mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2009
    27
    мая
    Первоначальные сведения о строении вещества
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок обобщения, повторения и закрепления. 7-й класс.

    Урок планируется после изучения темы «Первоначальные сведения о строении вещества» для диагностики и коррекции знаний и умений учащихся. В уроке присутствуют игровые элементы, экспериментальные работы, которые вызывают у ребят интерес к предмету, способствуют самореализации учащихся. Связь данного материала с другими предметами, такими, как биология, технология (курс кулинарии), литература, естествознание, способствует развитию познавательной деятельности учащихся, их логическому мышлению.


    Цели урока

    1. Образовательные: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках путем эксперимента, решения качественных задач. Научить ребят видеть изучаемые явления в окружающей жизни, показать их связь с жизнью.
    2. Развивающие: формирование логического мышления при ответах на вопросы, при решении задач, привитие навыка работы с лабораторным оборудованием, продолжать развивать монологическую речь с использованием физических терминов.
    3. Воспитательные: привитие навыка аккуратного обращения с физическими приборами, приучать детей к доброжелательному общению, взаимопомощи.

    Ход урока

    Организационный момент

    - Знакомство с темой урока
    - Настроить класс на работу

    Опрос по пройденной теме.

    Фронтально

    Учитель:

    - Для чего нужно знать строение вещества?

    После ответа вызываю трех учащихся на первые парты для индивидуальной работы с приборами.

    Задание:

    • определить цену деления мензурки и определить объем жидкости налитой в мензурку.

    С классом продолжаю фронтальный опрос

    Учитель:

    - Из чего состоят все вещества?

    - Что называется молекулой?

    - Что вам известно о молекулах одного и того же вещества? Привести примеры.

    - Какие основные положения МКТ вам известны?

    Демонстрирую опыты: (рассказывая интересные истории)

    1. Однажды мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон после очередного дела пили чай. Холмс несколько минут, не мигая, глядел на стакан, как бы пытаясь разглядеть нечто, недоступное глазу простого смертного, и вдруг произнес:

    - Держу пари, Ватсон, вы ни за что не догадаетесь, сколько сахару можно насыпать в стакан чая, полный до краев. При этом, заметьте, нельзя пролить из стакана ни капли.

    Вопрос классу: - А как вы думаете – сколько?

    В стакан с водой, налитой до краев высыпаю ложку сахара. Вода не выливается.

    - Доктор Ватсон попросил Холмса объяснить нелогичное поведение чая. Мистер Холмс оказался в затруднении, но все–таки нашел объяснение.

    Вопрос классу: - Что бы вы ответили доктору Ватсону?

    2. С листами бумаги (сухими и смоченными водой)

    В каком случае для разделения листов бумаги требуется значительно большее усилие и почему?

    Учитель:

    - При проведении опытов важно правильно снимать показания приборов. Вспомним, как нужно определять цену мензурки и определять объем жидкости?

    Учащиеся, которые выполняли задание по определению объема жидкости, налитой в мензурку, рассказывают о своих результатах.

    Далее учащимися проводится эксперимент.

    Три ученика получают индивидуальные экспериментальные задания. На столе находится все необходимое для их выполнения (чаша с водой, стеклянная пластина, подвешенная на резиновом жгуте, стакан с холодной водой, стакан с горячей водой, соль, «зеленка», пипетка, стакан с водой). Учащиеся должны сами выбрать, какое оборудование им необходимо для выполнения задания.

    Задание 1. Определить силы притяжения между молекулами

    Задание 2. Доказать, что между молекулами существуют промежутки

    Задание 3. Доказать зависимость температуры тела от скорости движения молекул.

    Далее – обсуждение результатов опытов.

    Учитель:

    - Ребята! На дом вам было задано написать сказку о молекулах, в которой вы должны были отразить все положения молекулярно-кинетической теории.

    Далее - чтение сказки и ее обсуждение. (Повторяем основные положения молекулярно-кинетической теории).

    Демонстрирую опыт:

    Разрезаю картошку на две половинки и на срез кладу кристаллик марганцовки (переход к повторению диффузии).

    Вопросы классу:

    Учитель:

    - Как называется наблюдаемое вами явление?

    - Где возможна диффузия? В каких телах?

    - Какие наиболее благоприятные условия для этого

    - Где в нашей жизни мы встречаемся с явлением диффузии?

    Ролевая игра:

    Ученики дома подготовили костюмы и выступления по заданным темам:

    1. Ученик, одетый поваренком, рассказывает о диффузии при приготовлении пищи. Дает кулинарные рецепты приготовления различных блюд.
    2. Ученик, играющий роль инженера, рассказывает о роли диффузии в промышленном производстве.
    3. Ученик-«врач» рассказывает о значении диффузии в жизни человека и животных.

    Творческий поиск учащихся:

    На дом было задано найти отрывки из литературных произволений, где описывается явление диффузии.

    Учитель:

    - Встречались ли вы в литературных произведениях с этим явлением?

    Учащиеся зачитывают отрывки из произведений и комментируют их

    Ученик читает отрывок из итальянской сказки «Фея – цветок»:

    - Однажды утром, спускаясь по лестнице, заметила девушка на ступеньках что-то, но сразу рассмотреть не смогла – нагнулась, подняла и видит – смятый красный цветок. Почистила девушка цветок, нежно расправила помятые лепестки и приколола себе на грудь, а вернувшись домой, поставила его в вазу со свежей водой. Цветок – то и ожил, наполняя воздух благоуханием.

    На дом учащимся было дано задание подготовить примеры о «пользе» и «вреде» диффузии в жизни человека:

    Учитель:

    - Итак, известно, что диффузия играет большую роль в нашей жизни. А полезна она или вредна?

    Вызываю двух учеников к доске (парная работа). Один приводит примеры о пользе диффузии. Другой ученик доказывает, что она вредна.

    По окончании «спора» совместно с учащимися подводится итог.

    Учитель:

    - Все вещества могут находиться в четырех агрегатных состояниях

    - Что это за состояния? Перечислить. Объяснить с молекулярной точки зрения свойства твердых, жидких и газообразных тел.

    Далее предлагаю задание для самого смелого, мыслящего, знающего ученика.

    1. Почему газы сильнее сжимаются, чем жидкости?
    2. Газ находится в закрытом сосуде объемом 2л. Может ли этот газ заполнить другой сосуд объемом 4л?
    3. Вода испарилась. Изменились ли при этом сами молекулы воды? Как изменилось их расположение и движение?
    4. Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул? Объяснить.
    5. Имеются две бутылки. Одна с воздухом, другая с водой. Какие свойства газов и жидкости можно показать?

    Подводим итог. Отдельно обсуждая каждый ответ.

    В конце урока прошу учащихся сформулировать основные понятия данной темы.

    Подведение итога урока, выставление оценок.

    Литература

    1. А.Л. Камин. Физика. Развивающее обучение. 7 класс Издательство «Феникс», 2003.
    2. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Издательство «Просвещение» Москва 2001


    Афанасьева Татьяна Владимировна, учитель физики

    ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5", Москва



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9798
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.