Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Твой XVIII век Твой XVIII век22 октября 2007. Разместил: lessons |
В течение нескольких лет работаю над темой "Нестандартные формы и методы работы как средство повышения уровня знаний и развития интереса к предмету" и внеклассную работу по литературе считаю составной частью своей деятельности. Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного бала "Твой XVIII век", который проводила в параллели восьмых классов после изучения соответствующего раздела литературы (работаю по программе А.Г. Кутузова). Конечно, подготовка к такому мероприятию требуется огромная, но затраченные силы и время, безусловно, окупаются. Цели:
Используемые наглядные пособия:
Слово учителя: XVIII век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи… Какие люди жили тогда? Как жили? О чём мечтали? Всмотритесь в эти лица — лица людей, которые жили тогда…Они так же, как мы, любили и ненавидели, радовались и грустили, страдали от боли и наслаждались видом прекрасного. (Показать картины и рассказать немного о них) Сегодня мы даже представить не можем жизнь не только без телевизора или автомобиля, но даже без электричества…без асфальта на дорогах… без больших многоэтажных домов … без больших городов (ведь всё население России в 1725 году составляло 9 миллионов человек!) Наконец, как жили люди без литературы?! (Ведь почти все книги, которые мы сегодня имеем, написаны были позднее, а все произведения древнерусской литературы, напечатанные современным способом, поместятся в два небольших тома…) А. С. Пушкин однажды сказал: “Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии”. Почему же “вдруг”? Что послужило тем толчком, что Россия из отсталого государства где-то на задворках Европы вдруг стала великой державой, с которой невозможно было не считаться, которая создала не только свою армию, флот, промышленность, но и величайшую культуру? — Кого из деятелей науки и культуры XVIII века вы можете назвать? (Ученики называют, как правило, очень немного имён). Как видите, очень плохо мы знаем тех, кто создавал основы нашей культуры. Вот потому-то моим первым желанием было назвать наш литературный бал “Неизвестный XVIII век”. А ведь это был “Век Просвещения”! Начиналось же всё тогда… Первый чтец (читает отрывок из поэмы А. Пушкина “Медный всадник”) Учитель: Да, так, со строительства будущей столицы в устье Невы, всё начиналось… Пётр “Россию поднял на дыбы” прежде всего реформами, которые затронули практически все стороны жизни. — Какие вы можете назвать реформы, проведённые Петром Первым в начале XVIII века? На изменение каких сторон жизни они были направлены? (Ученики называют реформы в армии, промышленности, торговле, изменение бюрократической системы, укрепление абсолютизма, введение “Табели о рангах”, повышение роли образования, создание Российской Академии наук. Учителю нужно обратить внимание на то, что в Европе в 1590 году было 39 университетов, в России вплоть до XVIII века — ни одного; в Европе было 1400 типографий, в России — 3(!) и ни одной газеты!) (Инсценировка отрывков из пьесы Алексея Толстого “Пётр 1”) Учитель: Да, вот так, может быть, впервые в русской истории в эпоху Петра простой человек мог добиться почета и уважения исключительно благодаря своим способностям, трудолюбию, стремлению принести пользу Отечеству. Но в чем дело? Разве вы не слышали указ Государя на ассамблеях всем танцевать? (Исполняется менуэт, все танцуют.) Учитель: Ах, как много сделал Петр! Это он заложил основы будущего Века Просвещения: основал не только Академию Наук, но и Кунсткамеру, Эрмитаж, основал Академию художеств… Но сколько еще не успел! После его смерти на долгие десятилетия воцарилась “эпоха дворцовых переворотов” — не до науки и искусства было правителям, не до просвещения… Тем не менее искры, брошенные Петром, не могли не дать огня. (Второй чтец читает отрывок из виршей Антиоха Кантемира “К уму своему”.) Учитель: Настоящим же началом нашей российской литературы было появление гения XVIII века — ученого, поэта, художника Михаила Васильевича Ломоносова. Помните, о чем он говорил в своей “Оде на день восшествия на престол ея величества императрицы Елизаветы Петровны 1747 года”? (Третий чтец исполняет отрывок из оды М. В. Ломоносова “Науки юношей питают…”) Учитель: — Какие еще стихи Ломоносова вы знаете? (Исполняются “О пользе стекла”, “Случились два астронома в пиру…”) Учитель: — Кого из поэтов, современников Ломоносова, вы знаете? (Ответы учащихся). А ведь их было немало: Сумароков, Херасков, Ржевский, В. Майков, Богданович, Костров… Однако, по данным статистики, в 1750 году около половины дворян в России были неграмотны. Что уж говорить о других слоях населения! Вот потому-то перед государством и перед литературой встала великая задача: показать необходимость образования, заклеймить невежество, а, следовательно, в корне изменить образ жизни русского дворянства. Не случайно с этого времени входит в употребление термин “Век Просвещения”. — В каком известном вам произведении автор осуждает невежество? — Что это за произведение по жанру? — Почему в XVIII веке многие писатели обратились к драматургии? (Инсценировка отрывков из комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль”. Сцена экзамена Митрофана.) Учитель: — Ну как, знакомая картина? Почему мы и сегодня смеемся над тем, что написано драматургом более двухсот лет назад? — А какие еще пороки осуждает Д. И. Фонвизин в этой пьесе? Почему? (Ответы учеников) Кроме драматургии, большую популярность в XVIII веке получил жанр басни. — Кого из баснописцев можете назвать? А ведь басни писали и Василий Тредиаковский, и Александр Сумароков, и Василий Майков. Вот послушайте. (Исполняются басни В. Майкова “Роза и ананас”, “Детина и конь”, “Роза и змея” с элементами инсценирования) Учитель: — Так чему же учит своих читателей Василий Майков? — Можно ли сказать, что советы писателя XVIII века сегодня устарели? Почему? (Ответы учащихся). Учитель: А ведь Василий Майков писал и замечательные загадки. Посмотрим, справятся ли просвещенные представители XXI века с этими загадками. Загадки. 1.
