Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Роль и место межпредметных связей на современном этапе обучения иностранному языку
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание, Методики > Роль и место межпредметных связей на современном этапе обучения иностранному языку
{LF_links}

Роль и место межпредметных связей на современном этапе обучения иностранному языку


13 декабря 2007. Разместил: lessons
В работе показана взаимосвязь иностранного языка с другими учебными дисциплинам и пути её реализации через общность знаний и через общность умений. Межпредметные связи дают возможность связать все знания, получаемые по различным учебным предметам и фоновые знания в единую систему. Урок "Они защищали Родину" является одним из примеров реализации межпредметных связей. Знания, полученные на уроках истории, права, краеведения, литературы, информация из СМИ учащиеся реализовали в дискуссии средствами ИЯ. Кроме того, были использованы такие межпредметные умения, как умение устанавливать причинно-следственные связи между фактами, событиями, процессами и способы их формирования - анализ, сравнение, обобщение, актуализация. Музыка не только усилила общий эмоциональный фон, но и способствовала продуцированию собственного высказывания и помогала формулировать выводы. Урок согласуется с современной точкой зрения на необходимость не только приобретать практические умения, но и развивать потребность учиться самостоятельно добывать знания, воспитывать самостоятельную познавательную активность.
Особенностью иностранного языка, как учебной дисциплины является то, что он по определению И.А. Зимней “беспредметен”. Он изучается как средство общения, а тематика речи привносится извне. Иностранный язык открыт для использования содержания из различных областей знаний.

Взаимосвязи с другими учебными дисциплинами разнообразны и многофункциональны. Пути реализации – совершенствование плана учебного предмета и его процессуальной стороны. Первое направление связано с расширением предметно-содержательного плана за счёт обогащения экстралингвистической информацией.

Перспективы его использования – это увеличение универсальной фактологической информации и усиление страноведческого аспекта за счёт более широкого использования информации о стране изучаемого языка. Кроме того, современная эпоха диалога культур предоставляет возможность обратиться к общечеловеческим ценностям. Синтез знаний получаемых в школе происходит в процессе исследования таких фундаментальных объектов познания как окружающий мир, общество, человек, язык. Темы, в рамках которых происходит овладение иноязычным коммуникативным умением, в основном сводится к этим объектам.

Второе направление, которое характеризует процессуальную сторону, предполагает совершенствование общеучебных умений работы с информацией и формирование на её основе специальных межпредметных умений: устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями, процессами; овладевать приёмами сравнения, анализа, обобщения, систематизации, синтеза, актуализации. Овладение этими приёмами и позволяет осуществлять взаимосвязи ИЯ с другими предметами. Оба направления межпредметных связей в обучении иноязычному общению через общность знаний и общность умений не функционируют изолированно друг от друга.

Основное значение межпредметных связей состоит в том, что они дают возможность увязать в единую систему все знания, получаемые по различным учебным дисциплинам, а также получать новые знания на основе этих связей.

На уроках ИЯ используются знания, полученные на уроках русского языка, литературы, истории, физики, экологии, экономики и предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Связь с преподаванием географии, экологии, экономики в основном параллельного и перспективного характера; связи с историей – ретроспективного; литературы и физики – параллельного и ретроспективного характера. В центре внимания ИЯ, русского языка, литературы, истории, географии других находятся умения работать с источниками информации. Необходимо учить детей умению извлекать и применять на уроках ИЯ информацию, полученную при изучении данных предметов, а на них использовать информацию, полученную на уроках ИЯ. Это отвечает требованиям психологов о необходимости формирования внутри самой учебной деятельности ориентации учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания.

Дети воспринимают мир целостно. Для ребенка естественно по-разному называть один и тот же предмет или явление, сопроводить движение в такт словами, изобретенными им самим или иностранными.

Целью предметов художественно – эстетического цикла является развитие детей в процессе художественной, музыкальной, трудовой деятельности. Деятельное образование развивает ребенка средствами музыки чувств, ощущений, эмоций, движения, изображения. Оно является специфическим языком общения с миром. ИЯ тоже учит общению, только вербальными средствами. И порой трудно предусмотреть, какой из предлагаемых ребенку языков общения с миром окажется наиболее близким и понятным ему. Объединение усилий этих предметов с ИЯ взаимно обогащает их, затрагивает такие струны, которые наиболее чутко откликаются на то или иное эмоциональное воздействие.

