз
И люди быть могли
Логичен вывод мой вполне
И, стало быть, живет
На нашей спутнице Луне
Нам родственный народ!
Д: Слушай, то, что ты выдумываешь все время это
хорошо. Только для настоящего исследователя
этого мало. Ю. Гагарин первый в мире космонавт, а
ремесленные на отлично окончил, и техникум, и
авиаучилище – все на отлично! И спортом
занимался, и интересовался всем. Чтоб в космос
улететь на Земле сперва нужно двумя ногами
стоять. Потом уж в космос! А ты? Учишься плохо,
отрываешься от коллектива, тебе на станцию юных
техников ходить надо – там как раз модели
космических кораблей строят.
М: Все это ерунда. Я, между прочим, в свой телескоп
лунатиков видел.
Д: Да ну!
М: Проверить я себя решил, приблизил я Луну и в тот
же миг на ней открыл лунатиков.
Д: Да ну?!
М: Они похожи на людей что жили в старину. У них
волос полно везде, как у горилл.
Д: Да ну?!
М: В пещерах каменных живут, не строят города, в
лесах лунатики пасут своих коров.
Д: Ну да?!
М: Не в кухне, прямо на кострах готовится еда, и
бродят по ночам в горах разбойники.
Д: Ну да?!
М: Ты не дакай. Сама знаешь, что луна – это кусок,
который взял и оторвался. И может быть даже в тот
момент, когда он отрывался, на том куске
находились твои близкие родственники.
Сценка для второй команды:
Участвуют мальчик и две девочки.
1Д: Где - же он?
М: Космический привет!
2Д: Ой, мамочки, кто тебя туда повесил?
М: Я сам повесился.
1Д: Зачем?
М: В интересах науки! Приучаю свой организм к
полетам в состоянии невесомости
(Управляет
воображаемой ракетой). Пи-пи-пи! Пролетаю над
Африкой.. Пи-пи-пи! Полет пролетает нормально.
Состояние невесомости переношу хорошо. Выхожу на
орбиту Луны
(Колотит по надетой на голову
кастрюле). Б-м-м!
2Д: Что с тобой?
М: Столкновение с метеоритом (
колотит по
кастрюле).
1Д: Ты разобьешь себе голову.
М: (
Колотит, не обращая внимания)
2Д: Может быть, он сошел с ума?
1Д: Ну, что ты, это же просто метеоритный дождь,
верно?
М: Дошло?
2Д: Сейчас – же спускайся вниз!
М: Не могу, лечу на третьей космической скорости
–12 тыс. км в сек.
1Д: Включить тормозные двигатели!
М: Есть, включить тормозные двигатели!
(Брыкает
ногами) Д-жжжж!
1Д: Входим в плотные слои атмосферы. Приготовься к
посадке.
М: Есть, приготовиться к посадке.
1Д: Открыть парашюты!
М: Есть, открыть парашюты
(открыв зонтик –
прыгает вниз). Космический корабль
благополучно прилунился в заданном районе Луны!
Космический привет, дорогие лунатики!
11. Ведущий: Спасибо командам за
выступление. Переходим к конкурсу: “А, вы знаете,
что…?”
(Учащиеся выступают с тремя
приготовленными интересными моментами,
связанными с космосом.)
12. Встреча с литературными героями.
(
Эту беседу может провести школьный
библиотекарь).
Жюри в это время подводит итоги.
13. Объявляются итоги конкурса.
14. Ведущий: Благодарю всех за участие!
Надеюсь, вам понравился наш конкурс, и вы многое
узнали.
Непомнящая Расима Мусаевна, учитель
{SL_links}
Вернуться назад
|