mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    15
    фев
    Менеджер своей жизни
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Психология
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Занятие

    Данное занятие развивает навык целеполагания, целеустремленность. Проводить данное занятие несложно, но ведущий должен сам уметь ставить задачи для достижения целей и пользоваться авторитетом и доверием у детей.


    Хочу поделиться опытом проведения нижеописанного занятия. Оно с успехом проводилось с подростками и взрослыми людьми. Попробуйте сделать предлагаемые задания сами, о своих жизненных целях, и вы почувствуете его эффект. Мысли транслируются в планы и как будто «раскладываются по полочкам». Появляется ощущение внутренней силы, ясности, смысла, надежды.

    Дети и подростки иногда впервые сталкиваются с такими вопросами, что, разумеется, дает им возможность задуматься, а следовательно, развивает их личность.

    Молодому или взрослому человеку иногда тоже полезно проводить подобную «инвентаризацию». Особенно тогда, когда есть чувство неудовлетворенности собой и жизнью, запутанности, рутинности, движения «по течению».

    Преимущество данного занятия в том, что не требуется особых условий и материалов. Необходимо только время (примерно 1,5 часа) и серьезность в выполнении заданий.

    Ведущий (психолог) обязательно должен сам владеть навыком постановки задач и, разумеется, пользоваться авторитетом и доверием со стороны ребят. Взрослому человеку не так требуется профессионализм ведущего. Часто сам участник находит все ответы на свои вопросы и сам помогает себе справиться со многими проблемами.

    С подростком лучше обсудить то, что он написал – на предмет реальности его целей. Помочь внести коррективы. Это можно сделать в индивидуальном порядке. В процессе работы поделиться написанным могут только желающие. Можно разобрать их примеры. Если таковых не находится, следует использовать какой-нибудь свой пример.

    Когда группа выполняет задания, можно задавать наводящие вопросы, но желательно не навязывать ответов, не программировать их, а наоборот, подчеркивать, что у каждого человека на каждом этапе жизни – СВОИ цели и пути их достижения. Все зависит от талантов человека, от имеющихся условий и поставленной «планки» достижений.

    Цели занятия: формирование жизненных ценностей и приобретение навыков целеполагания

    Условия проведения: любая тихая аудитория, участники сидят таким образом, чтобы не видеть то, что пишет другой.

    Время: примерно 1,5 часа. Если такой возможности нет, можно разбить занятие на 2 части (2 урока) или предложить участникам ответить на некоторые вопросы дома.

    Необходимые материалы: бумага (тетради, несколько листов) и ручки.

    Участники: от 14 лет, можно проводить индивидуально, а можно в группе до 15 человек.

    Ход занятия

    Занятие проводится пошагово, участники записывают ответы на предлагаемые вопросы. Ведущему важно не просто прочитать подзаголовки, а дать подробные объяснения, что именно имеется в виду.

    В начале занятия нужно сказать несколько вступительных слов о задачах и процессе занятия. А затем предложить участникам перейти к работе.


    1-й блок «Я хочу».

    В этом блоке формулируются мечты. Задача ведущего – активизировать фантазию участников, помочь раскрыть им свой потенциал. Если возникают затруднения, можно сказать: «Представьте себе, что вы можете ВСЁ. Или, например, к Вам прилетела фея-волшебница, которая может исполнить все ваши желания. Что бы вы пожелали?»

    1. Что я хочу иметь:

    1. ...
    2. ...
    3. ...

    Записывается то, что человек хотел бы иметь в жизни. Но именно такое, что, имея это, он бы почувствовал, что «жизнь удалась». Например, мечта о собственном доме, машине определенной марки и т.п. Сюда же можно включить и нематериальные ценности.

    Например, «Хочу иметь шикарную норковую шубу», «хочу, чтобы у меня было много детей» или «хочу иметь дружную семью».

    Описать такие «заветные мечты» нужно как можно ярче и подробнее.

