mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    06
    сен
    Травы и цветы Печорской стороны
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. Экологическое состояние окружающей среды стало угрожающим не только для здоровья, но и для самого существования человечества. Остро стоит вопрос об охране природы. Поэтому необходимо формирование у ребёнка экологического сознания, воспитание ответственности за сохранение и умножение наших северных богатств. Ознакомление с природой Печорского края позволяет детям на основе знаний о связях в природе и эмоционального воздействия бережно к ней относиться, видеть её красоту, учит создавать материальные блага своим трудом. Развиваются умственные способности детей, наблюдательность память. Включение школьников в активную деятельность по бережному отношению к природе, к своему физическому и нравственному здоровью, к познанию основ народной культуры, истории своего народа есть путь формирования нового поколения. Это направление должно стать важной частью всей образовательной и воспитательной системы в регионе.


    Цель. Воспитание у детей действенной любви и бережного отношения к северной природе.

    Задачи:

    1. Расширение и углубление знаний о северных травах и цветах.
    2. Формирование устойчивого интереса к познанию северной природы и её охране.
    3. Развитие интереса и любви у ребят к северным травам и цветам через различные формы и методы работы.

    План.

    I. Вступление.

    Стихотворение Чупрова Н.А. «В лес хожу».

    Песня Коткиной Т. «Голубель».

    II. Основная часть.

    1. Миф об истории лечебных трав и цветов.

    2. Представление и объяснение названия команд.

    3. Правила конкурса.

    4. Конкурс «Узнай растение».

    5. Викторина «Ой, крапива, лебеда…».

    6. Домашнее задание.

    а). Рисунки растения, которое ребята выбрали для названия команды.

    б). Стихотворение об этом растении.

    в). Сообщение о растении.

    г). Лечебные свойства и рецепты этого растения.

    д). Поговорки, пословицы, загадки.

    е). Исполнение песни.

    7. Загадки.

    8. Конкурс «Фиточай».

    III. Заключение.

    1. Подведение итогов.

    2. Чаепитие с пирогами из северных ягод под запись песни «Сторона ты, моя сторона».

    3. Награждение.

    Ход мероприятия.

    1. Вступление.

    Здравствуйте! Сегодня тема нашего мероприятия (прочитайте, пожалуйста), «Травы и цветы Печорской стороны», которая входит в большой раздел «Животный и растительный мир Печорского края», где мы изучаем более подробно и глубоко природу реки Печоры.

    Стихотворение Н.А. Чупрова «В лес хожу»

    II. Основная часть.

     

    Также поговорим с вами и о целебных свойствах северных трав и цветов.

    Начну вот с чего:

     

    Один из древнегреческих мифов гласит: «Было время, когда все люди были здоровы и счастливы, не зная бед и болезней. За похищение Прометеем огня Зевс отомстил не только мятежному Богу, но и людям, для которых огонь был похищен. По его приказу была создана Пандора – женщина с видом богини, коварная и лживая, - и была она отдана в жёны Эпиметею – брату Прометея, в доме которого хранился страшный ящик с неведомыми человечеству бедствиями. Его-то и открыла мстительная Пандора, и разлетелись болезни по белу свету – и несть им числа.

    Такому обороту не обрадовался даже сам Зевс, но он успел захлопнуть крышку ящика, когда на дне оставалась одна «Надежда». Именно она и движет человеком в поисках различных снадобий и лекарств, когда охватывает его та или иная хворь. Во все времена этот поиск был направлен в одну сторону – к матушке природе. В её кладовых выбор лекарственных растений разнообразен и огромен, но одна беда – нет на них этикеток. Что целебно, что ядовито – к этому человеку приходилось идти собственным путём. Поэтому вполне естественно, что обращался он в первую очередь к более доступным и понятным ему средствам, например, к растениям».

    - У нас на мероприятии присутствует две команды, сейчас они представятся и дадут объяснение своим названиям команд. Есть жюри в составе (представить). Представление команд оцениваем по пятибалльной системе.

    Конкурс «Узнай растение». Приложение 1

    - На столе, в тарелочках разложены северные лекарственные растения. В течение пяти минут два участника, по одному из каждой команды, должны узнать растения. На листочке бумаги написать номер растения, название, листочки отдать жюри. Оцениваем так, за каждое правильно отгаданное название растения 1 балл.

