mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    21
    фев
    Интеллектуальная модульная экспедиция
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Психология
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Интеллектуальная модульная экспедиции - это форма воспитательной работы, главная задача которой, - достижение высокого результата в общем развитии детей; своего рода игра, которая объединяет учащихся в общешкольном коллективе. Участвуя в конкурсных испытаниях, классы-экипажи состязаются за право носить звание флагманского. Игра даёт возможность детям проявить свой талант и расширить кругозор.
    В нашей школе найдена такая форма воспитательной работы, которая позволяет, действуя в согласии с главной задачей лицея, – достижением высокого результата в общем развитии детей, - объединять их не только в классе, но и в общешкольном коллективе. Это - своего рода игра, которая у нас называется интеллектуальной модульной экспедицией.

    Статус, цели и задачи игры отражены в Положении об экспедиции, оно прилагается, поэтому здесь мы остановимся подробнее на форме и методах организации этого вида деятельности.

    Во-первых, почему именно “экспедиция”? В одной хорошей детской песне поётся: “Школа, школа, ты похожа на корабль, плывущий вдаль…”. Школьные годы для каждого ребёнка – это долгий и нелёгкий путь, который он проходит рука об руку со своими одноклассниками, становясь год от года не только взрослее, но и умнее. Почему бы этот путь не наполнить увлекательными событиями, интересными делами? Экспедиция – это всегда поиск. Поиск новых знаний, взаимоотношений, поиск себя.

    Экспедиция называется “интеллектуальной”, так как её содержание составляют конкурсные испытания, победить в которых могут только люди мыслящие, умеющие применять знания на практике, стремящиеся расширить кругозор.

    Проходя по маршруту экспедиции, лицеисты повышают уровень своего социального интеллекта: именно в неформальной деятельности, в атмосфере раскованности, искренней взаимопомощи и поддержки сверстников подростки имеют возможность проявить свой талант и реализовать желание “быть значительным”.

    При составлении программ конкурсных испытаний мы исходим из принципа: “не развлекательно, а увлекательно!” Но не следует думать, что всё содержание модулей – это только одни викторины, турниры смекалистых, олимпиады, академбои и прочие сугубо интеллектуальные конкурсы. Бывают у нас и конкурсы Бабок-Ёжек (конкурс “Ёлки-палки”), и конкурсы стихотворцев “Вдохновенный рифмоплёт”, и “Очумелые ручки”, и спартакиады (“Спортивная семья”, “Следопыт”), и разные другие интересные дела. И для всех участников, в каждом модуле – “Детектор интеллектов” - тестовые задания по теме модуля.

    Главное, чтобы участники состязаний были поставлены в условия, когда добиться успеха можно только, применив смекалку, находчивость, эрудицию, подойдя к делу творчески.

    Например, в рамках Эстетического модуля в школе проходил конкурс причёсок “Кто на свете всех милее”. В четырёх номинациях: “На учёбу, как на праздник”, “Королева красоты”, “Последний писк”, “Классный цирюльник” команды должны были не только продемонстрировать оригинальные причёски, но и сопроводить их убедительными комментариями, а каждая пресс-группа – составить экспресс-репортаж с конкурса.

    Ну и, в-третьих, почему “модульная”? Под модульностью понимают особенность тех или иных систем, которая позволяет изолировать друг от друга отдельные части программ и собрать в каждом модуле определённые логические связанные группы функций.

    В нашей игре модули – это отдельные последовательные этапы маршрута. Они представляют собой комплексы различных испытаний (конкурсы, турниры, соревнования и т.п.), программы которых находятся на стыке разных научных дисциплин и областей творчества (см. Положение). Один модуль не является по содержанию продолжением другого, в каждом новом модуле - своя программа, свои команды и свои победители. Общая у модулей только структура и рейтинговая таблица, где суммируются баллы каждого экипажа.

    Мы отдаём себе отчёт в том, что в лицее учатся не только одарённые и любознательные, но и самые трудолюбивые дети. Для достижения успехов в учении они просиживают часами на факультативах, в библиотеках, за уроками дома. Как правило, эти дети посещают ещё и спортивные секции, различные кружки, обучаются в музыкальных и художественных школах. Времени на какие-то внеклассные мероприятия у них мало, а желание поучаствовать, расширить кругозор, обогатить эрудицию, попробовать себя в разных видах творческой деятельности – большое.

