Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Личностно-ориентированный урок литературы в 5-м классе по вступлению
Достижение поставленных целей данного урока осуществляется через использование элементов личностно-ориентированного обучения: актуализации и расширения субъектного опыта учащихся; использование ситуации выбора в учебной деятельности; развитие творческих способностей школьников; использование приёма делового сотрудничества и т.д. Данная разработка урока может быть рекомендована для практического использования учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.
Первый урок по творчеству А.С. Пушкина в 5 классе.
Цели и задачи урока:
Оборудование:
1) На доске — портрет А.С.Пушкина; опорные слова: дуб зелёный, кот учёный, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка, королевич, царь, колдун, Баба-Яга, Кащей, Русь.
2) На партах учащихся - учебники литературы для 5 класса, рабочие тетради, отпечатанный дополнительный материал о творчестве А.С.Пушкина.
3) Грамзапись вступления к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.
4) Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
5) Аудиозапись лёгкой инструментальной музыки.
6) Подарочное издание поэмы “Руслан и Людмила”.
Ребята, чей портрет перед вами на доске? Какие впечатления, связанные с именем А.С.Пушкина, у вас возникают? Что вы о нём знаете?
Имя А.С.Пушкина хорошо известно каждому русскому человеку, причём с самого раннего детства. Творчество его знают и любят все — и взрослые, и дети. В жизнь каждого из нас Пушкин входит , прежде всего, своими чудесными сказками.
А знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!
Литературная разминка. Из какой сказки Пушкина данные стихотворные отрывки и художественные иллюстрации? (Можно читать вместе со мной по памяти.)
(“ О попе и работнике его Балде”).
(“О царе Салтане”).
*** Иллюстрация к сказке “О золотом петушке”
(“ О рыбаке и рыбке”).
(“О мёртвой царевне”).
*** Иллюстрация к сказке “О царе Салтане”.
(“О золотом петушке”).
*** Иллюстрация к сказке “О рыбаке и рыбке”.
Немного поиграли, теперь поработаем (работа в парах): один ученик знакомится с материалом учебника об А.С.Пушкине (стр. 73–74), его сосед по парте — с дополнительно отпечатанным материалом (чтение про себя).
Затем расскажите друг другу о том, что вы узнали нового об А.С. Пушкине и его творчестве.
Закончите фразу/предложение (проверка усвоения нового материала):
1) А.С. Пушкин родился……. (в 1799 году).
2) Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась….(Лицеем) и находилась в ….(Царском Селе под Петербургом).
3) Самым близким лицейским другом Пушкина стал …(Иван Пущин).
4) Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт…. (Г.Р. Державин).
5) Лето после окончания Лицея (1817 год) Пушкин провёл в……(Михайловском, родовом имении).
6) Именно здесь и в это время к нему приходит замысел поэмы……(“Руслан и Людмила”).
Сегодня мы познакомимся с вводной, вступительной частью первой поэмы А.С. Пушкина, которую вы верно назвали. Это удивительное произведение, посвящённое молодым современникам автора, будущей молодёжи — вам тоже. Поэмой, которую сам Пушкин написал, будучи совсем молодым, в 21 год!
(Демонстрация подарочного издания поэмы.)
Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и опасных приключений, похищений, фантастических превращений.
Но не будем торопиться.
Работа в группах (под звуки лёгкой инструментальной музыки): по данным опорным (ключевым) словам (на доске) составить мини-текст (что такое текст?) и озаглавить его.
!!! Если некоторым учащимся уже знаком текст А.Пушкина, можно предложить им индивидуальное задание — подготовиться к его выразительному чтению.
Выступления учащихся.
Интересно вам послушать текст, который создал с использованием этих слов А.С. Пушкин?
(Прослушивание грамзаписи или выразительное чтение учителя. Учащиеся следят по тексту на стр. 75 учебника.)
Лукоморье — изгиб морского берега.
Беседа по прослушанному:
1) Ваши впечатления? Понравилось? Чем? (Автор, как и вы в своих коллективных работах, изобразил своё сказочное царство; с любовью говорит о каждом его жителе.)
2) В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение? ( “Там русский дух… Там Русью пахнет!” - в эти слова Пушкин вложил любовь к родной земле, к её истории, к “преданьям старины глубокой”.)
3) Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? (Автор изображает законченную, цельную картину сказочного царства.)
4) Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С. Пушкина?
Итоги урока
Всем спасибо за работу.
Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему урока (понравившуюся из предложенных), а также домашнее задание к следующему уроку.
Домашнее задание
На выбор: выразительное чтение наизусть вступления в поэму или творческая работа “Моё сказочное царство” (можно в стихах!);
По желанию — нарисовать иллюстрации к вступлению в поэму “Руслан и Людмила” или к собственной творческой работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Александр Сергеевич Пушкин ( 1799 - 1837 )
(образец дополнительного материала - на каждую парту)
Когда Пушкину исполнилось 12 лет, в его жизни началась новая пора - Лицей. Так называлась только что открывшаяся школа в Царском Селе под Петербургом. Лицей разместился в пристройке царского дворца. Вокруг простирался великолепный парк с могучими деревьями, прудами, памятниками в честь событий русской истории.
Их было 30 мальчиков, ровесников. Они сдружились, полюбили своих учителей, свою «лицейскую республику». Самым близким другом Пушкина стал Иван Пущин. Жанно - так называли его лицеисты - был весёлым, обаятельным, безупречно честным.
Годы спустя Пущин вспоминал: «...Мы все видели, что Пушкин нас опередил, многое прочёл, о чём мы и не слыхали, всё, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает...»
Уже в Лицее Пушкин понял, что главное дело его жизни - поэзия. В 1815 году на публичном экзамене Пушкин прочёл свои стихи в присутствии знаменитого поэта Державина. Державин был очень стар, экзамен его утомил. Но вот начался экзамен по русской словесности. «Тут он оживился, глаза заблистали... Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня... Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...» - вспоминал Пушкин.
Слава юного поэта распространилась в литературных кругах. В Лицей приезжали лучшие поэты того времени - Жуковский, Батюшков, чтобы познакомиться с ним.
Шесть лет, проведённые в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы, нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге.
Самоанализ урока:
В основе личностно-ориентированного обучения - поддержка процессов самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности.
Достижение целей данного урока осуществлялось через использование элементов личностно-ориентированного обучения:
1) начальный этап урока направлен на актуализацию субъектного опыта учащихся и его расширение;
2) использование ситуации выбора в учебной деятельности (при работе в парах, домашнее задание);
3) стимулирование проявления учащимися инициативы и самостоятельности (работа в парах, в группах, фронтальная устная работа, формулировка темы урока);
4) развитие творческих способностей школьников (работа в группах, домашнее задание);
5) использование приёма сотрудничества (ученик - ученик - в парах, в группах; ученик - учитель - устная работа, итоги урока; ученик - автор ХП - «сочиняю, как Пушкин») - подготовка к умению вести учебный диалог;
6) поддержка ребёнка, создание ситуации успеха для каждого (разнообразие заданий, рациональное чередование их видов);
7) использование игровых, занимательных приёмов ( «Угадай сказку», «Закончи фразу» - учёт возрастных особенностей учащихся, профилактика переутомления);
включение приёма мотивации на дальнейшее изучение ХП и творчества А.С.Пушкина (коротко о поэме).
Антонова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 1
,