{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Методики > Интегративная модель ученического самоуправления
{LF_links}

Интегративная модель ученического самоуправления


6 декабря 2007. Разместил: lessons
Ученическое самоуправление формировалось в три этапа: 1. Этап воздействия: личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активы, возникает на основе народной культуры детское движение "Возрождение". 2. Этап взаимодействия: пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления, возникновение на основе детского движения Возрождение" детской подростковой организации "Русичи". 3. Этап соразвития: ориентация на личность, создание интегративной модели самоуправления.
Перемены в общественной жизни страны подтолкнули педагогический коллектив нашей школы обратиться к проверенному практикой средству воспитания - ученическому самоуправлению, взяв на вооружение современный позитивный опыт. Одной из самых важных проблем развития государственно-общественного характера управления является развитие самоуправленческих ученических структур.

Школьное самоуправление находится в состоянии непрерывного развития. Учебно-воспитательный процесс эволюционировал от воздействия на обучающихся к взаимодействию с ними и их развитию.

На протяжении последних десяти лет в школе апробировано несколько моделей самоуправления обучающихся. Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формировалось в три этапа:

  1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активы, на основе народной культуры возникает детское движение “Возрождение”).
  2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления, возникновение на основе детского движения “Возрождение” детской подростковой организации “Русичи”).
  3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно было вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникла необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирался новый актив школы и актив класса. Дети сами определяли себе лидеров. Обучающимся был предложен широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы был разработан план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводились заседания актива, где обсуждались вопросы школьной жизни, разрабатывались школьные мероприятия, анализировалась проведенная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводилась учеба актива школы по следующим направлениям:

  1. “Вожатый - это звучит гордо” (знакомство с существующими детскими движениями и организациями).
  2. Новые формы воспитательной работы в соответствии с различными видами деятельности - познавательной, художественной, трудовой, общественной, спортивно - оздоровительной.
  3. “Игра - дело серьезное” (знакомство с различными видами игр: развлекательными, спортивными, народными, детскими, семейными).

Полученные сведения обучающиеся успешно использовали в своих ученических коллективах.

На основе уроков народной культуры в школе сложились традиции проживания русских народных праздников. Образовался фольклорный коллектив. В “Мастерской народных ремесел” ребята получили возможность изучать древние ремесла. При мастерской был создан кукольный театр “Петрушка”. Сложился коллектив детей, объединенный общими интересами. Это послужило основой для создания детского движения “Возрождение”. Ребята назвали себя “Русичами”.

Наблюдался подъем общественной активности. Ребята стремились как-то разнообразить школьную жизнь. Такому подъему способствовала также учеба актива “Белые ночи”, ежегодно проводимая Управлением образования Новокузнецкого района на территории пионерского лагеря нашего поселка в летнее время. Представители школ всего района имели возможность не только хорошо отдохнуть, но и обогатиться новыми интересными идеями, которые понадобились им для дальнейшей работы.

На этапе взаимодействия осуществлялось пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникла необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление.

Движение “Возрождение” переросло в детскую подростковую организацию “Русичи” и стало делом не только мастерской, но и всей школы. В начале 2000-2001 года прошла презентация ДПО “Русичи” и торжественный прием новых членов организации. Ребята представили названия своих отрядов, эмблемы, отрядные песни, поделились своими планами, определили направления в коллективных научно - творческих работах. Утвердили новый Устав - форма правления в организации: соуправление с последующим самоуправлением.

Этап взаимодействия оказался наиболее продолжительным, так как требовал планомерной и сплоченной работы всех звеньев общей цепи школьного самоуправления.

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная интегративная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Стадия становления детской подростковой организации “Русичи” продолжается. Изучены работы видных педагогов нашего времени и сделаны выводы из ошибок и успехов предыдущего опыта, разработан новый Устав. В основе Устава главным является ребенок, как подрастающий, активный, инициативный, творческий, сознательный гражданин своего Отечества, любящий Родину, уважающий культуру всех народов, живущих на планете Земля.

Именно гражданское становление ребенка, раскрытие его талантов, способностей, реализация потребностей в творчестве, романтической жизни, дружбе, познания мира, а также защита прав каждого ребенка - вот принципиальная позиция, которой мы следуем. В процессе дальнейшей работы структура школьного самоуправления будет совершенствоваться в соответствии с общими задачами личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании: развитие личных способностей учащихся, раскрытие природного дара растущего человека.