    Поэтому важный принцип, который обязательно учитывается при составлении программ модулей – это минимум предварительной подготовки участников. Так называемые домашние заготовки допускаются, но они не обязательны и не решают исход борьбы во время состязания. Каждый из участников сознаёт, что в конечном счёте главный его арсенал – это интеллектуальный багаж и чувство локтя в команде.

    В нашей экспедиции, как указано в Положении, каждый класс - это экипаж (космического корабля, подводного спускаемого аппарата, супер-вездехода и т.п. – статус экипажа и средства передвижения зависят от названия и маршрута очередного этапа). Каждый год экипажи отправляются в новый маршрут, к новой цели.

    Например, во время экспедиции “Через тернии - к звёздам!” конечной целью было созвездие ЛУКС (аббревиатура от названия звёзд, входящих в созвездие). Во время экспедиции “Погружение” перед экипажами стояла задача добраться до затонувшего корабля “Логос” с сокровищами знаний. А в экспедиции “Вперёд и выше!” экипажи устремились к горной вершине Эксельсиор.

    Маршрут экспедиции изображён на красочном экране, а переносными значками – символами с эмблемами экипажей показывается положение в пути каждого из них. Они состязаются за право носить звание флагманского экипажа.

    Мы обратили внимание на то, что символы игры, отражённые на экране маршрута, являются одним из весомых аргументов в пользу участия экипажа в том или ином конкурсе. Никому из детей не хочется, например, оказаться в “ущелье Фиаско” или в “озере Равнодушия”.

    Приведём в качестве примера интерпретацию символики для экспедиции “Через тернии – к звёздам!”: “… Вселенная – Мир Знаний – беспредельна, но познаваема. Далеко в просторах Вселенной ждёт своих героев ЛУКС – созвездие из трёх звёзд. Звезда Любви (любви к науке) покоряется любознательным и пытливым, умеющим “грызть гранит науки”. Звезда Удачи покоряется смелым и находчивым, не боящимся рисковать. Звезда Космического Счастья покоряется тем, кому знакомо чувство братства, ведь счастлив человек только в дружном коллективе”.

    Конечно, “экспедиция”, “модули” и т.п., - это всё символы, образы. Их главное назначение – заинтриговать детей, увлечь их в мир игры не только интересной, но и полезной. Мы считаем, что символика в игре – это тот элемент жизни, которого сегодня, в отсутствии детских организаций и объединений, так не хватает подросткам.

    В каждом конкурсном испытании участвуют одновременно команды всех экипажей (от 20 до 22). Разновозрастность участников обязательно учитывается. И, хотя при составлении программ и подведении итогов она и создаёт некоторые трудности, преимущества такого подхода очевидны: младшие школьники, чувствуя себя равноправными участниками, берут пример со старших и стремятся выйти на их уровень; а старшие, в свою очередь, стараются не ударить в грязь лицом и продемонстрировать свои лучшие качества. К тому же, все знают, что организуют, проводят и судят конкурсы штабисты – старшеклассники – те, кто ещё вчера были соперниками в состязаниях.

    Такая преемственность в экспедиции позволяет стимулировать интеллектуальное развитие детей в среднем звене и, через игровые формы, подвести их к более серьёзной, вдумчивой работе в старших классах, когда от ребят требуется аналитическое мышление, умение высказывать и аргументировать собственное мнение. И мы полагаем, что интерес к такой деятельности может появиться у ребёнка уже в ходе Экспедиции – в игре, которая способствует зарождению новых оригинальных идей, вызывает у детей желание встречаться для неформального общения и активного интеллектуального поиска.

    Интеллектуальной модульной экспедиции исполнилось уже пять лет. За это время накоплен некоторый опыт, собрано большое количество методических разработок. А самое главное – есть уверенность, что такая работа в школе нужна, особенно в лицее, призвание которого – выпускать в жизнь людей инициативных, самостоятельных, любящих думать и умеющих это делать.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    об интеллектуальной модульной экспедиции в лицее № 44 г. Чебоксары

    Интеллектуальная модульная экспедиция (в дальнейшем – ИМЭ) – это форма внеурочной деятельности, своего рода игра. Формулировка названия игры отражает цели, методы и способы её проведения. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи, порядок проведения ежегодной интеллектуальной модульной экспедиции.

