mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2014
    15
    мая
    Что за прелесть эти сказки!
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Бинарный урок: музыка, МХК и ИЗО, литература и библиотеки

    Бинарный урок – интеграция трёх предметов (музыка – МХК – литература) и библиотеки является заключительным уроком по теме «Сказки А.С. Пушкина» и проходит в форме праздника. Дети знакомятся с произведениями искусства и народных промыслов по мотивам сказок А.С. Пушкина, готовят инсценировки сказок. Урок сопровождается слайдовой презентацией и музыкальными отрывками из опер, мультфильмов, кинофильмов.

    Звучит фонограмма «Метель» Свиридова. Дети входят в зал.

    Ведущий. Пушкин. Это имя бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства. А.С.Пушкин – основоположник русской литературы. Сегодня он у нас в гостях.

    Входит ученик в образе А.С.Пушкина.

    Приветствую я вас о, юные потомки!
    На праздник сказки вы сегодня собрались.
    В них вся душа моя и русского народа…
    И слава их пережила века.

    Ведущий. А.С.Пушкин родился …(6 июня 1799 года). Этот день подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича.
    А.С.П. родился в …(Москве) в дворянской семье.
    Лучшими друзьями Пушкина в детстве были:… (няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита). Им впоследствии поэт посвятил стихи. 
    В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки, которая знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа. 
    Большую часть свободного времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.
    Давайте и мы с вами поиграем в игру тех лет. (Играем в игру)
    В раннем возрасте Саша читал много книг. Причём, надо отметить, что в библиотеке отца были в основном книги на французском языке, и Саша читал их в оригинале. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
    Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян.
    С раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием своей няни, которую звали (Арина Родионовна). Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она «окая». Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой. 
    Ей поэт посвятил стихотворение «Няне»:

    Ученик:

    Подруга дней моих суровых,
    Голубка дряхлая моя!
    Одна в глуши лесов сосновых
    Давно, давно ты ждёшь меня.
    Ты под окном своей светлицы
    Горюешь будто на часах,
    И медлят поминутно спицы
    В твоих наморщенных руках.
    Глядишь в забытые вороты
    На чёрный отдалённый путь;
    Тоска, предчувствия, заботы
    Теснят твою всечасно грудь…

    Ведущий. И строчки в романе «Евгений Онегин»:

    Но я плоды своих мечтаний
    И гармонических затей
    Читаю только старой няне,
    Подруге юности моей…

    Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы. Саша записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные это сказки: добрые, весёлые, полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним их:
    1. «Сказке о царе Салтане»,
    2. «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
    3. «Сказка о рыбаке и рыбке».
    4. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
    Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане» (отрывок 3-го чуда, I тема). На её фоне звучит начало сказки:

    Жил-был поп
    Толоконный лоб.
    Пошёл поп по базару
    Посмотреть кой-какого товару.
    Навстречу ему Балда
    Идёт сам не зная куда.

    («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

    Звучит музыка из того же произведения. Сцена 3-го чуда, 2-я тема. На её фоне начало сказки:

    Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно 30 лет и 3 года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу.

    («Сказка о рыбаке и рыбке»).

    – А сейчас мы проверим, кто из вас лучше знает эту сказку:

    1. Сколько раз старуха отправляла старика к синему морю;
    2. С какими просьбами? (5 раз: чтоб было новое корыто,
    новая изба;
    чтоб стать столбовой дворянкой,
    царицей,
    морской владычицей).

    Инсценировка отрывка из сказки

    Звучит музыка Г.Свиридова «Марш», на её фоне начало сказки:

    Чтоб конец своих владений
    Охранять от нападений,
    Должен был он содержать
    Многочисленную рать.
    ---------------------------------
    Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы.
    Чуть опасность где видна,
    Верный сторож как со сна
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся
    И кричит: «Кири-ку-ку:
    Царствуй, лёжа на боку!».
    «Сказка о золотом петушке»

    Вновь звучит музыка Г.Свиридова «Весна – осень», на её фоне звучат строки следующей сказки:

    Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком.
    «Кабы я была царица, –
    Говорит одна девица, – 
    То сама на весь бы мир
    Приготовила я пир».
    «Кабы я была царица, –
    Говорит её сестрица, –
    То на весь бы мир одна
    Наткала я полотна»,
    «Кабы я была царица, – 
    Третья молвила сестрица, –
    Я б для батюшки-царя
    Родила богатыря».

    «Сказка о царе Салтане…»

    – А вы знаете, ребята, у этой сказки интересная история. Тетрадь с записями сказок Арины Родионовны Пушкин показал Жуковскому, своему другу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял из няниных сказок по одному сюжету и написал сказку: Пушкин – «Сказку о царе Салтане», Жуковский – «Сказку о царе Берендее». Сказка Пушкина имела больший успех.

    … под ёлкою высокой,
    Видит, белочка при всех
    Золотой грызёт орех,
    Изумрудец вынимает,
    А скорлупку собирает,
    Кучки ровные кладёт,
    И с присвисточкой поёт
    При честном при всём народе
    Во саду ли, в огороде.

    («Сказка о царе Салтане»)

    Дети на русских народных инструментах исполняют «Во саду ли, в огороде». На экране силуэт белочки. Исполняется «Белка» (фрагмент) из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова, аранжировка д/детского оркестра Г.Струве.
    Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». На её фоне звучит начало сказки:

    Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у окна
    Села ждать его одна.
    Ждёт-пождёт с утра до ночи,
    Смотрит в поле, инда очи
    Разболелись глядючи
    С белой зори до ночи,
    Не видать милого друга!
    Только видит: вьётся вьюга,
    Снег валится на поля,
    Вся белёшенька земля.

