mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    23
    апр
    Деревенька моя, деревянная, дальняя…
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Цель занятия: совершенствование методики обучения, способствующей успешному развитию творческих способностей учащихся через приобщение к народной культуре.


    В моей программе работы с детьми исключительное место занимают разделы, посвященный национальной культуре. В результате по этой теме разработала систему занятий.

    Это такие тематические задания:

    "Деревенька моя, деревянная, дальняя…"
    "Птица-счастья".
    "В гости к нам пришли матрешки".
    "В поисках града Китежа" и другие.

    На каждом этапе пытаюсь найти творческие формы освоения этих тем, интересные учащимся, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню сформированности художественных знаний, умений и навыков.

    Главным на моих занятиях считаю наличие интереса, когда ребенку личностно значимо тема и поставленная перед ним учебная проблема. Тогда он может достичь результатов, неожиданных для взрослых.

    Моя ведущая педагогическая идея:

    Совершенствование методики обучения, способствующей успешному развитию творческих способностей учащихся через приобщение к народной культуре.

    В итоге решила поделиться опытом своей работы на примере одного из занятий. Данное занятие является обобщающим при изучении темы: " Корни народного искусства".

    Цели и задачи. Расширить знания детей в области русской культуры, умение выразить ощущение праздника. Формировать умение работать с бумагой. Уточнить композиционный замысел костюма в линейном рисунке, проработать цветом основные части композиции костюма.

    Закрепить знания детей о русском народном костюме, его типах, как образном строе одежды, как выражение представлений людей об устройстве мира.

    Развить творческое воображение, фантазию, трудолюбие и аккуратность.

    Воспитать уважение к древнерусским обычаям и праздникам, привить любовь и интерес к русскому народному искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных художественных традиций.

    Тип занятий. Метод. Материалы. Зрительный ряд

    Комбинированный
    Объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
    Бумага, ножницы, клей, нитки, бумага рифленая, гуашь, кисти, баночка.
    Панно “Среднерусский пейзаж”
    Детские работы: “Макет деревни” (избы, часовни, колодцы, мельницы)
    Таблицы с изображением русского народного костюма, (альбом и работы учителя). Кукла в технике “коллаж”.
    Ксерокопии “Русский народный костюм”.
    Игра "Элементы орнаментов" (трехъярусный строй украшений).
    Корреспонденты. (2)
    Фотографии о жизни древних славян.
    Печь и настоящие тряпичные куклы (макет).

    Литературный ряд.

    Легенда “Как боги играли в куклы”.

    Пословицы и поговорки.

    Музыкальный ряд.

    Русские народные мелодии. “Я на горку шла”. “Тонкая рябинка”, "Во поле береза стояла".

    1 занятие

    Задание. Изготовление костюма куклы-берегини по мотивам народной праздничной одежды.

    1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

    Педагог

    На прошлых занятиях вы познакомились с народной праздничной одеждой, предметами быта и укладом жизни русских людей.

    Праздник

    Но кроме этого на Руси были определенные традиции – это праздник (образ счастья и желания жизни), которые люди праздновали каждый год в одно и то же время. Эти праздники сопровождались веселыми гуляньями. Сегодня у нас необычное занятие и называется оно: "Деревенька моя деревянная дальняя..." мы повторим и узнаем более подробно о жизни наших далеких предков – древних славян и изобразим их во время праздника – в хороводе.

    2. ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕЛЕНИЕ ДАЛЕКИХ ПРЕДКОВ – ДРЕВНИХ СЛАВЯН.

    Я предлагаю вам немного пофантазировать...

    Мы решили командировать двух учеников из вашего класса (Настю и Алешу) в далекое прошлое...

    Недавно эролет вернулся и путешественники начнут свой рассказ...

    Алеша

    – Эролет остановился в селении наших далеких предков – древних славян. Передо мной предстала жутковатая картина. Толпа людей собралась у изображения богини земли. Они молили её о хорошем урожае и предлагали дары, среди которых была... связанная девушка. Бедняжку должны были принести в жертву. Но тут из толпы вышел юноша. "Стойте!" – вскричал он. В его руках было березовое полено. Юноша попросил у женщин сарафан и платочек и в одно мгновение нарядил полено - ну чем не девушка с беленьким личиком! Кукле из полена тут же дали имя - Коллодия и принесли в жертву вместо девушки.

