Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Герои наших сказок. "Лиса Патрикеевна" Герои наших сказок. "Лиса Патрикеевна"5 ноября 2007. Разместил: lessons |
разработка занятия элективного курса по биологии для учащихся 7-х классов На уроках биологии учитель сталкивается с проблемой нехватки времени для более подробного изучения издавна знакомых и интересных учащимся животных. Это возможно решить за счет часов элективного курса. Цикл занятий "Герои наших сказок" позволяет ученикам самостоятельно углубленно изучить материал, выступить с подготовленными сообщениями на занятиях, получить новую информацию из видеофильма. Возможности элективного курса для изучения дополнительного материала неограничены. Участники занятия: учащиеся 7-х классов, посещающие элективный курс по биологии. Задачи занятия:
Оборудование: Стенд “Сказочное чудо – чудо природы”. Стенд “Библиотека детям”. Сообщения учащихся. 2 стендовых доклада учащихся. Телевизор. Видеомагнитофон. Видеофильм “Лиса Патрикеевна”. Ход занятия.Учитель. На уроках биологии изучаем животных, относящихся к классу Млекопитающие. Эти самые современные и совершенные, отлично приспособленные к жизни животные издавна используются людьми в разных областях хозяйства, в быту, в научных и других целях. И дикие, и домашние животные делают нашу жизнь интересной, удобной, красивой. Где же используются млекопитающие? Что они дают людям? Послушаем доклад “Значение млекопитающих в жизни человека”. Доклад учащихся с использованием стендовой информации “Значение млекопитающих в жизни человека”. Учитель. Наша страна огромна и ее населяют многие виды млекопитающих. Одни их них давно одомашнены и неотрывно связаны с жизнью человека. О других мы чаще всего только слышим, иногда видим их по телевидению или в зоопарках, или читаем о них в книгах. Это дикие животные. Посмотрите на стенды. На них - фотографии зайцев, лис, ежей, медведей, волков, барсуков и белок. Использование этих животных человеком ограничено. Они не живут в наших домах, иногда за всю свою жизнь люди могут не увидеть их собственными глазами. Но спросите у любого взрослого и ребенка: “Кто такие волки, белки и барсуки?” и обязательно получите ответ. А откуда люди впервые узнают об этих животных? О т к у д а ? Из сказок, песенок, загадок, потешек, которые каждому пели и рассказывали бабушки и мамы. Посмотрите на эту выставку детских сказок. На обложках портреты героев, о которых мы знаем так много и … так мало. Давайте вновь познакомимся со старыми друзьями. Начиная с сегодняшнего занятия, снова вернемся к знакомым героям детских сказок, персонажам русского и якутского фольклоров. Вспомним, что такое сказки и почему их герои, будучи просто животными класса Млекопитающие, в народном творчестве так очаровательны и интересны или наоборот отталкивающе – неприятны. Попробуем проанализировать характеры сказочных персонажей и сравнить их с реальными земными лесными жителями. Какое же место в русской и якутской литературе занимают звери? Какими обладают характерами? Чему учат малышей сказочные герои? Сообщения учащихся “Герои русских сказок” (образы животных в русском фольклоре). Сообщение учащегося “Герои якутских сказок” (образы животных в якутском фольклоре). Учитель. Открыть новый цикл занятий под названием “Герои наших сказок”, мы решили с очень характерной, яркой, великолепной героини - Лисы Патрикеевны. Знакомое даже самым маленьким детям имя. А откуда оно произошло? Сообщение учащегося “Лиса Патрикеевна”. Учитель. А какая наша героиня в сказках? Открыть запись на доске. (Хитрая, коварная, жадная, умная, находчивая). Учитель: А какой “адрес” лисы в систематике? Работа ученика на доске. Ну а теперь послушаем ваши сообщения о лисицах. Проверим, на сколько сказочный образ соответствует лисьему характеру, повадкам. Прав ли М.В. Ломоносов, утверждая, что “у сказочного вымысла серьезное значение”. Узнаем, насколько образ сказочной хитруньи соответствует облику животного. А может просто сочиняли сказочники, обижая простоватую, доверчивую, кроткую лисичку? Сообщения учащихся о различных видах лисиц. Учитель. А теперь посмотрим небольшой видеофильм, т.