Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Оборудование:
Ведущий 1: Ощущением неотвратимо приближающейся битвы была пронизана жизнь страны предвоенного десятилетия. В 30-е годы тревожный ветер военной грозы бушевал подчас непосредственно у самых границ Советского Союза.
Советские писатели активно участвовали в международных конгрессах в защиту мира и культуры в Париже летом 1935 года, в Валенсии и Мадриде летом 1937 года. В Испании некоторые писатели были бойцами интернациональных бригад. Героически погиб в одном из боев советский писатель венгр Мате Залка (генерал Лукач ).
В Испании находились А.Фадеев и А. Толстой, И. Эренбург, М. Кольцов.
Новым реальным смыслом наполнилась тогда для многих советская “Гренада”.
Звучит песня “Гренада”.
Мирная жизнь советского народа оборвалась 22 июня 1941 года в результате вероломного нападения на нашу страну фашистской Германии.
Ведущий 2:
Слушай Родина!
В грозное время войны
Присягают победой
Твои боевые сыны.
Советские писатели вошли в строй сражающего народа с первых дней войны. Литература сулила передать напряженность обстановки с первых дней, когда вражеские полчища перешли нашу границу, когда решалась судьба страны, судьба народа.
Ведущий 3: Уже на следующий день в газете “Правда” появились стихи А. Суркова “Песня смелых”, а затем в газете “Известия” стихи “Священная война” Лебедева – Кумача: публицистические стихи и статьи, очерки и рассказы различных советских писателей публиковались ежедневно. Поэты, прозаики, драматурги помогали своим словом ковать волю народа к победе.
Ведущий 1: В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов, политработников ушло около тысячи писателей. Более четырехсот писателей не вернулось с полей сражения. Среди них А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, Вл. Ставский, Иосиф Уткин, А. Лебедев, Г. Суворов.
Ведущий 2: Развязывая войну, гитлеровцы рассчитывали возбудить между народами многоликого государства национальную рознь. Этого не произошло – военные испытания еще больше сблизили народы нашей страны. Единой оказалась и наша многонациональная литература. “Голоса политической переклички”, по выражению Н. Тихонова, шли по всему Советскому Союзу. Тема любви к Родине и ненависти к захватчикам звучала в творчестве русского поэта А. Твардовского и литовской поэтессы Соломеи Нерис, в стихах народного поэта Латвии Яна Судрабкаяна и белорусов Якуба Коласа, Аркадия Кулешова, максима Танка. Всенародную известность приобрели произведения украинцев Павло Тычины и Андрея Малышко.
Звучат стихи поэтов.
Ведущий 3: Преданность своему долгу, гражданская самоотверженность помогли писателям создать множество произведений, необходимых народу. “Ни одна армия в мире, - говорил Маршал Советского Союза В.И. Чуйков, - не имела такой силы, как наше искусство, наша литература…”. Советская поэзия в годы войны тоже переживает особый подъем. Именно в стихах, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народам. Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечных коробках и на обертках концентратов, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, падали дождями листовок из самолетного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводками Информбюро.
Звучит начало песни “Священная война”.
Ведущий 2: 24 июля 1941 года в газете “Известия” было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача “Священная война”. На следующий день композитор А.В. Александров написал к нему музыку. Еще через день песня была исполнена Ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале г. Москвы при проводах бойцов на фронт.
Советское радио все годы войны начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывами воюющей страны.
Звучит песня “Священная война”.
Ведущий 1: Во многих документальных произведениях приводятся волнующие факты исключительного воздействия “Священной войны”, неизменно вызывавшей прилив мужества и бесстрашия.
В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, - бросил на ходу одному из партизан командир батальона. А в это время шел бой, гитлеровцы пытались отбить помещение. Напряжение боя росло. И вдруг среди ночи, освященной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова “Вставай, страна, огромная…”.
Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Радиоприемник разносил вдохновенные слова и звуки…. Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов.
Ведущий 3: Война в начальный период, когда понадобилось быстро мобилизоваться и сплотиться для отпора врагу, потребовало от поэтов ораторско – энергичного языка. Стихи становились призывом, командой, приказом
К оружью, товарищ !