    («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

    – Ребята, вспомните к кому обращается королевич Елисей в поисках царевны ( к солнцу, месяцу, ветру – природа ему помогает).

    Инсценировка отрывка из сказки

    Звучит музыка С.Рахманинова «Полька». На её фоне текст:

    – Сказки были одним из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с признанными «высокими» литературными жанрами, ведь именно в сказках раскрываются богатейшие сказки русского языка.
    – А.М.Горький писал: «Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».
    – Ребята, а вы помните с помощью чего злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну (Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне»). А что был запредмет, говорящий человеческим голосом (Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне»).

    (В награду за правильные ответы – сюрприз).

    Тихо звучит музыка – отрывок из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»/

    У Лукоморья дуб зелёный;
    Златая цепь на дубе том:
    И днём и ночью кот учёный
    Всё ходит по цепи кругом;
    Идёт направо – песнь заводит,
    Налево сказку говорит.
    Там чудеса: там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит;
    Там на неведомых дорожках
    Следы невиданных зверей;
    Избушка там на курьих ножках
    Стоит без окон, без дверей;
    Там лес и дол видений полны;
    Там о заре прихлынут волны
    На брег песчаный и пустой,
    И тридцать витязей прекрасных
    Чредой из вод выходят ясных,
    И с ними дядька их морской;
    Там королевич мимоходом 
    Пленяет грозного царя;
    Там в облаках перед народом
    Через леса, через моря
    Колдун несёт богатыря;
    В темнице там царица тужит, 
    А бурый волк ей верно служит;
    Там ступа с Бабою – ягой
    Идёт, бредёт сама собой;
    Там царь Кощей над златом чахнет;
    Там русский дух… там Русью пахнет!
    И там я был, и мёд я пил;
    У моря видел дуб зелёный;
    Под ним сидел, и кот учёный
    Свои мне сказки говорил.

    (Исполняется «Марш Черномора» (фрагмент) из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», аранжировка д/детского оркестра Г.Струве.) Звучит отгадка.

    Раздался шум; озарена
    Мгновенным блеском тьма ночная,
    Мгновенно дверь отворена;
    Безмолвно, гордо выступая,
    Нагими саблями сверкая,
    Арапов длинный ряд идёт
    Попарно, чинно, сколь возможно,
    И на подушках осторожно
    Седую бороду несёт;
    И входит с важностью за нею,
    Подъяв величественно шею,
    Горбатый карлик из дверей:
    Его-то голове обритой,
    Высоким колпаком покрытой,
    Принадлежала борода…

    Инсценировка отрывка из сказки «В гостях у сказочной птицы»

    – Ребята, в каких сказках Пушкина встречаются волшебные необыкновенные птицы? Почему мы называем их волшебными? Чем отличается «золотой петушок» от обычного? «Царевна-лебедь» от обычной птицы лебедя?

    Петушок. Вроде бы совсем обыкновенная птица, но в замечательной сказке Пушкина она предстаёт перед нами птицей волшебной.

    … Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
    «Посади ты эту птицу, – 
    Молвил он царю, – на спицу;
    Петушок мой золотой
    Будет верный сторож твой:
    Коль кругом всё будет мирно,
    Так сидеть он будет смирно;
    Но лишь чуть со стороны
    Ожидать тебе войны,
    Иль набега силы бранной,
    Иль другой беды незваной,
    Вмиг тогда мой петушок
    Приподымет гребешок,
    Закричит и встрепенётся
    И в то место обернётся».

    …петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его границы,
    Чуть опасность где видна,
    Верный сторож, как со сна,
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся,
    И кричит: «Кири-ку-ку.
    Царствуй, лёжа на боку!»

    – Давайте подумаем, какого характера должна быть песенка петушка? (Горделивая, смелая, очень звонкая…) (Сами сочинить)
    – Кто композитор музыки к сказке «Золотой петушок»? (Прослушивание)
    – А теперь поговорим о другой птице – лебеде, которая встречается в сказке Пушкина. Какой? (Сказка о царе Салтане)
    – Вспомним, как Пушкин описывает волшебство этой птицы.

    …Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывёт…
    …Тут она, взмахнув крылами,
    Полетела над волнами
    И на берег с высоты
    Опустилася в кусты,
    Встрепенулась, отряхнулась
    И царевной обернулась:
    Месяц под косой блестит,
    А во лбу звезда горит;
    А сама-то величава,
    Выступает, будто пава;
    А как речь-то говорит, 
    Словно реченька журчит…

    – Посмотрите, как художники-иллюстраторы изобразили плывущего лебедя – гордую величественную птицу…
    А художник М.А.Врубель сумел передать момент превращения птицы в царевну. 
    Художники в красках передают своё видение образа сказочной птицы, а композитор с помощью звуков и своей фантазии рисует музыкальный образ. Кто назовёт композитора, который написал оперу «Сказка о царе Салтане»?

    Дети отвечают. Звучит фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Царевна-лебедь».
    Детям предлагается высказаться о характере музыки, выделить её особенности (величественная, гордая, мелодичная, плавно плывущая…). Затем они движениями пробуют передать под музыку образ сказочной птицы.

    – В сказках Пушкина отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.

    Награждение победителей конкурсов: чтецов, рисунков и кроссвордов.

    – Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха.
    Надеемся, ребята, вам ещё не раз захочется перечитать сказки А.С.Пушкина. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.

    Хор исполняет песню.


    Клименко Марина Владимировна, заведующий библиотекой

    МОУ СОШ №36, г.Ангарск, Иркутская обл.


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4029
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.