к. “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Просмотр видеофильма. (23 минуты). Обсуждение видеофильма по вопросам. Учитель. Все ваши работы мы соберем и оформим альбом, посвященный лисам. А напоследок слушайте сказку. С. Я. Маршак. Заяц к лисе сватался. В сапогах со шпорами прыгает косой, -Разве я не парочка для кумы –лисы? Хвост расправив по ветру, думает лиса: Голова причесана у меня, лисы. Зайца приголубила хитрая лиса – Что там дальше сделалось, нам и невдомек. Зацепился шпорою по пути косой. На следующем занятии продолжим разговор о героях сказок – о зайце и о еже. Учитель благодарит учащихся за работу на занятии. Герои русских сказок. В русских народных сказках часто встречаются волк, заяц, лиса и медведь. Еще в давние времена, когда наши далекие предки складывали эти сказки, заяц, волк, медведь да лиса им были хорошо знакомы. Взять хотя бы волка. Какой он в сказках? Злой, страшный, всех обижает. А почему? Не любили его люди. И поделом: летом пастух то теленка в стаде не досчитается, то коровы. А зимой серый разбойник из деревни ночью овец таскает. Правда, если волков в округе немного и пищи им хватает, они близко к деревне не подойдут. Волки — отличные охотники, неутомимые бегуны и всегда найдут себе добычу в лесу. Недаром говорят: волка ноги кормят. Вот и рыщет он по полям, по лесам — где мышкой поживится, где зайца поймает. А каким прослыл в сказках заяц? Трусливым. На самом деле это не совсем так. Нет у зайца ни острых когтей, ни страшных клыков, зато есть длинные чуткие уши, быстрые ноги. Врагов у зайца много, и спасение у него одно: вовремя услышать - увидеть опасность и задать стрекача. Получается, что заяц не трус, а просто очень осторожный. Но иной раз длинноухий заяц за себя и постоять может. Вовремя заметит заяц сову или филина — перевернется на спину, и тут уж не подходи — задние лапы у него сильные: ударит - не то что филину или сове, тут и собаке не поздоровится. Теперь про лису. В сказках она самая хитрая: всех может провести, любого обмануть. А на самом деле лиса ничуть не хитрее многих других зверей. Если бы не ее зоркие глаза, острый слух, а главное, удивительное чутье — никакая хитрость не спасла бы лису от волков и охотничьих собак. Чтобы лягушку поймать, лисе особой хитрости не требуется. И свою главную добычу — мышек – полевок она без всяких уловок находит, ей нос и уши помогают. Мышка пискнет под снегом — лиса тут как тут: мигом разроет снег, почует норку и раскопает ее. Впрочем, хитрой лису, наверное, назвали за другие проделки. Уж очень, ловко она забирается в курятник. То бесшумно устроит подкоп, то лаз в соломенной крыше сделает. Придет утром хозяйка — курицы как ни бывало. Но часто ругали хозяйки рыжую воровку зря: гибкий и проворный хорек тоже большой любитель курятника. А думают на лису: дескать, как она пролезла в такую щель? Вот хитрющая! Медведя в сказках представляют косолапым, неуклюжим, немного глуповатым. Обмануть его, простака, ничего не стоит. Но если и взаправду, то медведь совсем не такой, а, наоборот, умный, ловкий, быстрый, хитрый зверь. Когда крадется за добычей, ни одна веточка не хрустнет под его тяжелыми лапами. А убегает от кого-нибудь — не догнать. Медведь и пловец отменный, и на деревья легко взбирается — полакомиться медом диких пчел. Медведь еще и рыбак. Стоит в реке — караулит. Вдруг как ударит лапой — брызги фонтаном. И рыбка уже бьется на берегу. Хоть медведь и хищник, но охотится редко. С утра до вечера бродит по лесу, ищет чем бы поживиться. Тут корешки выкопает, там муравейник разворотит. Облепят муравьи медвежью лапу, а он их слижет. Особенно любит медведь ягоды. Найдет малинник, заляжет в кусты и прямо с веток обсасывает ягоды, а 'сам даже чмокает и урчит от удовольствия. Если близ леса есть овсяное поле, медведь ночью и туда непременно пожалует: молодой овес для него тоже лакомство. Ещё издавна люди со страхом относились к медведям, и поэтому придумывали ему разные имена, такие как Миша, Михаил, Косолапый, Топтыгин, Потапыч. Даже по имени-отчеству его величали Михаилом Иванычем или Михаилом Потапычем. Настоящее имя медведя – “орктос” (от греческого “арктос”), но т.