    Педагог. Так пришел конец ужасному обычаю. Славянские женщины были избавлены от нелепой гибели. И воспоминания об этом остались только в сказках, где красавицами откупаются от драконов, А славянские боги начали... играть в куклы. Да-да, ведь Коллодия и была первой славянской куклой.

    Алеша. А еще я видел, как и другим языческим богам вместо человеческих жертв стали дарить кукол: Морену, Купалу, Кострому, Русалку, Кострубоньку... Мрачные обряды жертвоприношения превратились в веселые праздники. Кукол- чучел обычно сплетали из соломы, наряжали, с песнями носили по селу, водили вокруг них хороводы, затевали игры, а после "отдавали" богам, прося взамен хорошей погоды, богатых урожаев, удачной охоты.

    Педагог. Праздники были так хороши, что некоторые из них сохранились до сих пор.

    – Ребята, а не приходилось ли вам с песнями и играми сжигать чучело Зимы – Дуню-Масленницу, а после лакомиться блинами –изображениями солнца? Ребята, а какие вы знаете праздники? (Иван-Купала, Ярмарка, Коляда).

    Но нам пора возвращаться в нашу эру. Настя случайно оказалась в русской деревне и ей удалось заглянуть в ближайшую избу... (рассматривают тряпичные куклы на макете печи).

    – Я оказалась в русской деревне и заглянула в ближайшую избу... Молодая крестьянка склонилась над деревянной колыбелькой. Она укладывала рядом с новорожденным малышом самодельную тряпичную куколку и приговаривала:

    Настя. “Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”. А возле печки висели куклы “двенадцать лихорадок”: Огнея, Лидея, Гресея... Они должны были отгонять от хозяев болезни. Видно, кукла по-прежнему была игрушкой не для ребенка, а для бессонницы и прочих напастей.

    – Ее делом было отвлекать от человека злые силы, оберегать его. Так ее называли БЕРЕГИНЯ

    Если в доме случалась беда, надо было взять куколку, повернуть ее три раза против часовой стрелки и сказать: “ОТВЕРНИСЬ ЗЛОМ, ПОВЕРНИСЬ ДОБРОМ!”

    Педагог. А выглядела она вот так... (рассматривают музейные экспонаты на таблице). Это простейшее изображение женской фигуры: туловище – кусок ткани, свернутый в скалку, обтянутый льняной тряпицей – лицо, кудельная, либо волосяная коса. Костюм с куклы не снимался, в нем отражены основные детали женской одежды. Добротно и ладно сшитые тряпичные куклы считались хорошим подарком. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. На “посиделки” вместе с прялкой девочки часто брали и коробейку с куклами. Играя, девочки учились кроить, шить, вышивать, прясть. Еще я видела, как куклами играла... красавица-невеста. Нарядную куклу-оберег ей подарила мать, благословляя на брак. На самой свадьбе маленькие куклы в красных платьях украшали свадебное печенье. А потом невесте дали подержать несколько кукол с пожеланием, чтобы в новой семье было много детей. Кукол-берегинь одевали в яркие платочки и расшитые узорами сарафаны, но – оставляли без лица. Славяне считали, что если куклу сделать уж очень похожей на человека, в нее может вселиться злой дух и навлечь на хозяина беду.

    Настя. Ребята, а как вы думаете, можно ли выбросить куколку? (Нет.) Обереги никогда не выбрасывали, а передавали по наследству. Ими любовались, брали в руки, носили с собой... и наконец и наконец они превратились в игрушки. Это тряпичная кукла. Попробуем и мы сегодня создать свою куклу-берегиню, которая, возможно, и вас защитит от болезней и зла.

    Задача на первом и втором занятии.

    Педагог. На первом занятии мы выполним костюм для куклы по мотивам народной праздничной одежды, а на втором уроке украсим костюм орнаментом и куклы будут веселиться в хороводе.

    3. ПОВТОРЕНИЕ.

    КАК ОДЕВАЛАСЬ РУССКАЯ ДЕВУШКА?

    Педагог. Вы знаете, что костюм с мудростью создавали – добротно, качественно, красиво.

    Я знаю, что на гулянье девушку в небрежно сшитом наряде осудят женщины, сидящие в сторонке: "Худа швея кака, шила криво ведь".