На своих уроках я обращаюсь к различным предметам, чтобы сделать их эмоционально насыщенными, поставить ученика перед близкой ему проблемой, заставить самостоятельно размышлять, формулировать вывод. Такие уроки помогают ученикам не просто строить для себя общую картину мира, но и вырабатывать собственное отношение ко всему, что они знают и видят; способствуют развитию вкуса к логическому упорядочиванию и систематизации, к поиску закономерностей, ориентировки в материале, к теоретическим обобщениям. Причем общение удовлетворяет собственную потребность в деятельности, в ней они находят доказательство своей социальной и человеческой ценности. А важнейшим объектом общения является человек, собственное Я.

На уроках ИЯ я активно использую межпредметные связи с литературой, русским языком (опора на родной язык при изучении грамматических явлений). Мы подготовили интегрированный урок совместно с учителями русского, немецкого и английского языка по теме “Этимология слов. Заимствования. Интернациональные слова”. Не менее интересны связи с географией, историей, экологией. Общепланетарность экологических проблем создает основу для общения. Этот выбор обусловлен актуальностью и общественной значимостью экологического движения в мире и непосредственного участия в нем детей. Биология, физика также находят свое отражение на современном уроке ИЯ. Музыка и изобразительное искусство способствуют усвоению материала благодаря своему эмоциональному воздействию. При изучении темы “Черты характера” я подготовила обобщающий урок “Дорога к себе. Дорога к другим”. Через музыку и возможности изобразительного искусства были представлены разные “образы” общения, задействованы философские категории добра и зла. Дети прослушали два музыкальных фрагмента: один – тревожный, предупреждающий о грядущей опасности, динамичный; второй – спокойный, нежный, оптимистичный. Затем подобрали вербальное описание фрагментов, объяснили своё понимание, свои ощущения, после этого средствами ИЗО воплотили своё видение двух разных дорог, двух разных способов общения. Ребятам предстояло уже языковыми средствами объяснить разницу между этими дорогами, определить какой дорогой идем мы в своём классе и найти тропинки к правильному пути, к правильному способу общения. Итогом урока стали “Steps to Happiness”

Наш город Городец Нижегородской области – один из древнейших городов России. Он имеет почти 9-вековую историю, уникальную архитектуру и ремесла древних мастеров. Поэтому краеведение дает богатый материал для использования его на уроках ИЯ. Мы со старшеклассниками разрабатываем экскурсии на английском языке, составляем описание городецких ремесел резьбы по дереву, городецкой росписи, иконописи. Такие уроки способствуют формированию чувства любви к родному краю, гордости за его славное прошлое и желание сделать свой город достойным памяти славных предков.

Еще одна важная тема, подготовка к празднованию Дня Победы. Мне хотелось бы поделиться опытом проведения такого мероприятия (уроком его назвать можно условно). Его проведению предшествовала большая подготовительная работа. Занятие было проведено в рамках изучения темы “Традиции. Праздники” и посвящено “Дню Защитника Отечества”. Мы перелистали славные страницы истории Русской Армии. Занятие было спланировано в форме дискуссии, в которой учитель и ученики общались на равных. Активизировались фоновые знания учащихся, знания, которые они получили на уроках истории и краеведения. Рефреном звучала песня А. Шершеня “ Офицеры России”, наполненная глубоким патриотическим смыслом. Песня звучала на русском языке, она прославляет честь и верность присяге от витязей русских и потомков Петра до генерала седого и лейтенанта юнца. В свих высказываниях ученики обращаются к содержанию песни, которое помогает полнее раскрыть тему занятия. Мы открыли обсуждение поиском ответа на вопрос, что такое армия для каждого из нас. Дети дали свою характеристику Отечественной, Афганской и Чеченской войне; говорили об участии городчан в каждой из них – а это, помимо исторического, целый пласт краеведческого материала, который нужно было ещё правильно оформить в языковом плане. Порадовало то, что восьмиклассники использовали информацию, полученную из СМИ о судьбе семьи нашего президента В. Путина в блокадном Ленинграде; девочки, написавшей свой знаменитый “блокадный дневник” и вывезенную из Ленинграда в небольшой городок Шатки, Нижегородской области, где она, к сожалению погиба. Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Дети провели исследования семейных архивов: их прадедушки и прабабушки сражались на фронтах Отечественной; отцы и деды воевали в Афганистане; братья вели бои с боевиками в Чечне. Чтобы подготовить самостоятельное речевое высказывание им пришлось обращаться к различным видам словарей, справочной литературе, пользоваться компьютером, извлекать информацию из телепередач. У них появилась реальная потребность выразить собственные мысли, сформулировать собственные выводы, А значит и коммуникативная мотивация, позволяющая принять активное участие в общении. И пусть были ошибки, главное, что общий эмоциональный настрой не оставил равнодушных. Замечательные стихи К. Симонова “Жди меня” звучали на английском языке в исполнении ученика на фоне песни группы “Каскад”: “ …Я вернусь к тебе, я вернусь; потому что ты ждешь меня”. И в заключении ещё раз вернулись к эпиграфу занятия, словам Б. Франклина о том, что не бывает хорошей войны и худого мира.