    2. Каким и кем я хочу стать:

    Например:

    1. Я бы хотел работать … (кем, где – можно несколько вариантов)
    2. Я хочу, чтобы я был … (каким)
    3. Я бы хотела стать …

    Нужно объяснить пишущему, что в данном пункте следует описать образ себя в будущем, в идеале.

    3. Как я хочу прожить жизнь:

    1. Я хочу, чтобы моя жизнь была … (какая)
    2. Мне нужно, чтобы в моей жизни …

    Описывается образ жизни. То, что важно в жизни. Например, встречи с друзьями, или спортивные достижения.

    4. Что я хочу увидеть в жизни («увидеть Париж и умереть»)

    Чем необыкновеннее и сложнее, тем лучше. Можно пофантазировать. Например, «хочу увидеть Атлантиду» или живого инопланетянина.

    Например:

    1. «Хочу увидеть своих правнуков»
    2. «Хочу побывать в Диснейленде»
    3. «Хочу увидеть Индию»

    5. Что я хочу успеть сделать в жизни (для себя, для других, для мира)

    То есть, сделав это, мог бы сказать, что прожил жизнь не зря.

    Например:

    1. «Хочу слетать в космос»
    2. «Хочу выйти замуж»
    3. «Хочу придумать лекарство от рака»
    4. «Написать книгу»

    6. Что я хочу оставить после себя (своей семье, детям, внукам, стране, потомкам)

    Здесь тоже имеется в виду и материальные вещи, и нематериальные.

    Примечание: если вы решили проводить занятие в 2 этапа (2 урока), то именно на этом месте лучше прерваться.


    2-й блок «Мои планы»

    В этом блоке участникам нужно распланировать свои действия для достижения того, что было обозначено в 1-м блоке.

    Сначала нужно определить:

    1. Что для меня СЕЙЧАС самое важное (первоочередная задача): ...
    2. Какие задачи можно реализовывать ПАРАЛЛЕЛЬНО: ...

    Здесь, как правило, требуется помощь ведущего. Лучше разобрать какой-нибудь пример желающего, подсказать, какие варианты возможны.

    А затем предложить всем участникам расписать в виде задач:

    1. Мои планы на 5 лет
    2. На ближайший год
    3. На месяц
    4. На завтра
    5. На сегодня

    Здесь очень важно донести до участников, что каждый день, даже каждую минуту мы движемся к своей мечте. Даже те действия, которые, казалось бы, не относятся к основной цели, могут помогать ее достичь. Например, я сейчас, обучаясь в школе, изучаю те предметы, которые вряд ли понадобятся мне в моей профессии. Но чтобы поступить в учебное заведение или на работу, о которой я мечтаю, необходим аттестат. Значит, всего лишь, находясь в школе и делая домашние задания, я делаю маленькие шажочки к своей заветной цели.

    Есть хорошее упражнение: каждый вечер перед сном анализировать прожитый день и оценивать, насколько он помог выполнить поставленные задачи. «Что я сегодня сделал для того, чтобы…» Это повышает самооценку, дает понимание смысла жизни и структурирует мысли и действия.


    3-й блок «Что может помешать»

    Нужно подумать, что может помешать в осуществлении целей.

    Например, лень, отсутствие денег, болезнь и т.д.

    На эту тему можно устроить «мозговой штурм».

    После составляется другой список идей:

    1. «Что я могу сделать для того, чтобы этого не случилось».
    2. «Кто и что мне может помочь»


    Опять же лучше поразмыслить вместе.


    Заключительная часть.

    Ведущий отвечает на вопросы, просит поделиться впечатлениями о занятии, помогло ли им это занятие в постановке целей, умеют ли они теперь «превращать» сказку в реальность?

    А также, если для кого-то это занятие оказалось слишком трудным, или выявились какие-то проблемы, стоит пригласить таких.


    Галдилина Ольга Викторовна, педагог-психолог

    СОШ №751, г.Москва



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 1578
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.