    - А мы продолжаем: «Сведения об использовании их в качестве лекарственных растений обнаружены в самых древнейших письменных памятниках человеческой культуры. Из них узнаём что, например, вавилоняне, широко применяли в этих целях корень солодки, дурман, льняное семя, белену и т.д. Много информации даёт нам о лекарственных растениях греческая литература. Правда, как и все другие народы, греки связывали целебные действия растений с различными магическими представлениями, в которых фигурировало много богов. Всеми же лекарственными травами ведал у них бог Асклепий, латинизированное имя которого Эскулап. У Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор бытует нарицательное имя «эскулап», которым полушутя полусерьезно иногда называют врачей, а слово «панацея» больше нам знакомо как символ средства от любых болезней.

    Крупнейший мыслитель своего времени врач древней Греции Гиппократ дал научное обоснование, применению лекарственных растений, упомянув в своём сочинении 236 видов, которые тогда применялись в медицине. Выдающийся труд о целебных растениях оставил «отец фармакогнозии» (наука о лекарственном растительном сырье), знаменитый врач римской армии – грек Диоскорид (1-ый век до нашей эры). В своём сочинении «О лекарственных травах» он описал свыше 600 видов растений, снабдив их рисунками и указав применение».

    Слово жюри (итоги представления команд, эмблемы, конкурса «Узнай растение»).

    В душе каждого человека живёт любовь к родному краю. Мы должны помнить всегда, что, живые растения – это безопасность человека, а их гибель – его гибель. Давайте узнаем что-то новое о жизни матушки природы.

    Викторина «Ой, крапива, лебеда…» Приложение 2

    - Пока жюри подводит итоги конкурса и викторины, немного узнаем из истории лекарственных растений и способов их применения на Руси: «До нашего времени сохранилось значительное количество сочинений (рукописных и печатных), содержащих описание целебных растений, их способов применения, оставленных представителями и других народов, в том числе и славянских. На Руси, правда, подобные труды возникли значительно позже, чем, скажем, у греков, но известно, что ещё до принятия христианства траволечение практиковалось и здесь. Этим занимались так называемые ведуны, волхвы, знахари, которые были практически в каждой русской деревне. До наших дней сохранился экземпляр русского травника «Мази», составителем которого была внучка Владимира Мономаха Евпроксия.

    Сегодня, когда многие болезни буквально взяли человечество за горло, не поддаются лечению современными средствами, человек всё чаще стал оглядываться назад, обращаться к лечению природой. Доказано сегодня и другое – пользование современными лекарствами не проходит бесследно. А усиленное их применение закладывает основу для следующей более тяжёлой болезни. И ещё. Ежегодно в больницах лечится в среднем 70 млн. человек, каждый четвёртый житель страны. Столько не позволяет болеть ни одно даже самое богатое государство».

    Итак, слово жюри.

    Домашнее задание. Приложение 3

    - Каждая команда подготовила сообщения о растении, которое они выбрали, рисунки, загадки, стихи, песни, пословицы, поговорки, расскажут о лечебных свойствах и рецептах. Оцениваем так: рисунки до 3-х баллов, песни до 3-х баллов, стихи до 3-х баллов, сообщения до 5-ти баллов. Предоставляем слово нашим командам.

    - Уважаемые гости, ребята, если бы у нас в каждой семье был небольшой пучок лечебных трав, знай, мы простые и доступные советы древних знахарей, многих болезней могло бы не быть. По крайней мере, избавляться от простудных заболеваний с помощью народных методов лечения может практически каждый человек. Но слишком мы беспечны и ленивы. Простой пример. Люди пропалывают грядки и выбрасывают крапиву, а ведь в ней почти все элементы таблицы Менделеева! Кладите её в щи, салаты, закатывайте в банки на зиму, сушите. Зимой, заварив её в кипятке, бросьте в ванну и полежите в ней 10-15 мин. Хоть раз в месяц! И ваша кожа – второй дыхательный орган, не менее важный, чем лёгкие – будет застрахована от многих болячек. А сколько других подобных рецептов хранит народная медицина!