Таким образом, на занятии история, краеведение, литература, музыка и, конечно языковые средства английского языка были подчинены одной задаче – воспитанию чувства гордости за Российскую Армию, созданию атмосферы причасности каждого к ее славной истории. Полный вариант занятия прилагается.

На одном ИЯ уроке задействованы различные предметы и это естественно, поскольку дети воспринимают мир целостно. Межпредметные связи помогают ребенку сохранить это ощущение единства и уникальности мира, к которому с годами мы приходим опять.

План урока.

Theme: “They Defended Our Motherland”

Цель урока: способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за героические подвиги Русской Армии, чувства сопричасности своей семьи к историческому прошлому нашей Родины.

Задачи:

  • актуализация в речи учащихся темы подвига Русской Армии;
  • совершенствование навыков ведения обсуждения в рамках темы с использованием технологии “cooperating learning”;
  • развитие мыслительных операций, связанных с речевой деятельностью – сравнение, анализ, обобщение, способности логически излагать свои мысли в ходе обсуждения;
  • совершенствование умения использовать в речи фоновые знания; информацию, полученную на других предметах гуманитарного цикла.

Оборудование: магнитофон, кассеты, опорные слова и выражения, цитаты.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Greeting.

2. Introduction the theme of the lesson.

There are a lot of noteworthy dates in the history of our country. In some days we’ll celebrate the holiday –  defenders of our motherland. In is well known under the name “The 23-d of February”. The history of our country is connected with the history of our Army.

To begin our lesson “They Defended Our Motherland” I want you to listen to the song “ Officers of Russia”, performed by A. Shershen. May be it helps you to feel the mood of the lesson, to open your hearts feelings for our discussion.

3. Warm-up activity.

You have listened to the song. What do you think of? What is this song about?

P1. To my mind it is about the glory of our ancestors.

P2. In my opinion it is about their honour, heroism and their patriotism.

P3. As for me I think it is about the courage of the Russian officers and soldiers. You have heard the name of Peter the 1st. I’m sure you know the other names of our great ancestors which were the glory, the consсience, the honour of the Russian Army. What are they? (были названы имена Суворова, Багратиона, Кутузова, Барклай де Толли…)

4. Word-web.

– On the blackboard you can see the word “The Army”. What ideas come to your mind?
– What is the Army associated with for you?
– Don’t forget to use the expressions: I think…, On my opinion…, To my mind….

(Лексика самая разнообразная – существительные, прилагательные, глаголы и т.д.)

for ex.: The Victory, war, death, win, hero, courage, siege, defend, independence, duty, liberation, blood, peace, shoulder straps, The Kursk Arc, the Leningrader Siege, brave, fight, military service, weapons, officers, soldiers, generals, heroic actions, Afghanistan, Chechnya, freedom….

– What is the Army for you? Let’s do the summary.

5. Discussion.

a) “The Day of Defenders”

T. All these words will help us to discuss our theme. There is an epigraph on the blackboard. These are famous words by B Franklin “There was never a good war or a bad peace”. We’ll try to prove that he was right. What do you know about this holiday?

(Возможные ответы учащихся)

P1. The 23d of February is the birthday of the Russian Army and we celebrate it every year.

P2. As far I remember our Army was born on the 23d of February 1918 that’s why we celebrate this holiday

T. What do you know about background of it’s birthday from the history?

P1. As far I know our Army was firstly named the Red Army because the young army stopped the German troops near Pskov and Narva and this day become the birthday of our army.