к. люди очень боялись их, то и придумали ему кличку “медведь”. Популярная энциклопедия “Детям обо всём на свете”. Харьков П.Д.К. Вездесущая кумушка. Лисица — широко распространенный и многочисленный вид семейства собачьих. В нашей стране она встречается почти повсюду — в тундре, лесах, степях, пустынях, горах. Обитает этот зверь и во многих странах Европы и Азии, включая Северную Индию, Индокитай, Южный Китай, а также в Северной Америке. Лисицы, живущие в южных широтах, как правило, помельче, длина их тела редко превышает 60 сантиметров, а хвоста — 30 сантиметров. Мех светлый, обычно желтовато-серого оттенка, негустой и поэтому менее ценный. Лисицы, обитающие в средних широтах или в горах, крупнее, ярче окрашены, и мех у них гуще. На северо-востоке и востоке Сибири, в Северной Америке лисицы очень крупные. Длина их тела достигает 90 сантиметров, хвоста — 60 сантиметров. Мех у них особенно яркий и пушистый. Кроме того, а этих регионах чаще встречаются лисицы более темной окраски, шкурки которых высоко ценятся. Именно в Северной Америке еще в прошлом столетии стали отлавливать черно-бурых лисиц и разводить их в клетках. Вскоре заметили, что темная окраска передается по наследству. Со временем селекционеры научились выводить лисиц с самым разнообразным по цвету мехом. Большой вклад в выведение цветных форм этих и других пушных зверей внесли советские ученые. В природе встречается еще одна лисица — огневка. У нее красно-оранжевый с огненным отливом мех. Если его встряхнуть, создается впечатление, что колышется пламя. Огневки наиболее часто встречаются на Камчатке, реже в Якутии и других северо-восточных регионах Сибири. И совсем редко — в европейской части России. Да и качество шкурок европейских огневок намного ниже, чем у якутских и камчатских. Те на пушных аукционах нередко теснили лучших серебристо-черных своих сородичей. Иногда рождаются чисто белые лисицы — альбиносы. Питается лисица самой разнообразной пищей. Ученые подсчитали, что в меню этого зверя входит около 300 видов животных и несколько десятков видов растений. Лисица поедает почти все, что удается добыть: мелких грызунов, птиц и их яйца, снулую и живую рыбу, амфибий, рептилий и даже крупных насекомых. Охотно ест падаль и особенно трупы зайцев, павших во время мора. Ест фрукты, овощи, ягоды. Любит виноград, спелую малину и землянику. И все же главное в ее меню — мышевидные грызуны. Именно они на 90—95 процентов составляют рацион лисиц, обитающих в окрестностях сел и городов. В этих местах численность лисиц всецело зависит от поголовья мелких грызунов. Наибольший пик их рождаемости повторяется примерно через 3—4 года, соответственно колеблется и численность лисиц. Когда корм обильный, у лисиц бывает 3—6 и даже 8—12 детенышей, а в неблагоприятные годы 1—2. Но даже если пищи много, а подходящих условий для вывода молодняка нет, 30— 40 процентов лисиц остаются холостыми. Нору лисица может рыть сама, по чаще занимает жилища барсука, песца, сурка, даже дикобраза. Реже устраивает гнездо в расщелинах скал и дуплах крупных деревьев, но обязательно в сухих и потаенных местах. Самки еще зимой подыскивают себе подходящие места для вывода молодняка, помечают их и ревностно охраняют. И только в случае гибели владелицы гнездовой участок немедленно занимает другая самка. К лисице, располагающей “квартирой”, в конце зимы присоединяется самец, иногда 2—3 и даже больше. Образуется своеобразная лисья “свадьба”. Но вот гон закончился и “свадьба” распадается. С самкой остается только один самец, наиболее сильный и ловкий — победитель в боях с другими претендентами. Пара сформировалась. Лисицы все чаще и чаще посещают гнездовой участок, приводят его в порядок. Если нора чужая, звери переоборудуют ее на свой лисий