    – А какие вы знаете пословицы, поговорки о народном костюме?

    "У ленивой пряхи и для себя нет рубахи"

    Дети. "Сшили Дуне сарафан.
    Носи, Дуня, береги,
    По праздничкам одевай,
    По будничкам скидывай,
    Крепче в ящик запирай".

    "Не то дорого,
    Что красного золота,
    А то дорого,
    Что доброго мастера".

    Педагог. А теперь вспомним, как одевалась русская девушка?

    Дети.

    1. Русская девушка до 14 лет надевала сорочку, иногда юбку "подол", на ноги сапожки, на голову ленту (венец), подпоясывалась поясом.

    2. Рубаха "воротушка" с красными кумачовыми рукавами и синий набойчатый сарафан, душегрея.

    3. Рубаха с паневой (передник).

    4. Обувь – кожаные, сафьяновые, бархатные, атласные сапоги, башмаки.

    5. В косу вплетали золотые, серебряные нитки, цветные шнурки, накосники.

    6. Мужской: рубаха-косоворотка, порты.

    Педагог. Какую функцию выполнял пояс?

    Дети. Оберег.

    Концы плетеных поясов украшались головками ящеров, которые символизировали подземно-подводный мир.

    Педагог. Мы знакомились с видами головных уборов.

    А кто помнит какие головные уборы, были на Руси?

    Дети.

    7. Головной убор: рогатая кичка, кика, сорока с кичкой.

    Педагог. Я вам хочу рассказать о головных уборах...

    У жительницы русского севера – пинежанки, головной убор был главным в наряде. На ней блистало высокая повязка – хаза – завязанная на затылке парчовыми или красными лентами. И называлась она "Девья красота".

    Нижняя часть повязки расшивалась звездами, речным жемчугом. На лбу жемчужная узорная сетка – поднизь.

    Владельцы драгоценного убора – повязочницы – украшали праздник.

    Появление их на гулянье встречалось с восторгом и тайной завистью. Им полагалось или “столбом стоять”, красоваться на зеленом лугу, или тихо прогуливаться по деревне. В плясках и веселье участвовали девушки и победнее – в платочках “кокушницы”. Платок заправляли под лямки сарафана, на плечах.

    Посмотрите какие ласковые слова давали женщине на Руси!

    Читаем новые слова:

    КОЛЛОДИЯ

    БЕРЕГИНЯ

    ПИНЕЖАНКА

    4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОСТЮМА ДЛЯ КУКОЛКИ ПО МОТИВАМ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ОДЕЖДЫ.

    На партах лежат изделия – куклы из конических объемов, бумага для одежды, клей, ножницы.

    1. А теперь посмотрите, как можно одеть куколку?

    А) Выкраиваем сарафан по шаблону, оставляя место для сшивания.

    Б) Делаем оборки и пышность.

    В) По желанию выкраиваем душегрею. Какой цвет будет близким по тону к сарафану:

    Зеленый – Желтый Красный – Розовый Фиолетовый – Малиновый.

    Г) Изготавливаем головной убор.

    Д) Волосы.

    5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    6. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.

    А теперь поменяйтесь куколками, посмотрите ошибки друг друга. Может быть что-то нужно исправить. Аккуратность. Оригинальность.

    2 занятие

    Задание

    Орнаментированная разработка куколки-берегини в цвете.

    1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА ЗАНЯТИЕ.

    Педагог. Устроим нашим куколкам праздник? Но для этого мы украсим рубаху и рукав вышивкой и наденем украшения.

    2 ПОВТОРЕНИЕ.

    Я знаю, что образ вышивающей девушки в славянской народной поэзии встречается часто. В одной русской лирической песни поется:

    · ... Она первый узор вышивала –
    не утреннюю зарю с белым светом;
    Она другой-то узор вшивала –
    Несходимое красное солнце со лучами.

    · В руках они держали тонко-бело полотно о четрых углах,
    Первый угол вышивала светел
    Месяц со звездами
    Второй угол вышивала: красное
    Солнце со маревами
    Третий угол вышивала, крутые
    Горы со лесами.

    · У меня младой альной подол,
    Шит бумагою, синей ниткою,
    Ковылюшками, недробнушками.

