Родительское собрание – конкурс
Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, формирует начальное представление о прекрасном. Конкурс "Мы - читающая семья" поможет родителям и детям полюбить книгу и чтение.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Участники:
учащиеся, родители, классный руководитель, библиотекарь, шефы-старшеклассники.
Подготовка:
1. Анкетирование учащихся по вопросам:
– Что ты больше любишь?
А) Читать сам.
Б) Слушать чтение взрослых.
– Как ведут себя родители во время твоего чтения?
А) Хвалят тебя.
Б) Ругают тебя.
– Читают ли в вашей семье книги вслух?
А) Читают.
Б) Не читают.
– Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
А) Да.
Б) Нет.
2. Анкетирование родителей по вопросам:
– Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
А) Любит читать сам.
Б) Слушать чтение взрослых.
– Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
А) Хвалите его.
Б) Ругаете.
– Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
А) Конечно, да.
Б) Нет.
– Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
А) Безусловно, да.
Б) Наверное, нет.
3. Изготавливаются таблички “Солнышко”, “Звездочка”, “Ромашка”, “Снежинка”, “Жюри” и соответствующие этим названиям жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.
4. Классный руководитель, библиотекарь, шефы-старшеклассники готовят задания для конкурса.
5. Разрабатывается проект решения родительского собрания на заседании родительского комитета.
6. Классный руководитель составляет памятки для учащихся и их родителей.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Таблички для групповой работы “Солнышко”, “Звездочка”, “Ромашка”, “Снежинка”, “Жюри” и индивидуальные жетоны.
2. Набор скороговорок: “У осы не усы, а усики”, “Коси коса, пока роса. Коса долой и мы домой”, “Везет Сеня с Саней Соню на санях”, “Бобры добры, бобры бодры”.
3. Набор “сказочных” вещей: телефон, письмо, мыло, полотенце, мячик, красная шапочка, горошина сапог, туфелька.
4. Песочные часы.
5. Памятки для детей и родителей.
6. Грамзапись песни “Маленькая страна”.
7. На доске запись эпиграфа родительского собрания-конкурса: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”.
8. На плакате программа конкурса:
Литературная викторина.
Аукцион пословиц и поговорок о книге и чтении.
Конкурс для родителей “ Продолжи стихотворение”.
Конкурс “ Кто здесь был и что забыл?”.
Поэтический турнир.
Семейное чтение скороговорок.
9. Подарочные книги, дипломы участникам конкурса.
Ход проведения:
1. Классный руководитель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников собрания.
2. Выступление школьного библиотекаря:
- Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания-конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: “Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение”. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке!
Анкетирование, проведенное в нашем классе, указало еще на один тревожный факт - только третья часть семей практикует семейное чтение вслух! А вот назвать книгу, которую прочитал ребенок недавно, смогли лишь семь родителей. Прекрасно, что наши дети любят читать сами! Так давайте поддерживать этот огонек похвалой, а не ругать за чтение. Тогда через несколько лет на вопрос родителей: “ Ну, как книга?”- не последует безразличный ответ: “ Нормально”.
Читайте книги с ребенком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Очень хорошо просматривать с детьми диафильмы, читая текст по очереди. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.
А сегодня мы предлагаем вам дорогие родители и вам ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе “ Мы - читающая семья”. Пока звучит песня “ Маленькая страна”, вам нужно выбрать жетоны и объединиться в группы. Каждая группа занимает свое место за игровыми столами и получает табличку с названием своей команды. Жюри – школьный библиотекарь, родители, шефы-старшеклассники.
3. Старшеклассники открывают конкурс “ Мы – читающая семья”:
К нам пришел, не хмурь лица.
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки!
Учитель объявляет программу конкурса.
Литературная викторина
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(
Три медведя)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, простившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
(
Царевна-лягушка)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит
Это …
(
Доктор Айболит).
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(
Буратино)
На сметане мешен,
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился…
(
Колобок).
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите, как звали ее?
(
Красная шапочка).
Кто говорил такие волшебные слова:
По щучьему веленью, по моему хотенью.
(
Емеля)
Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
Аукцион пословиц о книге и чтении
Классный руководитель:
- Наш русский народ издавна ценил меткое слово, находчивый ум. Так до нашего времени и дошла народная мудрость, выраженная в пословицах и поговорках.
А так как лучший подарок – книга, на нашем аукционе разыгрывается вот эта книга.
Итак, кто последним назовет пословицу о книге, чтении, тот и победит.
Конкурс для родителей “Продолжи стихотворение”
А.Л. Барто
Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение…
(
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения.)
С.Я. Маршак
Глубокоуважаемый!
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый!
Глубокоуважатый!…
(
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить).
К.И. Чуковский
У меня зазвонил телефон…
(
- Кто говорит?
- Слон…)
С.В. Михалков
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал…
(
Дело было вечером,
Делать было нечего).
Конкурс “Кто здесь был и что забыл?”
Каждая команда получает по две вещи и старается в течение двух минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений
- Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);
- Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);
- Иисьмо (“Почта” С. Я. Маршак);
- ячик (“Игрушки” А. Л. Барто);
- Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);
- Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);
- Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);
- Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)
Поэтический турнир
Команды получают задание – сочинить по данным рифмам стихотворные строчки:
читают – дерзают
библиотека – дискотека.
Семейное чтение скороговорок
Участники конкурса соревнуются в семейном чтении скороговорок.
4. Подведение итогов конкурса. Жюри подводит итоги конкурса. Дети и взрослые исполняют с помощью фонограммы песню “Маленькая страна”. Председатель жюри награждает команду – победительницу и всех участников конкурса памятными призами и дипломами.
5. Слово предоставляется детям:
Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете,
Птенец превратиться в птицу,
Такой же как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы
Не знают,
Кем станут,
Кем вырастут дети.
6. Председатель родительского комитета класса зачитывает
решение родительского собрания:
- Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребенком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.
- Каждой семье организовать вечера семейного чтения.
- Включить в круг детского семейного чтения журналы и газеты.
- Систематически посещать городскую библиотеку.
- Помогать ребенку вести читательский дневник.
- Объявить конкурс на лучший читательский дневник. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.
7. Заключительное слово классного руководителя:
“Уважаемые родители и дети!
Закончен конкурс!
Он у нас рассчитан на один лишь час,
С Но вы, читающий народ,
Любите книгу каждый год!
Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране книг”.
Памятки раздаются детям и родителям.
Памятка для родителей:
1. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Памятка для детей.
1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
3. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
4. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.
5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.
7. Помни: хорошая книга – твой лучший друг.
Список использованной литературы
1. Захарова С. Н. Детские праздники. Владимир, 1994.
2. Никитин Ю. С. Спутник досуга. Мн., 1989.
3. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний. М., 2003.
4. Шклярова Т. В. Справочник для начальной школы. М., 1993.
Сергеева Нонна Викторовна, учитель начальных классов
{SL_links}
Вернуться назад
|