Перечень основных нормативных документов, регулирующих функционирование интегративной модели ученического самоуправления:

  1. Положение о Большом Совете школы.
  2. Положение о Совете обучающихся.
  3. Положение о Совете старшеклассников.
  4. Положение о деятельности Совета старшеклассников.
  5. Положение о выборах в классные и ученические органы самоуправления.
  6. Положение о деятельности классных органов ученического самоуправления.
  7. Положение о детской подростковой организации “Русичи”.
  8. Положение о деятельности Большого сбора.
  9. Положение о Совете дружин “Русичи”.
  10. Положение о деятельности Совета дружин “Русичи”.
  11. Положение о деятельности отрядов.
  12. Положение о членстве в детской подростковой организации “Русичи”.

Описание структурных компонентов

A. Общая схема “Структура школьного самоуправления”.

1 уровень - школьное самоуправление - Большой совет школы. Этот орган состоит из представителей самоуправляемых коллективов:

  1. ученического (в Совет обучающихся входят ребята Совета старшеклассников и Совета дружин детской организации “Русичи”);
  2. педагогического (администрации школы и педагогического коллектива);
  3. родительского (членов общешкольного родительского комитета).

2 уровень - уровень ученического самоуправления.

Основными звеньями ученического самоуправления являются Совет старшеклассников и Совет дружин детской организации “Русичи”. Работа Совета старшеклассников ведется по следующим направлениям (секторам): спортивный, информационный, санитарный, учебный, культмассовый. В состав Совета старшеклассников входят: председатель, секретарь и представители 8-11 классов, работающих по секторам, а также главы классов и председатель Совета дружин детской организации “Русичи” (описание взаимодействия стуктурных компонентов детской организации “Русичи” см. ниже).

3 уровень - уровень классного ученического самоуправления.

Совет классного коллектива (глава и организаторы дел: по учебе и науке, по спорту, по искусству и культуре, по труду, по информации и печати) помогает классному руководителю в организации жизни классного коллектива.

Б. Схема взаимосвязи структурных компонентов детской подростковой организации “Русичи”.

2 уровень - уровень ученического самоуправления.

  1. Большой сбор Русичей - главный орган самоуправления детской организации “Русичи”, который входит в состав и подчиняется:
    • Объединению детских организаций Новокузнецкого района “Свет”.
    • Большому Совету школы.

    В состав Большого Сбора Русичей входит:Дружина Русичи, объединяющая в своем составе отряды - ребята с 1 по 8 классы.

  2. Совет дружин Русичи - исполнительный орган Большого сбора Русичей.

    Совет дружины Русичи возглавляет Председатель совета дружины.

    Совет дружины Русичи сотрудничает с Советом старшеклассников.

    Совет дружины Русичи осуществляет свою работу через министерства:

    1. Министерство по информации и печати.

    2. Министерство по учебе и науке.

    3. Министерство по искусству и культуре.

    4. Министерство по спорту.

    5. Комитет по труду.

3 уровень классного ученического самоуправления

  1. Отряд-класс - входит в состав Совета дружин “Русичи”.

    Совет отряда - организует и направляет всю учебную и общественную работу в классе.

    Актив класса - исполнительный орган Совета отряда.

    В Актив класса входят глава и организаторы:

    1) По информации и печати;

    2) По труду;

    3) По учебе и науке;

    4) По искусству и культуре;

    5) По спорту.

Описание форм и методов работы органов ученического самоуправления в процессе их деятельности

Ученическое самоуправление - составная часть управленческого процесса школы, представляющая собой деятельность обучающихся, способствующая успешной жизни школы и саморазвитию личности в ней.

Идея - формирование опыта самоуправления деятельности человека.

Цель - формирование творчески активной личности, готовой к адаптации в обществе.

Принципы:

  1. Личностной и социальной значимости;
  2. Грмонического сочетания коллективных и личных интересов в работе;
  3. Добровольности участия;
  4. Гласности в работе;
  5. Развития способностей.

Содержание деятельности:

  • учеба;
  • труд;
  • досуг;
  • здоровый образ жизни;
  • правопорядок;
  • информационная деятельность;
  • социализация.

Этапы:

  1. Информированность о возможностях;
  2. Формирование мотивации;
  3. Организация деятельности;
  4. Осуществление деятельности;
  5. Анализ;
  6. Подведение итогов.

Формы:

  • советы;
  • комитеты и министерства;
  • сектора;
  • сборы и собрания.

Методы:

  • вовлечение;
  • организация деятельности;
  • стимулирование;
  • сотрудничество;
  • анализ.

Результат - личность свободная, гуманная, духовно богатая, творчески и социально активная, мобильная в условиях современности.


Тырина Анжела Григорьевна, замдиректора по воспитательной работе
Старцева Алла Викторовна, педагог дополнительного образования



{SL_links}

Вернуться назад