    Общие положения

    Цели ИМЭ:

    открыть перед школьниками перспективу личного участия в судьбе лицея; добиться того, чтобы престиж школы стал личным интересом каждого лицеиста;

    развивать интеллектуальные способности учащихся, способствовать расширению кругозора, углублению знаний;

    воспитывать чувство коллективизма и ответственности, способствовать формированию социально-активной личности.

    Задачи ИМЭ:

    объединить и сплотить детей и педагогов в общешкольном лицейском коллективе, содействовать сплочению классных коллективов;

    привлечь к участию во внеклассной воспитательной работе и интегрировать усилия учителей-предметников, классных руководителей, родителей, работников внешкольных учреждений;

    найти новые интересные и актуальные формы внеурочной воспитательной работы, способствующие всестороннему развитию детей;

    создать банк воспитательных педагогических технологий выявления и развития способностей школьников в области науки, техники и творчества.

    Участники ИМЭ.

    В игре участвуют учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов. Каждый класс может участвовать во всех этапах или в некоторых из них; имеет право включиться в экспедицию на любом этапе на общих основаниях; выдвигает участников или выставляет команду числом от одного человека до всего класса, в зависимости от условий игры и своих возможностей.

    Руководящими участниками игры являются лицеисты 10-11, преимущественно педагогических, классов. Они входят в состав Штаба игры и принимают непосредственное участие в разработке, организации, проведении всех мероприятий в рамках экспедиции и подведении итогов.

    Проведение ИМЭ.

    Экспедиция предполагает прохождение участниками определённого маршрута, имеющего название и конечную цель на каждом этапе. Маршрут экспедиции состоит из нескольких модулей. В данной игре модули представляют собой комплексы различных испытаний (конкурсы, турниры, соревнования и т.п.), программы которых находятся на стыке разных научных дисциплин и областей творчества: экологический модуль, эстетический модуль, технологический модуль, лингвистический модуль, краеведческий модуль, театральный модуль, академический модуль и т.п.

    Каждый класс представляет собой экипаж, имеющий название и девиз. Статус экипажа зависит от цели и маршрута очередного этапа. Командир экипажа входит в Совет Командиров и участвует в заседаниях Штаба.

    Штаб экспедиции и Совет Командиров собираются еженедельно. Штаб планирует конкретное содержание каждого модуля, разрабатывает положения об испытаниях, составляет программы, сценарии всех проводимых мероприятий, выбирает ведущих и членов жюри, подводит итоги. На Совете Командиров штабисты проводят с командирами экипажей и их заместителями подробный инструктаж по всем испытаниям. На заседаниях Штаба командиры имеют право совещательного голоса.

    В рамках каждого модуля программы испытаний планируются с таким расчетом, что хотя бы в одном из конкурсов мог бы принять участие любой член экипажа.

    По итогам каждого конкурсного испытания экипажам выставляются баллы в рейтинговой таблице. При прохождении модулей экипажи соревнуются за право носить звание флагманского по сумме баллов в общем рейтинге.

    Результаты соревнований отражаются на красочном экране, представляющем собой символическую карту маршрута экспедиции, где значками показано положение каждого экипажа. Победителем соревнования считается тот экипаж, который с лучшими результатами достиг конечной цели маршрута. Проигравших среди участников нет, так как стартует и финиширует экспедиция в полном составе на Общем Сборе, который бывает в начале и в конце учебного года.

    Спонсорами игры могут быть все учителя-предметники, классные руководители, родители, руководители кружков и секций, и другие заинтересованные лица; они могут оказывать экипажам помощь при подготовке к испытаниям. Учителя-предметники участвуют в экспедиции на правах консультантов.

    Руководство ИМЭ.

    Общее руководство экспедицией осуществляет кафедра воспитательной работы школы. Руководитель кафедры в тесном контакте с заместителем директора школы по воспитательной работе и с организаторами детского досуга (вожатыми) обеспечивает соответствие всех, проводимых в рамках экспедиции, мероприятий целям и задачам лицея.


    Земскова Татьяна Петровна, учитель, организатор детского сада,
    МОУ "Лицей № 44", г. Чебоксары


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 3761
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.