Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Май 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Тема «Социальный конфликт» изучается в курсе обществознания в 8-м классе по А.И. Кравченко, в 10-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается понятие конфликта, его функции, виды конфликтов, способы их разрешения.
Цель урока: формирование знаний учащихся по теме «Социальный конфликт», применение их в практической деятельности.
Урок сопровождается презентацией. Урок можно начать с психологического теста.
«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?».
Часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.
Ответы:
Обработка результатов теста.
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Большее количество баллов под определенной буквой – ваш тип.
Тип «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Тип «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.
Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
После анализа полученных результатов учитель переходит к теоретической части урока.
Конфликт – столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействий.
Субъекты конфликтов – его участники.
Предмет конфликта – вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.
Цель конфликта: достижение собственного интереса за счет интересов других.
Функции конфликтов:
Виды социальных конфликтов:
Способы протекания конфликта:
Разрешение конфликта – переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества сторон.
Способы разрешения конфликтов:
Условия успешного разрешения социальных конфликтов:
Рекомендации для ускорения процесса разрешения конфликта:
После изучения нового материала учащимся предлагается выполнить несколько практических заданий для обобщения и закрепления материала.
1. Расположите слова, написанные на доске по степени усиления конфликтной ситуации, дайте объяснение:
Диспут, раздор, перебранка, столкновение, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, схватка, спор.
2. Объясните высказывания:
3. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.
4. В парах можно предложить разыграть конфликтную ситуацию и предложить пути ее разрешения. Например, конфликт между друзьями, между подругами, в семье, между учителем и учеником и т.д.
Урок можно закончить словами Рощина М.М., русского писателя, чьи повести и рассказы посвящены современным нравственным проблемам.
«Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения, - будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, - то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду. Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
Данилова Светлана Анатольевна, учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №14, г.Мончегорск, Мурманская обл.
,