{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Сочиняем и танцуем кадриль
{LF_links}

Сочиняем и танцуем кадриль


5 декабря 2007. Разместил: lessons
Мастер-класс
Занятие направлено на пробуждение творческой активности образного мышления и воображения. Дети исполняют не только поставленные педагогом танцы, но и, опираясь на полученные знания, сочиняют сами; учатся уважать чужие идеи и отстаивать свои; работают группами, ансамблем.
Цель: Создание атмосферы творческого взаимодействия учащихся и педагога при реализации собственных танцевальных замыслов.

Задачи:

  1. Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.
  2. Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.
  3. Развить коммуникативные навыки, образное мышление при создании и постановке своих замыслов.

План занятия:

  1. Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.
  2. Разминка.
  3. Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.
  4. “Круговая кадриль”. Исполнение. Разучивание танца с гостями.
  5. “Угловая кадриль”. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога третьей фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.
  6. Итоговая беседа.

Ход занятия:

  1. Звучит мелодия русской народной песни “Утушка луговая”. Дети входят в класс переменным шагом, перестраиваются в линии по четыре человека, образуя рисунок танца “коробочка”. Исполняется русский праздничный поклон.
    Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с ребятами проведём мастер- класс для наших гостей, расскажем об одном из видов русского танца – кадрили, научим танцевать вас и попробуем себя в качестве балетмейстера.
  2. Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в кадрилях (притопы, дроби, хлопушки, присядка, “ковырялочка”.) Задача разминки - разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.
  3. Ученик: – Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Мы расскажем о кадрили. Кадриль - задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа. Кадрили по форме построения бывают круговыми и квадратными (угловыми). Круговые кадрили исполняются по кругу.
  4. Звучит мелодия русской народной песни “Подгорная”. Дети исполняют круговую кадриль, затем приглашают гостей, присутствующих на мастер-классе разучить и исполнить танец вместе. (Приложение 1 см. ниже).
  5. Ученик: - Мы с вами станцевали круговую кадриль, но есть кадрили с угловой формой построения, как правило, исполняются четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Кадриль делится на фигуры, которые могут иметь различные названия: “Задорная”, “Проходочка”, “Девки нарасхват”, “Дробить” и др. Основные рисунки танца в кадрили: “Звездочка”, “Воротца”, “Прочёс”, “Уголки”. Фигуры отделяются друг от друга паузами, выкриками, дробями, взмахом платка и т.д.

Педагог: Мы исполним для вас первую, вторую и четвёртую фигуры угловой кадрили, а третью фигуру сочиним (разделившись на подгруппы) с вами.(Приложение № 2 см. ниже).

– Звучит мелодия русской народной песни “На горе-то калина”. Исполняется первая фигура - “Знакомство”.

– Звучит мелодия русской народной песни “Ой, мамка, я Ваньку люблю”. Исполняется вторая фигура - “Прогулочка”.

– Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется четвёртая фигура - “Прощальная”.

Педагог: Предлагаю работу по группам – сочинить третью фигуру кадрили на мелодию “Барыня”. Фигура называется “Задорная”.

Дети и гости работают в группах. Звучит мелодия русской народной песни “Барыня”. Исполняются варианты сочинений. Интересный вариант разучивается всей группой. В заключении исполняется весь танец.

  1. Педагог: На данном занятии мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца кадриль, а также формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, побывали в роли постановщика танца, проявили творчество и воображение в создании своих собственных замыслов, поделились знаниями с нашими гостями. На этом наш мастер-класс закончен.

Приложение 1.

Круговая кадриль.

Пляска- кадриль исполняется под мелодию “Подгорной”. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется парами по кругу, с последующим переходом партнёрши к другому партнёру. Исходное положение: Пары стоят по кругу, лицом по ходу движения. Правые руки подняты вверх и соединены. Левые руки открыты в сторону и соединены

1-4 такты. Все участники движутся вперёд по кругу, исполняя два простых шага с каблука и тройной притоп, начиная справой ноги, затем то же самое с левой ноги.

5-8 такты. Возвращаются назад спиной на своё место, исполняя тот же шаг.

9-12 такты. Исполнители меняются местами, руки не рассоединяют, а лишь меняют их положение. Девочки шагают с левой ноги - два шага, тройной притоп, затем возвращаются с правой ноги на своё место. Мальчики одновременно исполняют движение с правой ноги.

13-16такты. Мальчики делают соскок по второй позиции, девочки обходят мальчиков простым шагом, держась левой рукой за правую руку партнёра.

17-24 такты. Исполнители разворачиваются друг к другу лицом, мальчики спиной в круг. Хлопают в ладоши.

25-32 такты. Исполнители вращаются в парах, и партнёрша переходит к другому партнёру, стоящему следующим по кругу.

Танец повторяется несколько раз.

Приложение 2.

Угловая кадриль.

  1. Фигура. “Знакомство”. Исполняется мелодия песни “На горе-то, калина”. Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики справой стороны от зрителя, девочки – с левой. Участвуют четыре пары.

Исполнители линией идут к центру класса, здороваются правыми руками мальчик с девочкой, затем вращаются в парах и парами расходятся по углам класса.

В фигуре используются простой шаг с каблука и тройной притоп

  1. Фигура. “Прогулочка”. Звучит мелодия “Ой мамка, я Ваньку люблю”.

Танцующие парами идут по кругу, исполняя четыре простых шага и тройной притоп. Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в одну и в другую стороны. Затем парами сходятся в центр круга и расходятся на свои места.

  1. Фигура. “Прощальная”. Звучит мелодия песни “Ах, вы сени, мои сени”.

Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса, исполняют вращение в парах, затем поднимают руки, образуя воротца. Через “ручеёк” проходит четвёртая пара, и партнёры расходятся по разным сторонам – прощаются. Затем прощается третья, вторая пары. Последними уходят танцоры первой пары.


Туманова Елена Александровна



{SL_links}

Вернуться назад