P2. To my mind on the 23d of February Germany declared the ultimatum to Bolsheviki. They demanded for all Baltic countries, for a part of navy fleet and what is more – for a part of golden reserve of Russia.

P3. I absolutely agree with you and I know that their demand was satisfied. On the 23d of February it was sighed the famous “Brest Peace”.

T. So is the history. I’m very glad to hear that you are interested in it. But why do we celebrate this holiday?

P1. I’m sure this is because our army had a lot of great victories.

P2. I think that all Russian people celebrate it to show their respect to the defenders of our Motherland.

T. Whose holiday is the 23d of February?

P1.  I think this is the holiday for those who has the shoulder-straps.

P2. I agree with you and what is more it is the holiday for those who has, had and will have them in the future.

P3. On my opinion it is the holiday for those whose sons, brothers, fathers, husbands have, had or will have the shoulder-straps.

P4. I’m sure it is a great folk holiday because it is really difficult to find any family who isn’t under one of these categories. We all call it “Men’s Day”. It is a holiday for everybody from boys to old men.

T. Подводит итог обсуждению этого пункта и переходит к следующему.

b) The Great Patriotic War.

Звучит второй фрагмент песни А. Шершеня “Офицеры России”

T. 22d of June. The German fascists attacked the SU –  our country. The great Patriotic War began. The history knows a lot of examples of heroic deeds, great battles. Could you remember any of them?

P1. I think of defenders of Brest Fortress. The fascist came into the fortress when the last of defenders had been killed.

P2. And I think of the deep ring round Leningrad. The siege of it lasted 900 days. There was no electricity, no water, no food and it was very cold in winter. But the people continued to work. As far I know some disabled children from Leningrad were brought to our region to the town of Shatky. Among them was Tanya Savicheva whose diary is known all over the world.

P3. Our President V. Putin lost his brother during the siege. His father fought at Leningrader front, was wounded and brought to the hospital. There he became some food and could help his wife, he saved Vladimir Vladimirovich’s mother from the hungry death.

P4. As far I know there were a lot of great battles and great victories: the Battle for Stalingrad, the Tank Battle on Kursk Arc, the Defence of Novorossiysk and Sevastopol.

P5. I think of famous Battle for Moscow. This was the first major victory for our army. Many other great battles had brought the glory to our officers and soldiers.

T. In 4 long years came the great Victory. Why did our army, our people win it?

P1. To my mind it was possible because it was a just war. It was the war for our independence and liberation.

P2. Because all people of our multinational country fought together on the fronts and everybody from children to old men worked in the rear.

P3. I think it was a great effort of all our country.

T. There were a lot of heroes (about 12000 become the titles the Hero of SU), a great number of brave actions. What do you think about it? Why was it possible?

P1. I’m sure it was possible because people fought for their native country, for every town, for every house, for every piece of their native land.

P2. As for me I think they fought for their mothers, wives, children. They fought for their future, for our future.

P3. To my mind the belief into their families helped our defenders very much, gave them strength to fight, to be brave, to do heroic actions.

T. On the blackboard you can see the beautiful words by K Simonov: “Wait for me and I’ll return…”.
Let us listen to the poem and to the song.
We all understand there is practically no family that did not face the war. What about your families?

Ученики рассказывают о судьбах своих родственников в истории войны ( задание дается заранее).

T. A lot of people met their death during this war. How are they remembered by the Russian people, by present generation?

Звучит следующий фрагмент песни “ Офицеры России”, помогая, ответить на вопрос учителя.

P1. We name the streets, the squares, cities and towns after their names.

P2. We put monuments, memorials in honour of their heroic feats.

P3. It he centre before the building of Administration there is the "Granite Memory Book”.
And everybody can read on its open pages the names of our famous Gorodtchane.

P4. I found in this” Book of Memory” the name of my great-grandfather. I was very surprised.

P5. Everybody knows in our town – Vorozheikin street, Vorozheikin park, Vorozheikin square. He was twice Hero of SU, fighter pilot. He made more than 300 fighting flights and brought down 52 enemy planes.

T. They brought the Victory for us and the are living in the hearts of Gorodtchans in the names of our streets, parks squares and we can say to those who fell for our country, who sleep at the grave carved on the gravestone “Your deed is immortal”.

c) The Afghan War.

