Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Неотъемлемой частью формирования культуры самоуправления в российском обществе является и самоуправление детей. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» сказано: «Развивающемуся обществу нужны люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу своей страны». Сотрудничество, соуправление, самоуправление — ключевые проблемы, лежащие в русле задач модернизации современной школы.
Нужно отметить, что пока разработка проблемы соуправления носит в основном общетеоретический характер. В силу своей новизны она еще не получила широкого распространения на практике. Но уже сейчас можно со всей определенностью сказать, что даже при детально продуманном практическом внедрении идеи соуправления сразу же возникнут определенные трудности. Например, немногие нынешние педагоги готовы к сотрудничеству с детьми, ведь для такого взаимодействия необходимо быть настоящим психологом, уметь видеть перспективу. А где-то, быть может, необходимо «подвинуться» и уступить место предложению, инициативе ученика, который порой на 2—3 десятка лет младше нас. Иными словами, не побояться встать наравне с ним, взаимодействовать на уровне сотруднических отношений. А главное — уметь и хотеть это делать. Для этого же — полностью отказаться от авторитарного стиля работы с детьми. Достигнуть этого крайне не просто.
Одним из эффективных средств развития детского коллектива и каждой личности в нем, подготовки детей и взрослых к конструктивному сотрудничеству является коллективная творческая деятельность (КТД). Методика КТД разработана Игорем Петровичем Ивановым и его последователями. В ее основе лежат следующие принципы:
Методика КТД предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. В этой методике мы усматриваем истоки становления и развития навыков соуправленческой деятельности.
Каковы же тогда должны быть педагогические условия оптимальной организации самоуправления школьников? Мы в своей работе ориентируемся на следующее:
К высокому уровню развития в классных коллективах самоуправления и, как высшей его ступени, к содружеству «НЭКСТ» мы пришли не сразу. Здесь было осуществлено несколько организационно-педагогических шагов.
Анализ воспитательной работы в школе, выполненный мною еще в первые месяцы работы в качестве замдиректора по ВР (1997/98 уч. г.), выявил весьма низкий уровень воспитанности учащихся. Обнаружены были и факторы, которые совершенно не влияли на развитие классных коллективов, не способствовали раскрытию творческих способностей учащихся. Эти ресурсы предстояло педагогически последовательно реализовать. Особенности воспитания и социального положения многих современных подростков, их инфантилизм, отсутствие каких-либо детских организаций, преобладание в основном авторитарного стиля руководства среди классных руководителей в своих коллективах — все это, на наш взгляд, вело к тому, что учащиеся среднего и старшего звеньев школы оказались совершенно неспособными к самостоятельной коллективной деятельности.
Поэтому главной целью моей работы на перспективу стало обеспечение условий для развития навыков самоуправления и соуправления в классных и школьном коллективах во внеурочное время. Для достижения поставленной цели мною была разработана и апробирована технология создания в школе детско-юношеской организации. Технология опиралась на принципы сотрудничества учащихся и педагогов.
Конечно, самоуправление и его наивысшая ступень развития — соуправление — в детском коллективе не могут сложиться сами по себе. Не сразу появляются и приемлемые для школы виды само- и соуправления. Весь этот процесс зарождается в результате организации и развития творческой деятельности в классных коллективах. Работа над активизацией творчества должна начинаться с первого класса.
На сегодняшний день в нашей школе уже шестой год идет процесс развития самоуправления с первого по одиннадцатый классы. Процесс этот организуется сразу на пяти уровнях. Каждый уровень имеет свое название, отражающее глубинное содержание процесса становления самоуправления в классах.
На «нулевом» уровне, «Давай подружимся», работают 1,2,3, 4-е классы. Здесь у учащихся происходит знакомство с ребятами своего класса, освоение правил и норм школьной жизни, осуществляется формирование первичного классного коллектива. Роль классного руководителя здесь — безусловно, ведущая, определяющая.
На 1-м уровне, «Делай, как я», работают 5— 6-е классы. Роль классного руководителя еще остается ведущей, он еще сам большей частью организует и проводит мероприятия. Учащиеся остаются в основном наблюдателями, но уже начинают складываться микрогруппы по дружбе, учебе, месту жительства.
На 2-м уровне, «Придумываем и выполняем вместе», работают учащиеся 7—8-х классов. Здесь происходит совместное планирование, организация и анализ дел. И, несмотря на то, что роль классного руководителя еще остается во многом приоритетной, в классном коллективе уже четко выделяются микрогруппы по интересам, а также появляются постоянные лидеры. Работа ведется с применением общеизвестных методов «штурвал», «мозговая атака» и др. Это дает учащимся возможность проявить инициативу, укрепить самостоятельность, сформировать некоторые навыки самоуправления.
На третьем уровне, «Делаем сами, но можем посоветоваться», работают учащиеся 9-х классов. На этом уровне ребята уже сами планируют деятельность своего классного коллектива, прибегая к помощи классного руководителя только по мере необходимости в процессе подготовки или организации КТД.
И наконец, на четвертом уровне, «Придумываем, организуем, проводим и анализируем сами», работают учащиеся старшего звена — 10—11-х классов. Самостоятельность классного коллектива здесь достигает своего апогея.
Особо следует остановиться на пятом уровне — содружестве «НЭКСТ» (надежный энергичный коллектив совместного творчества). В содружестве класса работают учащиеся 10—11-х классов, избранные на конференции старшеклассников, способные сплотить вокруг себя сверстников и учеников среднего и младшего звеньев. Здесь уже целесообразно говорить не о самоуправлении, а о соуправлении, так как в содружество «НЭКСТ» входят учителя школы, а также члены администрации, заместитель директора по ВР и заместитель директора по НМР. Руководители групп «НЭКСТа» утверждаются на МО классных руководителей, работают по параллелям классов в соответствии с пожеланиями членов содружества.
Все классные руководители, а также «взрослый» состав руководителей групп содружества, получив необходимую методическую помощь от замдиректора по ВР, обменявшись опытом, идеями, продолжают работу в своих классных коллективах и со своими группами на параллелях классов, развивают в них навыки самоуправления.
Таким образом, основными результатами педагогически последовательного внедрения в школе представленной здесь технологии мы видим следующее:
«НЭКСТ» - надежный энергичный коллектив совместного творчества
ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Уровни развития самоуправления в школе № 158
,