Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Турнир знатоков русского языка Турнир знатоков русского языка14 декабря 2007. Разместил: lessons |
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 3-го класса, направленное на повторение и закрепление изученного материала о частях речи. Занятие, построенное в игровой форме, способствует развитию умения распознавать части речи, развивает речь учащихся, формирует умение правильно оформлять свои мысли, помогает пополнить словарный запас, учит работать в группе. Цели:
обобщить изученный материал о частях речи в игровой форме; развивать умение распознавать части речи; развивать речь учащихся; пополнять их словарный запас; формировать умение правильно оформлять свои мысли; учить работать в группе. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь. Я рада приветствовать всех на турнире знатоков русского языка. Сегодня в нем участвуют 3 команды, которые в честном поединке выяснят, кто же лучше знает части речи. Победителя турнира определят наши гости. Внимание! Правила нашего турнира: чтобы команде попасть в следующий тур игры, она должна заработать звездочку. Звезды будут прикрепляться на доску. Учитываться будут не только ваши правильные ответы, но и поведение игроков. Итак, команды готовы? Начнем игру. И начнем мы ее с разминки. Каждая команда получает карточки со словами, которые надо разделить на группы. Начинаете работать когда зазвучит музыка, как только я выключаю музыку, в классе должна быть тишина. имя существительное, подлежащее, сказуемое, корень, приставка, суффикс, окончание, имя прилагательное, глагол, предлог, части речи, части слова, члены предложения, второстепенные. 1 команда – прочитайте слова которые вы записали в 1 группу. Какое общее название можно дать этой группе слов? 2 команда – прочитайте слова из 2 группы. Какое название можно дать этой группе слов? 3 команда – прочитайте 3 группу слов. Какое название можно дать этой группе слов? Сейчас вы должны придумать название своей команды, но помните, что оно должно быть связано с темой нашей игры – части речи. Итак, 1 команда называется – имя существительное; 2 команда – имя прилагательное; и 3 команда – глагол. ( Названия команд прикрепляются на доску ) Молодцы, все команды прекрасно справились с этим заданием. А значит все получают по звезде и право перейти в 1 тур игры. 1 тур.Итак, задание 1 тура. Каждая команда получает карточку на которой написано стихотворение. Ваша задача найти и подчеркнуть в этом стихотворении все глаголы. Время пошло. 1 команда: С.А. Есенин Воробышки. Поёт зима – аукает, 2 команда: С.В. Михалков А что у вас? Кто на лавочке сидел, 3 команда: С.А. Есенин Черёмуха. Черёмуха душистая Теперь команды по очереди будут читать глаголы которые они нашли, а остальные команды должны по глаголам восстановить всё стихотворение. Итак, команда им. сущ., прочитайте по порядку все глаголы, которые вы нашли. Какое стихотворение было у команды им. сущ.? Кто автор этого стихотворения? Команда им. прил., прочитайте глаголы которые вы нашли. Что за стихотворение было у этой команды и кто его автор? И слушаем команду глагол. Какое у них было стихотворение? Кто его автор? Итак, какая часть речи помогла нам вспомнить все эти стихотворения? Что же такое глагол? Молодцы, вы все отлично справились с этим трудным заданием и получаете право перейти в следующий тур нашего турнира. (Прикрепить звезды) 2 турУ вас на карточках записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашей школе. Запишите рядом с этими "запрещенными" словами слова – антонимы и пусть эти слова чаще звучат в нашей школе. Что такое антонимы?(Это слова противоположные по смыслу) злость – (злость – доброта, жестокость – жалость, вражда – дружба, грубость – нежность жадность – щедрость, ненависть – любовь) Команда глагол, прочитайте первые два слова которые вы записали. Команда им. прил., назовите следующие два слова. И команда им. сущ. - последние два слова. Определите, какой частью речи являются все эти слова. (Все эти слова – им. сущ.) Обоснуйте свой ответ. (Они отвечают на вопрос что?, обозначают состояние человека, его чувства) Итак, что такое им. сущ.? Молодцы, вы все переходите в следующий тур. (Прикрепить звезды) А теперь давайте немножко подвигаемся и поиграем. Участники команд пройдите в игровую и встаньте в круг. Наших гостей я тоже приглашаю в игровую на диван. Возьмите по карточке, у каждого из вас теперь есть своё имя. Поднимите карточки вверх и прочитайте. Вы должны найти себе пару, чтобы из этих двух слов получилось одно слово. Небольшая подсказка, красным цветом написано начало слова, синим, его конец. Найдя свою пару садитесь рядом на ковер. Посовещавшись вы должны будете объяснить значение вашего слова и определить его род. Н-р: Оса/док – им. сущ. м.р. Осадок- тяжёлое чувство, остающееся после чего-нибудь; твёрдые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне после отстаивания. След/опыт – охотник, выслеживающий зверя по следам; человек, который собирает материал об исторических событиях и лицах. Газ/ель – родственное антилопе млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега. Бал/кон – выступающая у стены здания площадка с перилами, решеткой; верхний или средний ярус в зрительном зале. Фа/соль – растение семейства бобовых с длинными стручками, а также сами стручки и его плоды. Штука/тур – рабочий специалист по штукатурным работам. Град/ус – единица измерения температуры(углов) Буй/вол – крупное животное, родственное быку, с большой головой на короткой толстой шее и короткими ногами. Банк/рот – несостоятельный должник, отказывающийся платить своим кредиторам в следствие разорения; тот кто оказался несостоятельным в своей деятельности. Молодцы, займите свои места в классе. 3 турУ вас на карточках записаны существительные. Подберите и запишите к этим сущ. как можно больше прилагательных. Например: здание (какое?) новое, высокое, красивое, городское… 1 команда: школа _____________________________________________________ ____________________________________________________________
мяч ________________________________________________________ ____________________________________________________________
2 команда: друг ________________________________________________________ ____________________________________________________________
яблоко _____________________________________________________ ____________________________________________________________
3 команда: книга ______________________________________________________ ____________________________________________________________
мама _______________________________________________________ ____________________________________________________________ Теперь вы по очереди читаете прилагательные, которые вы записали, а другие команды должны угадать, на какое им. сущ. указывают данные прилагательные. Что такое им. прил? Молодцы, и вы переходите в последний тур нашей игры. 4 турИ последнее задание – эстафета. Вы должны распределить слова в 3 столбика: в 1 столбик – им. сущ.; во 2 – им. прил.; и в 3 – глаголы. Все участники команды встают друг за другом. По моему сигналу 1 подходит к доске берет карточку со словом, читает слово, определяет часть речи, прикрепляет карточку магнитом в нужный столбик и встаёт последним. Как только 1 участник отошёл от доски – 2 подходит, берет карточку и т.д. Задание выполняется на время. Всё понятно? Итак, участники команды им. сущ., постройтесь у доски. Команда справилась с заданием за … Допущено … ошибок. (Аналогично для двух других команд) (Солнечное, праздничная. вкусные, весенняя; летит, строят, цветут, растёт; шёпот, дыханье, трели, соловей, серебро, колыханье, ручей) Молодцы! А какие ещё части речи вы знаете? Сейчас мы послушаем стихи, которые помогут нам не путать части речи. Имя прилагательное, Весенняя капель. Давно живёт существительное в мире этом, Итог:Вот и закончился наш турнир. Мне хочется поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашей игре, за отличное знание русского языка. Слово предоставляется нашим гостям.
Царькова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов Вернуться назад |