Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика > Научно-исследовательская работа эколого-краеведческой направленности со школьниками Научно-исследовательская работа эколого-краеведческой направленности со школьниками28 ноября 2007. Разместил: lessons |
На наш взгляд, краеугольными камнями, на которых можно строить экологическое образование и воспитание, являются краеведение и туризм. Осуществление взаимосвязи краеведческой и туристической работы наиболее реально в такой форме полевой практики, как экологический лагерь. Здесь удается сочетать отдыхшкольников с изучением окружающей природной среды. Воспитание экологической культуры рассматривается в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование человека экологически грамотного, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию. В школьные годы следует умело сочетать главный труд ребенка – учебу - с отдыхом и походами, путешествиями. В походе и на экскурсиях важно подчеркивать разнообразие красот природы, беседовать о роли в ней человека, о разумном использовании природных богатств и их охране. Результат обязательно будет успешным, а увиденное и услышанное оставит у ребят глубокое впечатление. Многолетний опыт работы по экологическому воспитанию учащихся привел нас к твердому убеждению, что теоретических знаний, полученных на уроках биологии и экологии, недостаточно для формирования экологической культуры школьников. Любовь к природе и знание ее закономерностей тесно связаны друг с другом, что достигается практикой общения с живым миром. В связи с этим мы планируем и проводим летнюю полевую практику учащихся 9–10-х классов, углубленно изучающих биологию. В условиях современной экономической ситуации учитель должен использовать любые возможности для привития детям навыков поведения в природе, умения ценить ее богатства и рационально их использовать . На наш взгляд, краеугольными камнями, на которых можно строить экологическое образование и воспитание, являются краеведение и туризм. Краеведческая работа требует от школьников умения наблюдать и анализировать, способствует активизации их познавательной деятельности. Непосредственное общение с природой сближает ребят, воспитывает у них чувство гордости за красоту родных мест. Полевая практика проводится нами в течение ряда лет в разных уголках Самарской области: в городской черте – Дубовая роща, Ботанический сад; в Национальном парке «Самарская Лука» – Молодецкий курган, Змеиный затон; в памятнике природы Рачейский бор. Объектами исследования являются биогеоценозы охраняемых и антропогенно трансформированных экосистем. Программой практики предусматриваются: изучение структуры различных биогеоценозов, сбор материала для гербария, составление ботанических коллекций плодов, семян, шишек, плодовых тел грибов и др., а также проведение практических работ, связанных с выполнением мероприятий по заданию природоохранных организаций и лесничеств; выполнение индивидуальных экологических заданий учащимися. В программу полевой практики входят экскурсии, цель которых – познакомить с методами геоботанических исследований. Для этого в ходе экскурсий используются различные типы природных комплексов: болото, луга, каменистые степи, бор, хвойные и широколиственные леса, верховые болота и др. Описание объектов осуществляется по следующему плану: дата, географическое положение, размеры пробных площадок, характер рельефа, почва, окружение; особо отмечаются последствия влияния человека; название фитоценоза, ярусность, фенологическое состояние. Осуществление взаимосвязи краеведческой и туристической работы наиболее реально в такой форме полевой практики, как экологический лагерь. В Самарской области с 1992 года ряд школ участвует в деятельности экологического лагеря «Рачейский бор», открытого при организационной и финансовой поддержке Самарского Государственного Комитета экологии и природных ресурсов и Самарского городского Центра детского и юношеского туризма (ЦДЮТур). Лагерь разбивается в живописном сосновом лесу на территории Рачейского лесничества (Сызранский район). Здесь удается сочетать отдых школьников с изучением окружающей природной среды. Этот небольшой по территории участок Самарской области в пределах Рачейского лесничества вместил в себя большое количество уникальных объектов природы, представляющих интерес как для специалистов в геологии, гидрологии, ботанике, географии и экологии, так и для простых людей, интересующихся природой своего края. Это объявленные памятниками природы кварталы Рачейского бора, Рачейской тайги, Семиключья, Мохового, Узилова, Большого и Журавлиного болот, Рачейские Альпы с неповторимыми формами останцов, родники с разной по составу водой. Большую помощь в организации полевой практики в лагере оказывают сотрудники ЦДЮТур, городского Департамента городского хозяйства и экологии, кафедры ботаники Самарского государственного педагогического университета (СамГПУ), отдела образования администрации Советского района г. Самары. При комплектовании экспедиции учитывается заинтересованность детей предметом, их активность и желание участвовать в экспедиции [ 8] . Для большей эффективности работы по экологическому образованию нами составлена программа «Юный эколог», охватывающая все стороны