2.
Учитель: А еще в XVIII веке писатели любили поиграть словами. Угадайте, в чем хитрость поэта. Чтец исполняет “Оду, собранную из односложных слов” А. Ржевского.
Учитель: А вот еще более сложное произведение того же автора: Сонет, заключающий в себе три мысли: читай весь по порядку, одни первые полустишия и другие полустишия
(Это произведение сложное для восприятия на слух, поэтому лучше, если его будут читать два человека; более того, неплохо бы иметь и написанный текст — по полустишиям, которые сначала демонстрируются вместе, а потом по отдельности, как и читаются) Учитель: Век Просвещения не прошел зря. За полвека произошли огромные изменения в сознании людей. Стало не только необходимо быть образованным человеком, но и престижно. Дворяне теперь нередко даже плохо знали родной язык, предпочитая изъясняться по-французски. А уж театр, музыка прочно вошли в жизнь и быт русского человека. Иногда случалось и такое. (Инсценировка отрывка из пьесы И. Крылова “Урок дочкам”.) (Исполняется полонез.) Учитель: Наконец, нельзя не сказать и еще об одном поэте, без которого литература XVIII века немыслима — о Г. Р. Державине. О нем вы знаете, конечно. — Какие произведения Г. Р. Державина вам известны? Читаются стихотворения Г. Р. Державина “Если б милые девицы…”, “Река времен в своем стремленье…” Учитель: Век XVIII — великий век в истории нашей страны. Из отсталой страны, с которой в Европе привыкли не считаться, Россия стала огромной сильной державой, раскинувшейся от Белого моря до Черного, от Балтийских берегов до далекого Тихого океана. Выросло множество новых городов. Новая столица — Петербург, “полночных стран краса и диво” — менее чем за сто лет становится одним из красивейших городов Европы. Русскими землепроходцами были освоены и описаны земли камчатские и сибирские, а в Московском университете уже обучались “собственные Платоны и Невтоны”. Наконец, появилась “вдруг” новая литература. И пусть это было только начало, может быть, только робкие шаги, но, как сказал поэт (еще один поэт XVIII века, хотя нам он больше известен как писатель-прозаик и историк) — Н. М. Карамзин: Во всех, во всех страна'х Поэзия святая И уже родились те люди, которые составят славу не только нашей литературе, но и всему Отечеству: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, К. Ф. Рылеев…братья Муравьевы… А в самом конце XVIII века — 26 мая 1799 года в обычном московском доме появился мальчик, имя которого через несколько лет и доныне станут с благоговением произносить все русские люди — Александр Сергеевич Пушкин. Надеюсь, сегодня “Неизвестный XVIII век” стал вам немного ближе, вы узнали о людях, живших в то далекое время, чуть больше, и, может быть, эта встреча с литературой XVIII века не будет для вас последней. А потому я взяла на себя смелость назвать наш праздник все-таки по-другому: “ТВОЙ XVIII ВЕК” И сегодня писатели XVIII века и я подготовили вам, представителям XXI века, накануне Нового года свои напутствия и пожелания. (Звучит музыка, ребята вытягивают и зачитывают приготовленные заранее учителем строчки из стихотворений поэтов XVIII века.)
Нюшкова Виктория Федоровна, учитель русского языка и литературы Вернуться назад |