Ни шагу назад !
Тик писал Алексей Сурков.
Из воспоминаний Владимира Лебедева: “С военной лирикой Суркова я вплотную познакомился, когда раскрыл нетолстую книжечку его фронтовых стихов и с отогнутой страницы глянул худощавый человек в пилотке, в гимнастерке с полевыми петлицами. Глянул прямо мне в лицо – строго и горько. И сразу стали мне понятны его ничем не приукрашенные резкие строки”.
Чтец:
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой,
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток,
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток.
Ведущий 2: Стихи А. Суркова учили мужеству, они пользовались большой популярностью. Их печатали в газетах, заучивали наизусть и пели. Из письма Л.А. Бондаренко, героически погибшего в декабре 1943 года “шел концерт, и вдруг прозвучала команда: “По блиндажам”. А у меня звучит в ушах слова песни, пропетой артисткой, почти девочкой,
Бьется в тесной печурки огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза”.
Поется песня “Землянка”.
Ведущий 1: Анна Ахматова, создала в годы войны яркие, публицистические стихотворения, ее поэтическое слово умело быть агитационным.
Вражье знамя
Растает, как дым,
Правда, за нами,
И мы победим!
Стихотворение “Мужество” с большой силой выразило самый дух того необыкновенного времени, непреклонную убежденность у победе. Стихи похожи на формулу, из которой нельзя изъять ни одного слова – они словно врублены в камень от имени истории и народа.
Чтец:
Мы знаем, что нынче лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя русская речь,
Великое русское слово
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Ведущий 2: Как уже повелось, самые лучшие стихи обретают песенные крылья, так произошло и с поэзией М. Исаковского.
Чтец:
Враги сожгли родную хату
Сгубили всю его семью,
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекрестке двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
И все еще впереди – и приграничные сражения и контратаки под Москвой и подмосковные черные снега. Возмужают юноши в боях, окрепнут и вложит кому-то из них в руки Исаковский свою заветную гармонь и найдет для них новые зрелые и очень мудрые слова
“С берез не слышен, невесом,
Слетает желтый лист.
Старинный вальс “Осенний сон”
Играет гармонист”.
/Поется песня /
Ведущий 1: Патриотический подъем в Великую Отечественную войну был поистине всенародным. В стихах белорусского поэта Максима Танка, увидевшего трагедию Роной республики, слышалась уверенность в окончательной победе народа!
Как пламень негаснущий, слово родное,
Народ тебя в сердце сумеет сберечь,
Сквозь страшные годы смертельного боя
Пройдешь ты живой, белорусская речь.
Читается стихотворение М. Танка “Мы вернемся”.
Ведущий 3: даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями Советской Отчизны. Трагична судьба татарского поэта Муссы Джалиля. Уйдя на фронт комиссаром, Мусса Джалиль писал стихи, вдохновляющие бойцов. Будучи тяжелораненым, лишенный возможности сопротивляться, он попал в плен. В плену создал подпольную группу, которая распространяла листовки, вела пропаганду среди заключенных, устраивала побеги. Патриота выдал предатель. Мусса был переведен в тюрьму Моабит и приговорен к смертной казни. Но поэт не сдается, он продолжает схватку с фашистами, но уже с оружием песни, стихотворений.
Читается стихотворение М. Джалиля “Если жизнь проходит без следа”.
Ведущий 2: Об ужасах фашистской неволи написано немало, но никто не расскажет об этом так, как сделали сами узники концентрационных лагерей и тюрем, свидетели и жертвы кровавой трагедии. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории является “Моабитская тетрадь” Муссы Джалиля. В этих стихах конкретность- конкретность эмоциональная, психологическая.
Читается стихотворение М. Джалиля “Варвары”.
Ведущая 1: Яркие образы публицистики, очерков, рассказов и романов дали Александра Толстого, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Леонид Леонов и др. писатели.
