Все больше ребят предпочитают пахать на подготовительных курсах в вузы и
забивают на учебу в 10-х и 11-х классах
.
- В школу больше не пойду! - с отвращением швырнул рюкзак Максим и грохнул
дверью в свою комнату.
Вечером на семейном совете Макс, белея от злости, оправдывался:
- Сдалась мне эта история! А Алпетре плевать, она мне «пару» за четверть
вывела...
- Что же это теперь будет?! - всхлипывала мама Зоя. - Не дадут тебе школу
нормально окончить!
- Сколько раз говорил: с учителем не спорь, - стучал по столу папа
Володя.
Макс вовсе не трудный подросток и не недотепа. Просто с 9-го класса Максим
грезит стать знаменитым программистом. Комната увешана дипломами с районных и
городских олимпиад по математике и информатике. А в дневнике - сплошные трояки
по химии с биологией. Теперь вот двойка в четверти по ненавистной истории. И чем
ближе выпускной, тем чаще приходится собирать экстренное родительское собрание
на кухне.
Непрофильные педагоги
Большинство сегодняшних старшеклассников уже четко знают, куда будут
поступать. Ну или хотя бы определяются: физика или лирика. Но у учителей ведь
есть программа: не усвоил - садись, два. В аттестат, конечно, двойку не
поставят, но нервы с пересдачами попортят. Старшеклассники с упертыми педагогами
борются как могут: кто уходит в экстернат, кто договаривается о «щадящем режиме»
с учителями, а сами изо всех сил корпят над нужными предметами, нанимают
репетиторов, выкраивая время между занятиями на подготовительных курсах
облюбованного вуза. Выходит, образование в старших классах у нас вовсе и не
общее, как это написано в законе, а непрофильные учителя трудятся впустую?
В свободное плавание
- Проблема старшеклассников и учителей - ровесница новой России, -
объясняет лучший учитель страны нынешнего года, московский математик Анна МЕХЕД.
- В Советском Союзе вузы имели право гонять поступающих только по школьной
программе. Почувствовав свободу, вузы стали разрабатывать собственные программы
вступительных, которые, мягко говоря, сильно отличаются от того, чему учат в
школе.
Принцип понятен? Любой студент подтвердит: хочешь поступить в сильный вуз -
заранее готовься по программе, разработанной институтом. Даже сейчас, с
переходом на Единый госэкзамен, схема, по сути, не изменилась. Просто вузы
готовят к сдаче ЕГЭ, но под свои задачи. Скажем, экономические вузы вдалбливают
своим абитуриентам математику, русский и экономику (хотя отдельно такого
школьного предмета нет, зато есть раздел в курсе «Обществоведение»).
Старшеклассников учат сдавать на солидные баллы ЕГЭ по этим предметам. Ничего
плохого в этом нет: вуз в конце концов получает своего студента - готового
воспринимать сложную программу базовых дисциплин на нужном преподавателям
уровне.
Но тогда зачем параллельная учеба по этим и другим предметам в школе? Даже
профильные классы от перегрузок не спасают: все равно есть программа, и даже
самые завзятые физики с математиками обязаны изучать ту же самую историю.
- Так будет, пока мы не перейдем к единой системе профильных классов, -
уверена Анна Мехед.
Аттестат за деньги
В результате с каждым годом все больше старшеклассников уходят в свободное
плавание - экстернат. Появился даже специализированный сайт, на котором есть
списки школ, работающих с экстернами (
www.extern-mos.ru). Это удобно, особенно в большом городе: в
школе нужно появляться пару раз в неделю на практических занятиях и зачетах,
остальное время в твоем распоряжении: хочешь - беги к репетитору, хочешь - езжай
на вузовские курсы. Есть и еще одна причина, по которой старшеклассники
отказываются от традиционных уроков: школ с профильными классами много, а
сильных учителей, способных в них подготовить к поступлению, мало.
Поэтому и не хотят ребята учиться в школе! Отбывают ее как повинность. И
это, заметьте, не самые слабые и глупые ученики. В результате - конфликты,
нервы, истерики, как школьников («Чего к нам придираются? Мы же не
бездельничаем?»), так и преподавателей («Они же заниматься не хотят!»). Конфликт
разрастается. Экстернат становится просто формой ухода от школьных будней, где
без лишней нервотрепки штампуют вполне себе приличные аттестаты. И это всех
устраивает: ведь конкурс среднего балла аттестатов в вузах отменили. Школьнику
нужны корочка об окончании курса полной средней школы и душевное спокойствие. В
Москве такая «услуга» стоит от 15 до 30 тысяч рублей.
Как быть? Не грузить
Вот и появляется у пап с мамами проблема: что делать? Плюнуть на все и не
замечать плохих оценок? Но как же престиж: «Мы что, двоечника вырастили?!» Или
насесть, чтобы успевал хорошо учиться на всех фронтах? Но тогда отпрыску
недалеко и до нервного срыва.
- Для начала определитесь, чего хочет сам ребенок, - советует член
Ассоциации детских психиатров и психологов Вера ПОВЕТКИНА. - Есть дети
целеустремленные - такие обычно растут в демократичных семьях, где
прислушиваются к мнению ребенка, где на него не давят.
Если вы видите, что старшеклассник действительно увлечен каким-то предметом
и показывает хорошие успехи, дайте ему заняться любимым делом. Но осторожнее с
экстернатом! Он подойдет только для самостоятельных детей. Подросток должен
уметь организовать себя, четко расписать свое рабочее время: когда готовиться по
общеобразовательным предметам и экзаменам, как правильно составить график
занятий с репетиторами и на курсах.
Некоторые родители стараются по максимуму загрузить ребенка, дать ему
разностороннее образование. Опять-таки спросите собственного ребенка: а потянет
ли он нагрузку, а хочет ли он променять два часа вечерней прогулки на учебники?
Помните, что слишком напряженный график ни к чему хорошему не приведет. Учебные
нагрузки накладываются на чисто физиологические трудности подросткового периода.
У подростков утомляемость повышенная. Поэтому не заставляйте своего
старшеклассника учиться без перерыва. Обязательно нужно находить время на
прогулки. Большинство подростков гуляют по вечерам, общаются со сверстниками.
Это нормально и даже необходимо.
Нет ничего страшного, если после напряженной учебной недели сын или дочь
просто закидывает учебники подальше и все воскресенье бьет баклуши. Такой
разгрузочный день просто необходим!
Хорошо, когда умственный труд чередуется с физическим. К примеру, если
ребенок после занятий в школе и обеда идет в спортивную секцию и только потом
занимается с репетитором. Если не успеваете в будние дни, можно спортивные
секции и экскурсии на свежем воздухе сгружать на выходные.
Бакалавров и магистров узаконили
Вчера президент страны подписал закон, который окончательно вводит в высшей
школе уровни образования. Теперь абитуриент сможет выбрать, по
какой программе подготовки он будет учиться. Можно выбрать бакалавриат, за
четыре года получить диплом и начинать трудовую жизнь. Есть вариант продолжить
обучение в магистратуре (еще два года) - этот уровень уже для тех, кто хочет
заниматься исследовательской деятельностью. Но в некоторых институтах останется
и старая пятилетняя схема - специалитет.
Максим ЛЬВОВ