Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского26 ноября 2007. Разместил: lessons |
Нетрадиционная форма урока литературного чтения в 1 - 4 кл. Литературная гостиная, посвящённая творчеству К.И.Чуковского. Цели:
Оформление:
Ведущий. Дорогие ребята, гости! Приглашаю Вас в “Литературную гостиную”, посвящённую творчеству Корнея Ивановича Чуковского – сказочника, критика, переводчика, основоположника советской детской литературы. Ученик.
Ведущий. Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов. Далее учитель обращается к портрету К.И.Чуковского. – Высокий рост, длинные руки с большими
кистями, крупные черты лица, большой любопытный
нос, щёточка усов, непослушная прядь волос,
свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и
удивительно лёгкая походка. Такова внешность
Корнея Ивановича Чуковского. К.И.Чуковский жил в
одном из красивейших уголков Подмосковья, в
посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в
небольшом доме. Его знали не только все дети
посёлка, но и все маленькие жители всей нашей
страны, и за её рубежами. Учитель читает вступительную часть к книге Чуковского “ От двух до пяти”. – С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Дети читают наизусть стихотворения “Поросёнок”, “Черепаха”, “Радость”, “Бутерброд”, “Ёжики смеются”. Ведущий. А сейчас послушаем потешки, которые собрал и обработал К.И.Чуковский. Звучат потешки “Вдоль по сахару”, “Акулина”, “Елизар”, “Пожар”.
Ведущий. Корней Иванович Чуковский
отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал
он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за
хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не
тратилось попусту время, сочинял загадки для
детей. Это спасало меня от умственной
праздности!” Дети рассказывают загадки. “Чудесный дом”, “Чудесный паровоз”, “Зубастая загадка”, “Чудесные кони”, “Почему”, “Берегись!”
Ведущий. Детским поэтом и сказочником
Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Так родился на свет “Мойдодыр”. Прослушивание отрывка грамзаписи сказки “Мойдодыр” в исполнении автора.
Ведущий. Стихи Чуковского очень музыкальны.
К сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин
написал оперу. (Опера – это музыкальное
произведение, в котором все поют в сопровождении
оркестра.) Послушаем фрагмент из оперы. Ученица читает наизусть отрывок из сказки “Да здравствует мыло душистое”… – Ребята, вы нарисовали рисунки к сказкам и стихам К.И.Чуковского. Давайте рассмотрим их. (Обращение к выставке рисунков). – Угадайте, к каким произведениям Чуковского ваши рисунки. Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок. Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.
Ведущий. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба. Учащиеся инсценируют отрывок из сказки “Муха-Цокотуха”. Ведущий. К.И.Чуковский вспоминал:
Инсценировка сказки “Айболит”. Ведущий. А сейчас поиграем. У меня в мешке (коробке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:
Инсценировка сказки “Телефон”.
Ведущий (подходит к столу, где дети лепят поделки из пластилина). Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”. Ученики читают по ролям отрывок из сказки “Федорино горе”. Игра – викторина по произведениям К.И.Чуковского. – На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”?
(На
трамвае) Ведущий. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича. Среди всех его героев мы ощущаем присутствие самого автора: “У меня зазвонил телефон” или “я живу в Переделкине. Это недалеко от Москвы. Вместе со мной живёт крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, которого зовут Бибигон. Откуда он пришёл, я не знаю. Он говорит, что свалился с Луны. И я, и мои дети, и внуки - мы очень любим его”. Показ книги “Приключения Бибигона”. Ведущий. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (Показ книг). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:
Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.
Соколова Ольга Владимировна, учитель начальных классов Вернуться назад |