{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Посвящение в химики
{LF_links}

Посвящение в химики


10 декабря 2007. Разместил: lessons
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов
Внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной декады. Конкурсная программа, занимательные опыты, интереснейшая сценка, загадки, стихи и ода, посвященная химии и все это в сопровождении ведущих вечера, говорящих на русском и английском языках.
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.

Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.

Реактивы: вода, спирт, фенолфталеин, NaOH, HCl (р-р) и (конц.),H2SO4 (конц.), сульфат железа (lll), гексацианоферрат калия (lll), CoCl2*6H2O, KМnO4, FeCl3, KCNS, дихромат аммония, аммиачная селитра, нашатырный спирт.

Ход вечера:

Звучит музыка, выходят 2 ведущих (учащиеся старших классов).

1 ведущий: Другого ничего в природе нет
                   Ни здесь, ни там в космических глубинах.
                   Все - от песчинок малых - до планет
                   Из элементов состоит единых.

2 ведущий: Как формула, как график трудовой,
                   Строй менделеевской системы строгой,
                   Вокруг тебя творится мир живой,
                   Входи в него, вдыхай, руками трогай.

1 ведущий: И будь ты русским, нации другой-
                   Без химии не проживешь и дня ты.
                   Да и английский каждый день с тобой
                  И в школе, и в Хинганском у пернатых.

(Речь идет о Хинганском государственном природном заповеднике, расположенном на территории нашего района, одной из охраняемых жемчужин которого является японский журавль. Зарубежные делегации в нем - далеко не редкость.)

2 ведущий: Там конференции идут на языке,
                   Английском, разумеется, с порога.
                   Америка от нас хоть вдалеке,
                   Но журавлям существенна подмога.

1 ведущий: Поэтому английский надо знать
                   Как химию, как ряд других предметов.
                   Во все процессы, в тонкости вникать,
                   Важней, пожалуй, этой цели нету.

2 ведущий: И в доказательство того, что сей язык
                   Для вас понятным стал и очень близким
                   Наш вечер мы сегодня поведем
                   На языках двух - русском и английском.

1 ведущий: Good evening, dear friends!

2 ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!

1 ведущий: We are glad to greet you at our contest to have become traditional in our school - «Initiation of the eighth formers into chemists».

2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на конкурсе, ставшем уже традиционным в нашей школе - «Посвящение восьмиклассников в химики».

1 ведущий: The participants of the contest will have to show all their abilities in front of you.

2 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности.

1 ведущий: And all these talents will be assessed by the jury, which is strict and just, and of course, by you, audience.

2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов конечно же будете вы - дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам . . . . .

1 ведущий: And now meet our participants, so smart, beautiful, charming and quick - witted. Let’s greet them, please!

2 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами. Давайте поприветствуем их. Встречайте умных, красивых, обаятельных и находчивых участников . . . . .

(На сцену поднимаются команды 8-ых классов).

1 ведущий: So, let’s begin.

2 ведущий: Итак, мы начинаем…

Конкурсы.

  • О каком веществе идет речь?

На суку сидит сова,
Выдыхает СО2.
                   (углекислый газ).

Сапоги мои того,
Пропускают Н2О.
                   (вода).

NaCl - его все знают,
В магазине покупают,
Без него не сваришь ужин -
В малых дозах в блюдах нужен.
                   (поваренная соль).

Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире,
С рожденья ребенок любой с ним знаком,
Едва лишь покинет он с мамой роддом,
Его искупают в ванночке с ним,
Ведь он для дезинфекции незаменим.
                   (перманганат калия - «марганцовка»).

Что за чудо посмотри -
Этот СаСО3.
По доске он проезжает,
За собой след оставляет.
                   (мел).

Если нет у вас для теста
Разрыхлителя, вы вместо -
NaHCO3
Положите в пироги.
                   (питьевая сода).

  • Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:

Не все то аурум, что блестит.
(Не все то золото, что блестит).

Белый, как карбонат кальция.
(Белый как мел).

Куй феррум, пока горячо.
(Куй железо, пока горячо).

Слово - аргентум, а молчание - аурум.
(Слово - серебро, а молчание - золото).

Купрумного гроша не стоит.
(Медного гроша не стоит).

Стойкий станумный солдатик.
(Стойкий оловянный солдатик).

С тех пор много Н2О утекло.
(С тех пор много воды утекло).

Тяжелые плюмбумные тучи.
(Тяжелые свинцовые тучи).

  • Чайнворд «Химические элементы».
    (заполняется по кругу, по часовой стрелке).

Ответы:

  1. Вольфрам.
  2. Марганец.
  3. Цинк.
  4. Купрум.
  5. Мышьяк.
  6. Кремний.
  7. Йод.
  8. Дальтон.
  9. Неон.
  10. Натрий.
  • Химическое оборудование.

Командам предлагается назвать следующую химическую посуду и лабораторное оборудование, а также рассказать об их предназначении:

а). Пробирка, плоскодонная колба, пробиркодержатель, тигельные щипцы.

б). Штатив для пробирок, коническая колба, мензурка, фарфоровая ступка с пестиком.

  • Экзамен по технике безопасности.

Командам предлагается правильно выполнить следующие действия:

а). Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия.
б). Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.

  • Химические уравнения.

Командам предлагается расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций:

Крестики - нолики.

Командам предлагается зачеркнуть: а). металлы, б). неметаллы в соответствующих квадратах:

  • Подведение итогов.

Пока жюри подводит итоги, старшеклассники демонстрируют занимательные опыты.

1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика. (Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его ученик и ведущие вечера).

Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).

2 ведущий: Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.