    Загадки. Приложение 4

    - Пряно-ароматические, свежесорванные целебные или сушеные травы известны на Руси задолго до чая и кофе. В последнее время они становятся более популярными.

    Конкурс «Фиточай».

    - Скажите, ребята, что означает слово фиточай? (Травяные настои, отвары).

    - На столе находятся пять заварных чайников. Кто-нибудь один из команды берёт чайник, наливает каждому понемножку в чашку, попробовав и посовещавшись вместе, вы записываете на листочке номер чайника и название растения, которое заварено в чайнике. Листки отдаёте жюри. На конкурс даётся 5 минут. Время пошло.

    III. Заключение.

    Жюри подводит окончательные итоги.

    Северный народ любит чаёвничать (пить чай), так что получим удовольствие от чашечки ароматного чая с пирогами с начинкой из наших северных ягод.

    Наша встреча подошла к концу. Большое спасибо участникам команд за прекрасную подготовку и активное участие в мероприятии. Думаем, что все присутствующие узнали что-то новое и интересное из удивительной жизни трав и цветов нашей печорской сторонушки. Включается запись песни Коткиной Т. «Голубель».

    В конце чаепития жюри объявляет победителей. Команды награждаются призами.

    Литература:

    1. Баландин С. ст. «Полезные растения». Ж. «Северные просторы». Петропавловск – Камчатский 1989г.
    2. Васильева Т.В., Примишц Н.Н. «Загадки и стихи о растениях и сезонах». Арх-ск., 1994г.
    3. Губанов И. Энциклопедия природы России «Пищевые растения». М., 1996г.
    4. Замятина Н. «Лекарственные растения». Энциклопедия природы России. М., 1998г.
    5. Замятина Н. «Декоративные растения». Энциклопедия природы России М., 1997г.
    6. Иванов В. ст. «Аптекарский огород», «Зелёная аптека». Ж. «Крестьянка» прил. №7, М., 1985г.
    7. Кордас Ю. «Зелёный стол». Изд-во «Висник», Житомир, 1990г.
    8. Ляховская Л.П. «Пироги». Изд-во «Экономика», М., 1986г.
    9. Рыженков Г.Д. «Народный месяцеслов», Изд-во Современник», М., 1992г.
    10. Степашева И. «Монастырская кухня», Изд-во ВБПХЛ, М., 1991г.
    11. Солодухин Е.Д. «В мире трав». Коновал Э.М. «По цветы, по ягоды за красой». Ж. «Работница». М.1985 г.
    12. Чупров Н.А. «Печорские сполохи». Усть-Цильма 1997г.
    13. 13. Чумаков Ф.И. «Лесное лукошко» Изд-во Сев.-Зап. Арх-ск 1992г.
    14. 14. Явтысый П. «Зов морошковой земли», изд-во «Детская литература», М., 1989г.
    15. «Тайны народной медицины», изд-во «Н-Марский филиал АПТП, Нарьян-Мар 1991г.
    16. Ж. «Здоровье» рекомендует, изд-во «Здоровье», М., 2000г.
    17. Ж. «Жизнь без лекарств». Изд. «Русская книга». М. 1992 г.
    18. «Ароматное лекарство», «Чай с травами», «Лекарство у дороги», «Что хранит пастушья сумка», «Деликатес из-под забора», «Лопух это здорово!», «Жёлтый подобничек», «И лекарство, и еда». «Одуванчик на завтрак», «Наши святые целители». Правосл. календарь на 2003г. Изд. Совет РПЦ.

    Оборудование:

    • Рисунки учащихся о природе (конкурс «Печорский край»).
    • Стенды: «Край любимый, край родной», «Лес - наш друг», «Всё о природе».
    • Плакаты с изображением природы, вырезные буквы «Люблю печорские края», «Возле леса жить, голодному не быть», «Родина ты и прекрасна, всесильна, могуча».
    • Магнитофон, кассеты с записью песен «Девять месяцев зима», «Сторона ты моя, сторона».
    • Чайники, чайные сервизы, ложки, тарелки, скатерти и т.д.
    • Пироги с морошкой, брусникой, черникой, морсы из ягод, фиточаи.

    Кийко Ольга Александровна, воспитатель


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5902
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.