лад. Землю, например, они разбрасывают по сторонам и обязательно делают запасной выход, иногда два. Лисята родятся слепыми. Лишь на 10— 12-й день они начинают видеть, у них прорезаются первые зубы. Некоторой самостоятельности они достигают только к трехмесячному возрасту. Все это время мать кормит их молоком, а отец обеспечивает пищей и мать, и детенышей. В конце выводкового периода близ лисьей норы можно найти перья птиц, кости и шерсть зверьков, остатки съеденной лисьим семейством пищи. По мере роста щенков лисица-мать, все дальше и чаще уходит на охоту, нередко ее сопровождают детеныши. К шести месяцам молодняк достигает' величины взрослых зверей, и семьи постепенно распадается. А к началу зимы молодые лисицы и по окраске, и по опушенности не отличаются от взрослых. По поведению старые и молодые лисицы мало чем отличаются, разве что молодые более пугливы и менее опытны в добыче крупной дичи. Если мышей много, то охотятся чаще всего ночью и на зорях. Наевшись, с рассветом уходят в леса, густо заросшие овраги и другие укромные места, где и отдыхают весь день. Если поля и луга, богатые мышевидными грызунами, находятся в нескольких километрах от леса, то многие лисицы, особенно молодые, ложатся на день в лугах, выбрав для этого небольшой бугорок около одиноко стоящего куста. Прежде чем лечь, рыжая много петляет, а иногда делает скачки в сторону, норовя прыгнуть в траву или другое место, где ее след не сразу найдешь. Дойдя до места лежки, лисица сперва сидит как изваяние, внимательно осматривая окружающую местность. Убедившись, что опасности нет, и покрутившись на месте, свернется калачиком и ложится носом к следу, закрыв хвостом брюшко, ноги и даже голову. Через некоторое время поднимет голову, прислушается и вновь оглядит округу. Повторив эту операцию несколько раз, наконец, засыпает. В лесу лисица ложится на полянке, бугорке и тоже с таким расчетом, чтобы у нее был обзор. В годы, когда мышевидных грызунов мало, лисица вынуждена рыскать в поисках корма почти круглые сутки. Когда добычи много, насытившаяся лисица зачастую продолжает охоту ради охоты. Одних животных зарывает тут же в снег, других придушит и бросает. На следующий день к своим кладовым, как правило, не возвращается. Днем отдыхать ложится рано и спит крепко, Другое дело, когда лисица поймает зайца и полностью его не съест. В таких случаях остатки она зарывает в снег, а когда проголодается, вновь приходит к кладовой и доедает. Правда, случается, лисица бросает недоеденного зайца. Но делает она это не потому что не помнит места, где лежит добыча, а потому, что в изобилии находит мышей. В неблагоприятные по кормам зимы лисицы чаще преследуют зайцев и боровую дичь, а некоторые начинают охотиться на белок и делают это искуснейшим образом. Услышав, как зверёк шелушит шишку, лисица тихонько подкрадывается к дереву и терпеливо ждет. Вот белка неловко повернулась, и недогрызенная шишка с шумом упала вниз. Проворный зверек быстро спускается на землю за шишкой и тут же становится добычей рыжей плутовки. В такие годы лисица чаше, чем когда-либо, появляется на помойках, свалках и даже забирается в курятники. Но все это, как говорится, не от хорошей жизни. Привольно живется лисице, когда много мышевидных грызунов. Уничтожая их в огромном количестве, она приносит народному хозяйству немалую пользу. Но самое большое богатство — лисий мех. По охотничьим законам, этот зверь взят под охрану и охота на него разрешается лишь зимой, когда шкурки особенно хороши. Уничтожение лисиц летом, разорение их гнезд и отлов молодняка категорически запрещается. А что касается “грехов” вездесущей кумушки, так это всего лишь капля в море по сравнению с пользой, которую она приносит. К. Ястребов Ж. “Юный натуралист” № 8 1987 г. Вопросы к фильму.
Сделайте вывод, ответив на вопросы. Какова роль лис в природе? На сколько сказочный образ героини соответствует действительности? Словарь по ходу фильма. Красная (рыжая) лиса
Романенко Татьяна Васильевна, учитель биологии Вернуться назад |