1 ведущий: Так я вам и поверил!

Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).

Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.

2 ведущий: Да, действительно, даже вином пахнет.

Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)

Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.

Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья… А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).

Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2

Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!

1 ведущий: Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной палочки вы можете добыть огонь.

Алхимик: Что ж, нет ничего проще. (Обращаясь к ученику.) Принеси-ка мне что-нибудь зажечь (Приносят спиртовку. Алхимик незаметно касается палочкой смеси, состоящей из сухого KМnO4 и конц. H2SO4, а потом, делая несколько пассов над спиртовкой, касается ею фитиля - спиртовка зажигается. Можно потушить спиртовку колпачком и снова зажечь палочкой.)

2 ведущий: Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас больше всего интересует совсем другое. Мы решили побеспокоить вас, доктор, чтобы…(Его перебивает первый ведущий).

1 ведущий: Чтобы узнать, действительно ли алхимики могут делать золото. Мы читали об этом, но очень сомневаемся, что такое возможно.

Алхимик: И тем не менее, друзья, это возможно. Вы видите перед собой человека, который всю свою жизнь посвятил тайне приготовления золота. Я, доктор алхимии Магнус, потомок великого Альберта Магнуса. Я умею делать золото.

2 ведущий: Покажите нам, пожалуйста, так хочется посмотреть. Мы никому не расскажем.

Алхимик: Это совершенно невозможно, друзья мои. Тайна эта столь велика, что я могу сказать об этом только моему ученику, и то перед самой своей смертью. Правда, я могу показать вам само золото, не открывая секрета его приготовления. (Обращается к своему ученику). Принеси, друг мой, сюда сосуд с полученным мною золотом. (Ученик приносит большую колбу, в которой находятся искрящиеся кристаллы иодида свинца, полученного в ходе реакции:

Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3

1 ведущий: Дорогой доктор алхимии, разрешите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь.

По желанию можно показать и другие занимательные опыты, например:

  1. «Волшебные цветы».
  2. Бумажные цветы, изготовленные из белой гофрированной бумаги, заранее смачивают раствором фенолфталеина. После произнесения «волшебной фразы», их обрызгивают из пульверизатора раствором щелочи, в результате чего цветы приобретают малиновую окраску.

  3. «Тайнопись».
  4. а). Надпись заранее выполняем на бумаге фенолфталеином, проявляем щелочью из пульверизатора или ватным тампоном, смоченным ею же.

    б). Надпись выполняем конц. серной кислотой на фильтровальной бумаге. Подержав такую надпись над горящей спиртовкой, обнаруживаем, что все буквы обугливаются и выпадают.

    в). Надпись выполняется сульфатом железа (lll) - проявляем раствором гексацианоферрата калия (lll).

    г). Надпись выполняем раствором CoCl2 * 6Н2О. При нагревании надпись проявляется и становится синего цвета. Подержав такую надпись над кипящей водой наблюдаем ее исчезновение.

  5. «Искры внутри жидкости».
  6. В химический стакан наливаем этиловый спирт, затем аккуратно по стеклянной палочке вливаем конц. серную кислоту (жидкости не должны смешиваться), всыпаем кристаллический перманганат калия. На границе раздела жидкостей наблюдаем искры.

  7. «Оперируем без боли…»
  8. Вызываем желающего из зала. «Обрабатываем» руку раствором хлорида железа (lll), проводим по руке ножом, предварительно смоченным в растворе роданида калия - «кровь» струйкой стекает по руке.

  9. «Несгораемый платок».
  10. Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под инструментальную музыку.

  11. «Вулкан».
  12. Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).

  13. «Дым без огня».
  14. Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

  15. «Эндотермическая реакция».
  16. Раствор нитрата аммония (1:1) в химическом стакане устанавливаем на мокрую гладкую поверхность демонстрационного стола, столика, листового стекла и т.д. Через некоторое время стакан примерзает к данной поверхности.

Жюри подводит итоги конкурса.

1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, вы должны дать клятву.

2 ведущий: Повторяйте за мной: мы, ученики восьмого класса, торжественно клянемся быть внимательными на уроках химии, строго соблюдать правила техники безопасности, всегда выполнять домашние задания и на все вопросы всегда находить ответы. Клянемся! Клянемся! Клянемся!

В заключение вечера все учащиеся поют «Оду химии».

«Ода химии».
(исполняется на мотив известной в 80 годах песни «Али-баба»).

Даже в праздник учил свой любимый предмет. О, химия!
И законы зубрил, и себя не щадил. О, химия!
Реактивы сливал и задачи решал. О, химия!
И во сне каждый день ты являлась как тень. О, химия!

Припев:

Снится гелий и азот, молибден и водород.
Сера, медь и углерод, серебро и кислород.
О-о, о-о, о-о, о-о.

После взрывов носил весь в заплатах халат. О, химия!
Острый запах вдыхал и в дыму выживал. О, химия!
То, что сам вытворял, в школе все показал. О, химия!
На уроках всех спал, о тебе вспоминал. О, химия!

Припев:

И во сне и наяву только химией живу.
Тебе песню я пою, больше всех тебя люблю.
О-о, о-о, о-о, о-о.

Список использованной литературы:

  1. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская «Предметные недели в школе: химия, физика.», издательство «Учитель», Волгоград, 2001 г.
  2. С.А. Харлакевич «Посвящение в химики»//химия в школе № 6/2002 г., стр. 76-79.
  3. Б. Щипачев, отрывок стихотворения . . .

Филинова Ирина Павловна, учитель химии, биологии, экологии;
руководитель школьного МО учителей химии, экологии, биологии, географии



{SL_links}

Вернуться назад