Звучит фонограмма «Метель» Свиридова. Дети входят в зал.
Ведущий. Пушкин. Это имя бесконечно дорого каждому из нас, близко и знакомо с детства. А.С.Пушкин – основоположник русской литературы. Сегодня он у нас в гостях.
Входит ученик в образе А.С.Пушкина.
Приветствую я вас о, юные потомки!
На праздник сказки вы сегодня собрались.
В них вся душа моя и русского народа…
И слава их пережила века.
Ведущий. А.С.Пушкин родился …(6 июня 1799 года). Этот день подарил миру гения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича.
А.С.П. родился в …(Москве) в дворянской семье.
Лучшими друзьями Пушкина в детстве были:… (няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита). Им впоследствии поэт посвятил стихи.
В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки, которая знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.
Большую часть свободного времени он проводил в играх с крепостными ребятишками.
Давайте и мы с вами поиграем в игру тех лет. (Играем в игру)
В раннем возрасте Саша читал много книг. Причём, надо отметить, что в библиотеке отца были в основном книги на французском языке, и Саша читал их в оригинале. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
Летом 1811 года юного Пушкина привезли в Петербург. В 12 лет, выдержав экзамен, Саша поступил в Царскосельский лицей для детей знатных дворян.
С раннего детства будущий поэт был окружён заботой и вниманием своей няни, которую звали (Арина Родионовна). Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, говорила она «окая». Маленький Саша очень любил свою няню, называл её ласково мамушкой.
Ей поэт посвятил стихотворение «Няне»:
Ученик:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Ведущий. И строчки в романе «Евгений Онегин»:
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей…
Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы. Саша записывал сказки няни в отдельную тетрадь и позже на их основе создал свои сказки. Удивительные это сказки: добрые, весёлые, полны красоты и вдохновения. Давайте вместе вспомним их:
- «Сказке о царе Салтане»,
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Звучит музыка Н.А.Римского-Корсакова к «Сказке о царе Салтане» (отрывок 3-го чуда, I тема). На её фоне звучит начало сказки:
Жил-был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт сам не зная куда.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Звучит музыка из того же произведения. Сцена 3-го чуда, 2-я тема. На её фоне начало сказки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно 30 лет и 3 года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
– А сейчас мы проверим, кто из вас лучше знает эту сказку:
1. Сколько раз старуха отправляла старика к синему морю;
2. С какими просьбами? (5 раз: чтоб было новое корыто,
новая изба;
чтоб стать столбовой дворянкой,
царицей,
морской владычицей).
Инсценировка отрывка из сказки
Звучит музыка Г.Свиридова «Марш», на её фоне начало сказки:
Чтоб конец своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
---------------------------------
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку:
Царствуй, лёжа на боку!».
«Сказка о золотом петушке»
Вновь звучит музыка Г.Свиридова «Весна – осень», на её фоне звучат строки следующей сказки:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То сама на весь бы мир
Приготовила я пир».
«Кабы я была царица, –
Говорит её сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»,
«Кабы я была царица, –
Третья молвила сестрица, –
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
«Сказка о царе Салтане…»
– А вы знаете, ребята, у этой сказки интересная история. Тетрадь с записями сказок Арины Родионовны Пушкин показал Жуковскому, своему другу. Между поэтами произошло своеобразное соревнование. Каждый взял из няниных сказок по одному сюжету и написал сказку: Пушкин – «Сказку о царе Салтане», Жуковский – «Сказку о царе Берендее». Сказка Пушкина имела больший успех.
… под ёлкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладёт,
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе
Во саду ли, в огороде.
(«Сказка о царе Салтане»)
Дети на русских народных инструментах исполняют «Во саду ли, в огороде». На экране силуэт белочки. Исполняется «Белка» (фрагмент) из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова, аранжировка д/детского оркестра Г.Струве.
Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». На её фоне звучит начало сказки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
– Ребята, вспомните к кому обращается королевич Елисей в поисках царевны ( к солнцу, месяцу, ветру – природа ему помогает).
Инсценировка отрывка из сказки
Звучит музыка С.Рахманинова «Полька». На её фоне текст:
– Сказки были одним из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с признанными «высокими» литературными жанрами, ведь именно в сказках раскрываются богатейшие сказки русского языка.
– А.М.Горький писал: «Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».
– Ребята, а вы помните с помощью чего злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну (Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне»). А что был запредмет, говорящий человеческим голосом (Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне»).
(В награду за правильные ответы – сюрприз).
Тихо звучит музыка – отрывок из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»/
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царица тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою – ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
(Исполняется «Марш Черномора» (фрагмент) из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», аранжировка д/детского оркестра Г.Струве.) Звучит отгадка.
Раздался шум; озарена
Мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода…
Инсценировка отрывка из сказки «В гостях у сказочной птицы»
– Ребята, в каких сказках Пушкина встречаются волшебные необыкновенные птицы? Почему мы называем их волшебными? Чем отличается «золотой петушок» от обычного? «Царевна-лебедь» от обычной птицы лебедя?
Петушок. Вроде бы совсем обыкновенная птица, но в замечательной сказке Пушкина она предстаёт перед нами птицей волшебной.
… Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся».
…петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы,
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся,
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
– Давайте подумаем, какого характера должна быть песенка петушка? (Горделивая, смелая, очень звонкая…) (Сами сочинить)
– Кто композитор музыки к сказке «Золотой петушок»? (Прослушивание)
– А теперь поговорим о другой птице – лебеде, которая встречается в сказке Пушкина. Какой? (Сказка о царе Салтане)
– Вспомним, как Пушкин описывает волшебство этой птицы.
…Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт…
…Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
– Посмотрите, как художники-иллюстраторы изобразили плывущего лебедя – гордую величественную птицу…
А художник М.А.Врубель сумел передать момент превращения птицы в царевну.
Художники в красках передают своё видение образа сказочной птицы, а композитор с помощью звуков и своей фантазии рисует музыкальный образ. Кто назовёт композитора, который написал оперу «Сказка о царе Салтане»?
Дети отвечают. Звучит фрагмент из оперы Н.Римского-Корсакова «Царевна-лебедь».
Детям предлагается высказаться о характере музыки, выделить её особенности (величественная, гордая, мелодичная, плавно плывущая…). Затем они движениями пробуют передать под музыку образ сказочной птицы.
– В сказках Пушкина отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.
Награждение победителей конкурсов: чтецов, рисунков и кроссвордов.
– Сегодня мы ещё раз почувствовали волшебную музыку пушкинского стиха.
Надеемся, ребята, вам ещё не раз захочется перечитать сказки А.С.Пушкина. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам, и на которой выросло не одно поколение.
Хор исполняет песню.