жизни детей в лагере [ 12] . Программа получила высокую оценку специалистов Департамента образования Администрации г. Самары, заняв призовое место на городском конкурсе. Структура программы включает цели и задачи проведения школьной полевой практики, дает экономическое обоснование, указывает сроки проведения практики, использующиеся транспорт и оборудование [ 6] . В ней приводятся режим дня в лагере, инструкции по безопасной жизнедеятельности на стоянке и во время экскурсий. В программе спланированы занятия секций по изучению почв, флоры, фауны и экологического мониторинга окружающей среды, а также массовые мероприятия оздоровительного и развлекательного характера [ 10] . Место проведения полевой биологической практики должно удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых, это условия безопасности, оказания быстрой помощи при незапланированных ситуациях, возможности эвакуации детей. Названные требования могут быть выполнены либо в условиях небольшого удаления от населенного пункта, либо при хорошо налаженной связи. Возможность быстрого вызова врача – непременное условие выбора места для проведения полевой практики. Во-вторых, следует заранее узнать его санитарную безопасность. Для этого нужно связаться с санэпидемстанцией и узнать эпидемиологическую обстановку выбранного района. Режим дня составлен так, чтобы ребята могли и поработать, и хорошо отдохнуть. Работа осуществляется в 3 этапа: 1) выход на маршрут; 2) камеральная обработка данных; 3) самостоятельная работа «Наедине с природой» [ 5] . Юные экологи принимают самое живое участие в массовых мероприятиях. Они осознают, что приносят большую пользу, работая в экологических десантах по прополке саженцев сосны, сбору валежника на лесных делянках, отысканию и оформлению муравейников, сбору лекарственного сырья, очистке родников. Свои наблюдения ребята фиксируют в дневниках. Там помещаются рисунки, схемы, отметки о сделанных фотоснимках, соображения и догадки по поводу полученных фактов. По мере накопления материала учащиеся обрабатывают его, делают выводы. Крайне важно научить школьников работать с литературными источниками: определителями, справочной литературой, популярными изданиями, доступными для их понимания научными книгами, статьями [ 11] . Работа считается законченной, если подготовлен письменный отчет о проведенных исследованиях. Отчет включает в себя краткое введение, небольшую характеристику физико-географических условий, описание методики и объекта исследования, количество проведенных наблюдений или изученных растений (животных), изложение результатов исследовательской работы в природе, выводы. В конце отчета приводится список использованной литературы. Иллюстрации в виде рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм и фотографий даются на соответствующих страницах по ходу изложения материала или в приложении [ 11] . Привлечению детей к научно-исследовательской деятельности уделяется особое внимание. В этом нам помогают преподаватели Самарского государственного педагогического университета. После экспедиций результаты исследований оформляются в виде творческих работ, которые, все без исключения, занимают призовые места на ежегодных научно-практических и научно-творческих конференциях школьников и студентов; более 20 из них опубликованы в сборниках тезисов докладов конференций (25 работ за 1996 – 2004 гг.). Учащиеся, прошедшие школу экологической практики, принимали участие в Городском конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся старших классов по теме охраны и восстановления водных ресурсов (1 место); представляли г. Самару на одноименном Всероссийском конкурсе, где защищали проект «План сохранения и благоустройства родников в районе с. Алакаевка и пос. Вулкан Красноярского района Самарской области» (2 место в одной из номинаций). Но лагерь – это и отдых перед новым учебным годом. Особый колорит вечернему досугу придают игровые формы его организации. Ребята могут проявить свои творческие способности поэтов, художников, фотографов, музыкантов, участвуя в конкурсах – таких, как туристской песни, инсценированной экологической сказки, экологического плаката, организации бивака, приготовления туристских блюд, поделок из природного материала, соревнований по туристскому многоборью, футболу, волейболу и т. д. С помощью ребят в лагере разработан «Кодекс эколога» – своеобразный свод законов, которые обязан соблюдать каждый. Экспедиционная работа закрепляет полученные навыки, формирует представление ученика о реальных связях в биогеоценозах, вырабатывает навыки экологически грамотного поведения в природной обстановке. Подведение итогов работы экологического лагеря проходит на Городском туристско-экологическом слете в торжественной обстановке. В нарядном зале Историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина каждый отряд представляет творческий отчет-инсценировку. Выпускаются газеты, оформляются фотоальбомы, представляются научные работы и видеофильмы. Представители Администрации и экологических организаций г. Самары награждают коллективы учащихся и руководителей, отмечая их большой вклад в сохранение и восстановление природы родного края. Литература:
Старкова Тамара Сергеевна, учитель биологии Вернуться назад |