    Постановка цели и задачи на второе занятие.

    На этом уроке и мы попробуем с вами украсить одежду уже знакомыми вам древними символами и знаками: солнца, поля, земли, воды, а еще – мировое дерево, Берегиня, птица-счастья, петушок.

    Послушайте, как одна мастерица-крестьянка комментировала свою работу: Как начать?..

    Это низ – земля будет, здесь
    Будто лес, трава наросла...
    А вверху небо... А тут и солнышко
    Всходит, надо еще и звезды ...а
    Тут птицы прилетели.

    Повторение

    УКРАСЬ УЗОРОМ СИЛУЭТ КУКОЛКИ

    Вы знаете, что в украшении костюма существовал трехъярусный строй украшений.

    Игра

    ·  Какими символами украшался подол рубахи? (Орнамент символизирует засеянную пашню, дождь, воду.)

    ·  Какими символами украшалась рубаха выше пояса? (Изображения цветов, растений, веток).

    Прикрепляем элементы

    ·  Какими символами украшался головной убор и верхняя часть костюма? (Узоры основаны на обращении к звездам, птицам, связанные с образом неба.) Здесь вы видите силуэт рубахи, кто сможет украсить его узором?

    Пока ребята украшают узором рубаху мы повторим...

    ·  Какой цвет является волшебным оберегом и главным в вышивке?

    (Красный – красивый, добрый, солнечный, красна девица.

    Черный – символ земли, плодородия.

    Желтый – цвет солнца, символ тепла и богатства.

    Голубой – вода.)

    · Какие еще основные цвета применялись в украшении?

    · Посмотрим, как украсили силуэт куклы ребята?

    ·  А как еще можно украсить? (Верхнюю часть рукава, по горловине, весь рукав.)

    ПОКАЗ РАБОТЫ ПЕДАГОГА.

    А теперь посмотрите, как можно украсить одежду куклы кистью и красками.

    A) Проводим горизонтальные параллельные, прямые линии, – это земля.

    Волнистые – это вода.

    Б) Итак, я провела линии, а между ними составляем узор в полосе из каких геометрических фигур? (Квадраты, ромбы, треугольники.)

    А между ними добавляем струи дождя, семена (точки), чередующихся между собой.

    B) Затем украшаем рукава и горловину рубахи. Мы повторим с вами теорию, украсим узором силуэт, я показала вам, как это выглядит на деле при помощи куклы-берегини.

    А теперь вы приступите, к самому ответственному моменту нашей работы: вы самостоятельно будете украшать рубаху куклы орнаментом.

    3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

    4. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ.

    А теперь, ребята, Настя и Алеша, которые видели и знают, как выглядели крестьяне, мне помогут оценить вашу работу.

    Подарок

    Силуэтное "Берегиня" – тем, кто красиво украсил узором рубаху.

    Изображение "Птица-счастья" – тем, кто добротно, качественно и красиво выполнил костюм.

    5. КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    А теперь, ребята, посмотрите, что у нас получилось.

    Вы удовлетворены своей работой?

    Какие красивые наши русские берегини.

    · Они стоят в хороводе, а когда они становились в хоровод? (В праздники.)

    · А что еще доказывает, что это праздник? (Они нарядные.)

    ·  А почему они нарядные? (Потому что вы постарались и нарядили их).

    Представим себе, что мы присутствуем на деревенском празднике. Ярко светит и греет солнышко. Травка и цветы, которые смотрят на нас удивленно и приветливо. Вышли в круг девушки. Наш праздник украшают владелицы драгоценного головного убора – повязочницы, удачные и красивые. Есть девушки и в платочках...

    6. ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. ЛЮБОВАНИЕ. МУЗЫКА.

    Детские работы – куклы-берегини встали в хоровод. На заднем плане макеты деревенских изб, церкви, колодцы, выполненные из рифленой бумаги и бумаги под "шпон". Деревенька находится на фоне пейзажа.

    Литература

    1. Иллюстрированный журнал "Миша". "Как боги играли в куклы" (Легенда).
    2. "Маленькие чудеса". Сборник очерков о русском народном искусстве. Н.В. Тарановская.

    Галкина Надежда Александровна, педагог дополнительного образования

    Дом детского творчества № 1, г. Бийск



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 2709
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.