T. Another page of the Army’s history is “Afghanistan”. This year we celebrate the 15th annyversary of withdrawing the limited group of Soviet military forces from Afghanistan. This words on the tape help you to understand better what kind of war it was. Listen to the song and try to answer the following questions: What do you know about this war? What kind of war was it?

P1. To my mind it was a political war because it was the war for our influence on the Near East. And now we can see the American soldiers and officers in Afghan and Georgia.

P2. I’m sure it was a financial war because it was connected with money.

P3. I don’t know who was right: those who sent our soldiers and officers to Afghanistan or those who stopped it. But I’m sure that they carried out their international duty with honour. Let the historians decide who was right.

T. Among those who was in Afghanistan , who faced this war there were 139 our townsmen. 4 of them did not come back. May be you know some of them, you live near them or they are your relatives, or simple the people you know well. (ученики называют родных, знакомых, рассказывают о них). More than half of them were awarded with orders.

P1. I go to the “Karate” sport section, our leader Konigin P.A. was in Afghanistan.

P2. And my football coach Zabotin A.N. was among those 139.

P3.

d) The Chechen War.

T. The next page of our discussion is “Chechnya”. It is the history of the Russian Army. Our Army became this name in 1993. We want to live in peace as grey headed general and young lieutenant wish you. Our reality is so that the official war was stopped but Chechnya is an area if local fighting actions. More than 300 of our townsmen were there. They all were young, they all wanted to live. What is Chechnya for you? What is it associated with?

P1. Chechnya for me means death of young soldiers and officers, tears of their mothers, pain and suffering, despair and evil.

P2. We all remember the explosions in Moscow, Kaspiysk, Volgodonsk. All this is Chechnya for me.

P3. I remember the acts of terrorism in “Nord Ost” and Beslan,the hostitages in Pervomaisk Kislar, Beslan.

P4. When I think of Chechnya I think of those who is facing the death high in the mountains or in deep canyons.

P5. As for me I’m sure that beautiful words written by K Simonov are actually today because someone is waiting from Chechnya for their son, husband, father or brother.

T. They all were young. Their mothers were waiting for them. Some of them came back “save and sound “, others became disabled people as A. Mezenin, the third didn’t return themselves. They were brought to their mothers, families in zinc coffins. On the blackboard you can read this distressful list – список с именами погибших горожан на доске. They all were awarded by “Order of Courage “ after their death. They gave their young lives in the fights near Grozny, Chasaviurt,Gudermes. Remember their names.

Звучит мелодия группы “Каскад” на ее фоне подведение итогов обсуждения.

6. Summarizing.

T. Let us go to epigraph for our lesson again. Do you agree with these famous words? Is there any good war or any bad peace?

P1. To my mind the Great Patriotic War was the just war, it was the war for our independence and freedom that’s why it was the good war.

P2. I think that the Afghan war was the political war for our influence in the Near East and I don’t know was it a good or bad war. It is difficult for me to find answer to this question now, may be some time later.

P3. I’m sure that both the Afghan war and the Chechen war were political and financial wars. I think that the Chechen war is strange , and misundestandable.I want to say there must be no more war, never again must be any war.

T. Our lesson is going to the end and we can close the door of the history. I want to say our boys. You are young. Good knows what is waiting for you in some years. I wish you that there always will be you, your mothers and blue sky above you!

Оформление.

“There was never a good war or a bad peace”

B. Franklin

For all the history of mankind on the Earth there were 585 days of peace.

The Great Patriotic War:

11586 of our townsmen went to defend our Motherland
4806 did come back
2263 were missing
1786 gave their lives in the fights

The Afghan War:

139 of our townsmen faced this war
4 of them didn’t come back.

The Chechen War:

300 were in Chechnya
8 of them didn’t come back
They were awarded by the “Order of Courage” after their death.

From the Poem “Wait for me”

Wait for me and I’ll return,
Dear one, only wait;
When the leaves of autumn burn
Round our garden gate;
Wait through summer’s sun;
Others may forgotten be
Ere the fight is won;
But, when days that endless creep
Bring no word from me,
Still your lonely vigil keep,
Dear one, wait for me.

By K. Simonov.

From the Poem “Victory”

There are no victories great and small,
In war there’s but one victory.
One victory there is, as one love,
A single effort of the people…

By Olga Berggolts


Цапулина Людмила Анатольевна, учитель английского языка



{SL_links}

Вернуться назад