Многообразна и плодотворна была в эти годы деятельность А. Толстого, он выступает как пламенный публицист, и как драматург - историческая драма “Иван Грозный” – 1942 – 43, как прозаик “Рассказы Ивана Сударева” 1942 г., продолжает работу над романом “Петр I”.
Ведущая 3: В тяжелые период, когда Москву со всех сторон окружали враги, Толстой писал: “Ни шагу назад! Просто трус и малодушный, для того своя жизнь дороже Родины, дороже сердца Родины – нашей Москвы, гибнет без славы, ему нет, и не будет места на земле. Встанем стеной против смертного врага!” 7 ноября 1941 года Алексей Толстой опубликовал одну из самых ярких публицистических статей – “Родина”.
Зачитать отрывок из статьи “Родина”.
Ведущий 2: Начало войны застало Михаила Шолохова в родной станции. Обращаясь к своим землякам, уходившим на фронт, писатель говорил: “Фашистским правителям, основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пересекал их движение на восток, и что ключи то берлина уже бывали в руках русских военоначальников”.
Государственную премию, присужденную за “Тихий Дон”, М. Шолохов передал в фонд обороны и выразил готовность стать в ряды Красной Армии.
Ведущий 1: В 1941 году М. Шолохов, полковой комиссар запаса, был призван в ряды Красной Армии, как военный корреспондент газеты “Правда” и “Красной звезды”. Принимал участие в боях под Смоленском, под Ростовом, в битве на Волге, дошел до границ Германии.
Во время войны писатель создал произведения самых различных жанров: очерки и рассказы “Наука ненависти”, главы романа “Они сражались за Родину”, “Судьба человека”.
Зачитать отрывок из рассказа “Наука ненависти”.
Ведущий 3: С первых дней войны надел военную форму и встал в ряды сражающего народа Александр Фадеев – прославленный автор “Разгрома” и “Последнего из Удеге”. Творческая деятельность писателя поистине многогранна. В годы войны много пишет публицистических статей: “Герои партизанской войны”, “Штурм немецкой обороны”, “Гвардейцы”, “Бессмертие”. Очерк “бессмертие” Насыщен документальным материалом, в нем Фадеев отразил героический подвиг молодежи Краснодона в период оккупации. Этот очерк был первым шагом к созданию романа “Молодая гвардия”.
Зачитать отрывок из очерка “Бессмертие”.
Ведущий 2: В годы войны широкую известность получили рассказы Николая Тихонова. Его жизнь и творчество были связаны с родным Ленинградом. Писатель сам разделял судьбу своего города во все тяжелейшие месяцы блокады. Рассказы писателя отражали будни Ленинграда, многие из них печатались в “Ленинградской правде” и “Правде”, а в 1942 году были объединены в сборник “Черты советского человека”. В этих рассказах показаны суровые условия блокады и несгибаемое мужество ленинградцев, в рассказе встает величественный облик города-героя, который не знал отдыха ни днем, ни ночью, весь изрыт окопами и щелями, укреплен баррикадами.
Ведущий 1: В период войны было создано большое количество повестей. В творчестве многих писателей создание повестей было дальнейшим этапом их роста, например, Борис Горбатов – “непокоренные”, “Письмо товарищу”, “Алексей Куликов, боец…!”.
Тема Великой Отечественной далеко не исчерпана в повестях военных лет. И не случайно писатели, создававшие повести в войну, продолжают после войны творческую работу, создавая произведения о войне. Ал. Бек написал продолжение повести “Волоколамское шоссе”, К. Симонов, изучив материалы о войне, создал трилогию “Живые и мертвые”, “Солдатами не рождаются”.
Ведущий 3: Сегодня, в нашей литературно-музыкальной гостиной прозвучали отрывки из произведений и стихотворения, написанные писателями и поэтами в годы Великой Отечественной войны. Мы не смогли рассказать вам обо всех писателях и поэтах, писавшие в эти страшные для страны годы, т.е. их много и у нас бы с вами не хватило бы времени и сил
Быстро мчится время. С каждым днем все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью людей. И советские люди будут вечно помнить, и чтить бессмертный подвиг, совершивший нашим народом.
Чтец:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем !Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.
,